Покупатели отказываются от GPS-навигаторов
В 2012 г. продажи автомобильных навигаторов в России выросли почти на 5% до 1,5 млн устройств. Однако с начала 2013 г. аналитики фиксируют отрицательную динамику - потребители активно переключаются на смартфоны.Пятью крупнейшими брендами российского рынка автомобильных навигаторов по итогам 2012 г., в порядке убывания рыночной доли, стали Explay, Prestigio, Prology, Lexand и Texet. Такие данные сообщаются в отчете Euromonitor, который оказался в распоряжении CNews.
Доля Explay в общем объеме проданных устройств составила 28,7%, Prestigio - 26,1%, Prology - 11,2%, Lexand - 7,2% и Texet - 5,3%.
Примечательно, что в Prestigio считают, что их доля на рынке навигаторов выше и составляет около 30%. Такую цифру назвал CNews исполнительный директор Prestigio в странах СНГ и Восточной Европы Юрий Антошкин.
Исходя из представленных Euromonitor данных, в 2012 г. бренд Prestigio, которому в 2011 г. принадлежало 28,4% рынка, уступил первенство компании Explay. Доля Explay в 2011 г. на российском рынке автомобильных навигаторов составляла 24,7%. Остальные участники Топ-5 остались на прежних позициях, увеличив свои доли. Исключением стал бренд Prology, доля которого не изменилась.
Анна Трифонова, представитель Media Markt, говорит, что в ее сети несколько другое распределение долей по сравнению с данными Euromonitor International, хотя самые большие доли из пятерки, отмеченной аналитической компанией, также занимают навигаторы: Explay - 20%, продажи остальных брендов из их списка не столь велики. Пятеркой самых популярных навигаторов в сети Media Markt за 2012 г. стали устройства марок Explay, Shturmann, Oysters, Lexand, Garmin. По сравнению с 2011 г., продажи навигаторов выросли процентов на 10-15%. Больше всего навигаторов было реализовано в Москве, с небольшим отставанием идут Самара и Тольятти. Также высокие продажи показали магазины Ростова и Краснодара.
В 2012 г. рынок вырос, но с 2013 г. демонстрирует отрицательную динамику
CNews удалось получить сведения исследовательской компании GfK, согласно которым, за период с января 2012 по ноябрь 2012 г. в России было продано почти 1,5 млн автомобильных навигаторов. В сравнении год к году продажи возросли менее чем на 5%. В 2011 г. объем рынка достиг 1,43 млн штук.
Самым продуктивным оказался июль 2012 г., в который было продано 192 тыс. устройств. Наименьшие продажи пришлись на март и апрель - в них было продано по 109 тыс. навигаторов.
Антошкин подтвердил, что в 2012 г. рынок вырос, но добавил, с начала 2013 г. они фиксируют падение спроса к автомобильным навигаторам. Оценивая динамику помесячно, аналитики Prestigio фиксируют падение продаж на 10-20% в сравнении год к году. Спрос смещается в сторону смартфонов, которые в основной массе оснащены GPS-приемниками. В Западной Европе подобная ситуация развивается на протяжении последних нескольких лет.
«Из-за сжатия рынка стоимость навигаторов снижается: GPS и карты теперь доступны и на других устройствах – смартфонах, планшетах, размер экрана многих из которых уже сравнялся с размером экрана навигаторов. Соответственно, темп роста рынка навигаторов замедляется и дальнейшее его стагнация – это вопрос нескольких лет»,- комментирует ситуацию на рынке навигаторов генеральный директор компании Explay Эдуард Ващенко.
Представитель Prestigio также поделился прогнозами на ближайшие 1-2 года. По его мнению, акценты рынка GPS-навигации будут смещаться в сторону моделей на базе системы Android. Эта платформа позволяет выпускать более функциональные и мощные навигаторы, в сравнении с таковыми на основе устаревшей WinCE.
Уже к концу 2013 г., ожидают в Prestigio, основная масса новых навигаторов будет базироваться на платформе от Google. Вдобавок, скорее всего, сохранится повышенный спрос на 5-дюймовые навигаторы. Сейчас им принадлежит около 60-70% рынка. Что касается 6- и 7-дюймовых моделей, то они занимают примерно 18%. У 4-дюймовых навигаторов доля составляет около 20%.