Счетная палата назвала ИТ-систему ПФР неработающим справочным приложением
Средства на ИТ-систему Пенсионного фонда, предназначенную для учета его недвижимости, потрачены неэффективно, поскольку не позволяет подписывать внесенные в него документы электронной подписью, а 90% информации, необходимой для ее функционирования, вводится вручную, заявили в Счетной палате. Главная информационная система ПФР также вызвала вопросы аудиторов.Коллегия Счетной палаты подвергла критике работу ИТ-систем Пенсионного фонда России по итогам их плановой проверки, которую представители палаты проводили по данным 2013 г. и I-III кварталов 2014 г.
Самые интересные замечания аудитора Владимира Катренко, доложившего о результатах проверки, касаются «Комплексного решения по управлению капитальным строительством, материально-техническим обеспечением и недвижимым имуществом».
Это решение не позволяет подписывать внесенные в него документы электронной подписью, что делает эту автоматизированную систему «справочным приложением к достоверным результатам ручного «бумажного труда» по ежегодной паспортизации недвижимого имущества ПФР», - заявил аудитор.
Он рассказал, что 90% информации, необходимой для функционирования «Комплексного решения» вводится вручную, так что цели его внедрения не достигнуты. Кроме того, говорит аудитор, в системе содержатся недостоверные данные как о недвижимом имуществе Пенсионного фонда, так и о количестве его сотрудников.
В планах работы Пенсионного фонда не предусмотрена адаптация этого «Комплексного решения» к создаваемой системе автоматизации ПФР (АИС ПФР-2 ). Следовательно, по словам аудитора, «Комплексное решение», принятое в эксплуатацию еще в 2011 г., к настоящему времени (на октябрь 2014 г.) не внедрено в деятельность фонда в полном объеме, и, таким образом, «средства в размере i67,8 млн, потраченные ПФР на разработку и внедрение Комплексного решения, были использованы фондом неэффективно».
Кроме того, аудиторы нашли в Комплексном решении интересную ошибку. При расчете средней стоимости арендной платы по любому региону ПО суммирует стоимость аренды по всем подразделениям, но не делит сумму на число подразделений, таким образом, возвращая при запросе не среднюю стоимость аренды, а сумму всей арендной платы за год.
Аудитор обратил внимание, что и сама информационная система фонда АИС ПФР подвержена риску возможных сбоев «в осуществлении значимых социальных функций фонда». В то же время запуск в ПФР новой информационной системы АИС ПФР-2 может быть «дезорганизован», сообщает аудитор, поскольку полномочия Исполнительной дирекции ПФР и Информационного центра персонифицированного учета по разработке и внедрению этой системы дублируются.
По словам Владимира Катренко, срок ввода в эксплуатацию АИС ПФР-2 в сентябре 2016 г. может быть нарушен, поскольку фондом не предусмотрено приобретение автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалиста совместно с технологическим оборудованием для создаваемой системы. Это может привести к тому, что оборудование для АИС ПФР-2 формально будет введено в эксплуатацию, однако сотрудники фонда не смогут с ним работать.
Аудитор Счетной палаты указал в отчете на нарушение в ПФР правил персонального учета граждан. По его словам, обработку данных о гражданах ведет Информационный центр персонифицированного учета, в то время, как по действующему законодательству этим должен заниматься непосредственно Пенсионный фонд.
В отчете Владимира Катренко содержатся данные о расходах Пенсионного фонда на ИКТ: в 2013-2014 г.г. ведомство потратило на эти нужды i14,7 млрд.
Аудитор отметил неравномерность расходов ПФР в этой сфере. Так, в 2013 г. 55,8% всех годовых расходов в пришлись на IV квартал, а за девять первых месяцев было 2014 г. потрачено только 39,2% годовых расходов.
Сумма дебиторской задолженности ПФР в сфере ИКТ на 1 октября 2014 г. составляла i362,6 млн, а сумма кредиторской задолженности фонда по ИКТ-расходам на 1 октября 2014 г. - i416,2 млн.
Сразу после публикации 11 февраля 2014 г. отчета Счетной палаты о проверке в ПФР, пресс-служба Пенсионного фонда выступила с заявлением, в котором от имени ведомства пообещала устранить замечания Счетной палаты к 1 марта 2015 г. и предоставить отчет об этом в Счетную палату. «В настоящее время ПФР реализует комплекс мер, направленных на устранение замечаний Счетной палаты России», - сообщил фонд.
Комментируя выводы Счетной палаты, пресс-служба Пенсионного фонда напомнила, что «Комплексное решение по управлению капитальным строительством» - это сложный программный комплекс, подверженный постоянным изменениям вследствие новых требований нормативно-правовых актов, пользователей, внешней и внутренней среды. Применение электронной подписи в комплексном решении станет следующим этапом его развития.
В настоящее время этот программный комплекс дорабатывается и будет интегрирован в АИС ПФР-2, сообщили представители ПФР.
Система АИС ПФР-2 реализуется в соответствии с графиком, и (если в 2015-2016 г.г. не произойдет значительного секвестирования бюджета ПФР на создание АИС и существенных изменений в пенсионном и социальном законодательстве), будет внедрена к концу 2016 г.
При внедрении такой сложной системы, как АИС ПФР-2, существуют риски, признает пресс-служба Фонда, однако они прогнозируются, учитываются и минимизируются действиями специалистов ПФР и разработчиков системы. Сама АИС ПФР-2 направлена на снижение уровня «ручного» труда и повышение уровня автоматизации технологических процессов, подчеркнули представители Фонда.
ПФР сообщил, что с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия, а также путем двустороннего информационного обмена к его ИТ-системам подключены 2500 информационных систем органов государственной власти всех уровней.
В среднем за год ПФР отвечает на более чем 700 млн внешних запросов различных ведомств. Самые крупные потребители информации ПФР это Фонд обязательного медицинского страхования, Росреестр, органы социальной защиты и здравоохранения субъектов РФ.