Разделы

Бизнес Кадры Инвестиции и M&A Техника

Мир прощается с Nokia: «Они продали ее по шок-цене»

В то время как аналитики со скепсисом рассматривают сделку по продаже мобильного подразделения Nokia в Microsoft и роль в ней Стивена Элопа, рынок отреагировал рекордным взлетом акций финского производителя.

«Продажа по шок-цене»

Официальное сообщение о продаже мобильного бизнеса Nokia корпорации Microsoft вызвало на фондовой бирже Хельсинки взлет акций финского производителя на 48%, что является, как сообщает Bloomberg, рекордным ростом за всю историю их торгов.

Между тем, аналитик Forbes Теро Куттинен (Tero Kuittinen) заявил, что предложенная за Nokia цена вызвала у него «внутреннее потрясение» (visceral shock): «Конечно, дни славы Nokia миновали, и капитализации в 110 млрд евро уже нет, но все же это потрясение - увидеть, как подразделение устройств и сервисов продается за 5,5 млрд евро». В 110 млрд евро Nokia оценивалась в 2007 г.

Действительно, аналогичное подразделение Motorola Mobility вместе с меньшим числом патентов (17 тыс.) было в 2012 г. приобретено Google за $12,5 млрд.

Стоит заметить, что Nokia - не самая крупная покупка Microsoft за последние годы. Так, в 2012 г. софтверный гигант приобрел сервис Skype за $8,5 млрд, что составляет около 5,9 млрд евро.

С другой стороны, сервис интернет-рекламы aQuantive, приобретенный в 2007 г., и списанный в убытки в 2012 г., обошелся Microsoft дешевле, чем Nokia. Он был куплен за $6,333 млрд, из которых списали $6,2 млрд.

Что получит Microsoft

Помимо подразделений по производству смартфонов и мобильных телефонов Nokia передаст в Microsoft долгосрочное лицензионное соглашение с производителем процессоров Qualcomm и другие имеющиеся у нее лицензионные соглашения.

Nokia сохранит свои 38500 патентов на разработки и дизайнерские решения, но предоставит Microsoft лицензии на свои патенты на 10 лет с момента закрытия сделки.

Microsoft получит лицензию на использование бренда Nokia, хотя Nokia продолжит им владеть и управлять.

Nokia даст Microsoft возможность продлить патентное соглашение между компаниями на неограниченный срок.

Вместе с мобильными подразделениями в Microsoft перейдут 32 тыс. сотрудников Nokia, работающих как в Финляндии, так и в других странах мира.


Стив Балмер долго готовил покупку Nokia

Что останется у Nokia

В распоряжении компании после закрытия сделки останется около 56 тыс. работников, участвующих в исследованиях и разработке, а таже занятых развитием картографического сервиса Nokia Here.

Nokia получит от Microsoft право на использование патентов Microsoft в картографическом сервисе Nokia Here. Microsoft станет стратегическим лицензиатом Here и доплатит Nokia за четырехлетнюю лицензию на сервис.

Microsoft немедленно и независимо от закрытия сделки предоставит Nokia финансирование объемом 1,5 млрд евро в виде трех траншей по 500 млн евро в конвертируемых облигациях.

Кроме того, Nokia после выделения из нее мобильного подразделения будет по-прежнему владеть 100% пакетом компании Nokia Solutions and Networks. Это крупный производитель телекоммуникационного оборудования с выручкой в 2012 г. 13,1 млрд евро, ранее известный как Nokia Siemens Networks.

Что станет с большими людьми

Нынешний гендиректор Nokia Стивен Элоп (Stephen Elop) по завершении сделки перейдет в Microsoft. До завершения сделки он будет занимать должность вице-президента Nokia.

Его обязанности временно примет на себя председатель совета директоров Ристо Силасмаа (Risto Siilasmaa), который будет занимать должность гендиректора, пока компания не найдет постоянной замены Элопу.

Топ-менеджеры Джо Харлоу (Jo Harlow), Крис Вебер (Chris Weber), Юха Путкиранта (Juha Putkiranta) и Тимо Тойкканен (Timo Toikkanen) последуют за Стивеном Элопом в Microsoft.

Интересно, что исполнительный вице-президент Nokia по дизайну Марко Ахтисаари (Marko Ahtisaari) на фоне новостей о продаже мобильного бизнеса компании заявил о намерении покинуть должность с 1 ноября 2013 г., и через месяц уволиться из компании, чтобы заняться собственным бизнесом.

