Российские разработчики для iPhone: «Вакханалия пиратства существует благодаря Apple»
Правила работы магазина приложений App Store поощряют пиратство, рассказывают в отечественном разработчике Paragon, убедившемся в этом на собственном опыте. Удаление контрафактного приложения из App Store может занять до полугода, в то время, как из Google Play «пиратка» удаляется за три дня.Правила работы App Store способствуют распространению пиратских приложений для iPhone и iPad, полагает вице-президент компании Paragon Software Александр Зудин.
К такому выводу он пришел в попытках заблокировать распространение в магазине приложений Apple словарного приложения Dict Big EN-RU предлагающего нелицензированный «Новый большой англо-русский словарь» Юрия Апресяна для iPhone по цене $4,99. Сам Paragon продает в App Store аналогичный словарь собственной разработки, лицензированный своим партнером «АСТ-Пресс» за $34,99.
В Paragon рассказывают, что приложение с нелицензированным словарем продавалось в количестве «несколько сотен копий в месяц», в то время, как их программа была реализована в количестве около 5 тыс. штук. Таким образом, речь могла идти о влиянии контрафактного приложения на продажи продукта Paragon.
История с удалением словаря разработчика Алексея Соловьева из App Store длилась почти полгода, начавшись в декабре 2011 г., когда Paragon Software обратился в Apple с просьбой удалить нелицензионный контент.
Александр Зудин рассказывает, что его компании сразу пришлось столкнуться с нежеланием «яблочного» производителя удалять контрафактное приложение. Первым ответом на письмо Paragon стало предложение Apple двум разработчикам договориться между собой.
Интересно, что торговлю приложениями в Европе Apple ведет из своего офиса в Люксембурге, говорит Зудин. Скорее всего, это вызвано существующим там самым низким в Европе налогом с продаж (VAT) - 15%. В Люксембурге не действует американский закон DMCA (Digital Millennium Copyright Act, «Закон об авторском праве в цифровую эпоху»), и, в силу географического расположения офиса, Apple имеет возможность егоигнорировать при торговле приложениями по всей Европе. По словам Зудина, «Apple решает вопрос с контрафактом «по понятиям», хочет - снимает с продажи, хочет - нет».
Чтобы удалить контрафактное приложение из App Store, официальному разработчику понадобилось почти полгода
Таким образом, рассказывает вице-президент Paragon Software, переговоры об удалении нелицензионного словаря мужду его компанией и Apple затянулись почти на полгода, и приложение Dict Big EN-RU, содержащий спорный контент, было удалено из магазина только в конце мая.
«Никто из нас не жаждал крови и не затевал юридического или уголовного преследования», - говорит Александр Зудин, - «Но нам было важно, чтобы магазины убрали из продажи нелицензионные словари».
Интересно, что в App Store до сих пор присутствуют несколько словарей того же разработчика Алексея Соловьева, который выпустил спорное приложение Dict Big EN-RU, включая одноименное приложение для iPad. Он сообщил CNews, что после получения претензий правообладателя его приложения были переработаны, и вызвавший неудовольствие Paragon словарь Апресяна был из них удален.
По его словам, «речь шла о неправомерном использовании лишь одного из источников информации в приложении», в то время, как оболочка, создание баз и их обработка принадлежали самому Соловьеву. Разработчик пояснил CNews, что он направил правообладателю словаря Апресяна издательству «АСТ-Пресс» просьбу о его лицензировании для своего приложения.
Александр Зудин удивляется, как при строгой цензуре приложений, существующей в Aplle, компания может допустить к продажам в App Store словарное приложение ценой $2-3 доллара, при том, что такой цены у лицензионных словарей быть не может: «Вакханалия пиратства существует благодаря тому, что Apple смотрит на пиратов сквозь пальцы».
Александр Зудин рассказывает, что в магазине Google Play, продающем приложения для Android, вопрос соблюдения авторских прав решен гораздо удобнее для правообладателя.
В случае обращения правообладателя по поводу нарушения его прав, Google предлагает автору приложения - предлагаемому нарушителю - в течение трех дней сделать подтверждение (Statement) того, что он своим контентом не нарушает ничьих авторских прав, либо удалить спорный контент самостоятельно.
Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников
Заявление имеет силу клятвы под присягой, и, если оно оказалось ложным, может принести нарушителю крупные юридические неприятности на территории США. Зудин говорит, что обычно нарушители авторских прав не рискуют делать ложных подтверждений, предпочитая удалять контент самостоятельно, либо предоставляя это делать Google, который снимает приложения с продажи, если не получает подтверждения в трехдневный срок.
Так, по словам Зудина, из Google Play были без особых проблема удалены от 10 до 15 наименований словарей, размещенных компанией-разработчиком Tavola.