Более 150 отечественных производителей электроники представят свои передовые разработки
Бизнес

Теро Куттинен из Forbes замечает, что мотивы Стивена Элопа на посту главы Nokia нуждаются в пристальном рассмотрении. Элоп пришел из Microsoft в Nokia в 2010 г., и очень быстро понял, что единственная надежда для Nokia, продающей на тот момент 24 млн устройств в квартал - это переход на платформу Windows Phone. Устранив в компании направление разработки альтернативной ОС MeeGo, Элоп в итоге продал смартфонное подразделение Nokia за невысокую цену в Microsoft, откуда он вышел и куда вернется.

Заслуги Стивена Элопа

Стивен Элоп, бывший глава подразделения Business Division в Microsoft, возглавил Nokia в сентябре 2010 г. За время его работы капитализация компании упала с более чем $50 млрд ($56,3 млрд в марте 2010 г.) до $14,61 млрд на 30 августа 2013 г.

Доля Nokia на рынке смартфонов снизилась с 36,6% на начало его правления (и с 49,4% на момент премьеры iPhone в 2007 г.) до 4,3% к осени 2012 г.

В 2011 г., в первый полный год работы Стивена Элопа, выручка Nokia снизилась на 9% по отношению к 2010 г., составив $38,659 млрд. В 2012 г. выручка компании выразилась лишь в $29 млрд. Операционные убытки Nokia в 2011 г. и в 2012 г. составили соответственно 1,073 млрд евро и 2,3 млрд евро.

Павел Ахметчанов, Т-Банк: Онлайн-доски борются не друг с другом, а с неудобными процессами
ИТ в банках

У другого признанного неудачника рынка смартфонов компании BlackBerry (бывшей R.I.M.) за тот же период показатели выручки демонстрировали большую стабильность. В 2009-2010 финансовом году компания отчиталась в $15 млрд, а в 2011-2012 фингоду - в $18,4 млрд выручки.

После заявления о сделке между Nokia и Microsoft Стив Балмер (Steve Ballmer) в интервью The Verge заявил, что, хотя покупка Nokia и была частью долгосрочного плана, вероятность ее осуществления была не стопроцентной.

Балмер не подтвердил, хотя и не опроверг, информацию о том, что Стивен Элоп, вернувшись в Microsoft, займет место гендиректора сотверной корпорации после того, как его в будущем году покинет сам Балмер.

Чего ожидает рынок

Президент компании «Евросеть» Александр Малис полагает, что сделка между Nokia и Microsoft была «более-менее ожидаема: все поведение Nokia показывало, что компания готовится вступить в альянс с Microsoft».

По словам ритейлера, главный вопрос сейчас - удастся ли Nokia начать выпускать устройства, которые понравятся рынку: «Надо признать, что пока платформа Windows Phone, на которой работают смартфоны Nokia, воспринимается покупателем не очень хорошо. Нужно выпускать очень хорошие устройства, чтобы пользователь, привыкая к дизайну, постепенно принял и платформу Microsoft».

Сейчас Россия - не самый плохой рынок для Windows Phone, однако, его развитие будет зависеть от того, будет ли Nokia и дальше допускать на нем ошибки, предупреждает Малис. Важнейшая из таких ошибок - это ценовое позиционирование устройств, при котором они выводятся на рынок дороже своей реальной стоимости, а потом цена корректируется, и те, кто их успел купить, чувствуют себя обманутыми.

Также очень важно, чтобы были обновлены бюджетные устройства Nokia, которые до сих пор востребованы покупателем, говорит глава «Евросети».

Коммерческий директор «Связного» Юрий Лабис с оптимизмом смотрит на перспективы мобильного подразделения Nokia в составе Microsoft: «Альянс Microsoft и Nokia - событие, достаточно логичное с точки зрения основных трендов развития рынка. Он позволит усилить позиции бренда на мировом рынке и в России, а также быстрее стимулировать популярность ОС Windows Phone особенно с учетом активности основных конкурентов».

По мнению Юрия Лабиса, на российском рынке бренд Nokia еще до создания альянса выступал важным популяризатором продукта Microsoft среди покупателей гаджетов. Продвижения собственно ОС Windows Phone без связки с конкретными устройствами на российском рынке не хватало. Лабис предполагает, что сделка даст компаниям больше возможностей для вывода на рынок инновационных продуктов, развития существующей операционной системы и, наконец, более активного продвижения ее преимуществ, которое необходимо.

Топ-менеджер «Связного» утверждает, что за последние шесть месяцев в России популярность ОС Windows Phone значительно выросла, и именно бренд Nokia стал ключевым игроком, благодаря которому это произошло.

Доля ОС Windows Phone в продажах смартфонов в I полугодии 2013 г. в России составила 6%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (забрав долю у Bada и Symbian) и заняв третье место наряду с Android и iOS.

Продажи устройств на Windows Phone в натуральном выражении в стране выросли более чем на 100% в I полугодии 2013 относительно I полугодия 2012. Одним из важнейших драйверов такого роста стал запуск новинок линейки Lumia.

Владислав Мещеряков