«Крок»: Кризис – хорошее время для развития собственных разработок
Более 15 лет в компании «Крок» существует направление собственных разработок. На его счету сотни проектов и множество созданных с нуля уникальных продуктов. О работе направления в интервью CNews рассказывает его руководитель Сергей Стрелков.CNews: Какие собственные разработки ведет «Крок»?
Сергей Стрелков: Это направление в компании «Крок» действует в составе отдела разработок программного обеспечения. Для понимания масштабов скажу, что весь отдел насчитывает около 280 сотрудников – это примерно десятая часть всего персонала компании, и за все годы работы он выполнил более 350 проектов. Во многих из них так или иначе присутствуют собственные разработки «Крок», даже если основная задача заключается во внедрении типовых, тиражных бизнес-приложений. Дело в том, что у заказчика могут быть уникальные бизнес-процессы, под которые приходится разрабатывать решения. Как правило, речь идет о госзаказчиках, либо о крупных компаниях с нетипичными задачами.
CNews: Что именно вы разрабатываете?
Сергей Стрелков: Мы создаем разнообразные программные решения. Бывают крупные, масштабные задачи, а бывают, хоть и редко, так называемые монопроекты, которые ведет один разработчик. Иногда мы участвуем в разработке программно-аппаратных комплексов вместе со смежными подразделениями компании «Крок».
Я считаю, что
лучше всего показать нашу деятельность на примерах. Есть знаковые проекты,
такие, как участие в автоматизации обработки результатов Всероссийской переписи
населения, разработки для Росстата и ЦИКа.
Сергей Стрелков: Мы
можем предлагать заказчикам наиболее эффективные решения с архитектурной,
технической и коммерческой перспективой
Автоматизация переписи населения и сельскохозяйственной переписи – это очень масштабные мероприятия, которые включают в себя множество параллельных проектов. Процесс обработки переписи предусматривает несколько стадий: сканирование заполненных машиночитаемых бланков, верификацию данных на наличие ошибок и формально-логический контроль – если в одном поле указано, что в фермерском хозяйстве работают трое рабочих, то в других полях также должны быть указаны три человека и т.п.
После этого
данные загружаются в региональную базу, проходят выверку и отправляются
фельдъегерской почтой в Москву. И там они уже загружаются в федеральную базу,
на основании которой Росстат может формировать фиксированную и аналитическую
отчетность.
На аналогичных технологиях потокового ввода данных мы делали проекты по автоматизации процессов Единого государственного экзамена в 20 регионах. Это тоже был очень крупный проект, результатом которого стала система обработки результатов ЕГЭ для сотен тысяч учеников в очень сжатые сроки.
Есть ряд проектов для Федерального дорожного агентства, в частности, по созданию системы визуализации и хода работ на дорожном строительстве или разработке, сопровождению и техподдержке единого реестра автомобильных дорог, который используется для выдачи выписок в рамках оказания государственных услуг. По заказу Центральной избирательной комиссии мы работали над государственной информационной системой «Выборы» – делали подсистемы контроля избирательных фондов кандидатов, финансирования политических партий, разрабатывали программное обеспечение для комплексов обработки избирательных бюллетеней - КОИБов.
Бывают и уникальные, можно сказать, экзотические разработки. Например, для контроля физического состояния работников компаний «Крок» создает медицинские терминалы или киоски. Такие сейчас используют на одном из горнодобывающих предприятий: перед сменой шахтеры проходят бесконтактное тестирование на алкоголь. Для подобных организаций это очень критично. После тестирования случаются и увольнения, но в этом случае показания медкиоска, конечно, подтверждаются результатами обследования медперсоналом.
CNews: Как менялся стратегический фокус задач за годы существования направления собственных разработок?
Сергей Стрелков: Когда-то давно мы начинали с разработки учетных систем на технологиях Microsoft. Самый первый проект – автоматизация ведомственной поликлиники ФСБ. Затем, по мере роста отдела, мы стали заниматься целым спектром задач.
Откровенно говоря, в современном мире мало кто занимается разработкой с нуля. Для самых разнообразных задач написано огромное количество готовых компонентов, из которых собирается костяк будущего решения и дописывается недостающий код.
Это повлияло на сегодняшнюю стратегию работы – проектирование ИТ-архитектуры таким образом, чтобы она позволяла выбирать лучшее, что есть на рынке. Соответственно, так мы можем предлагать заказчикам наиболее эффективные решения с архитектурной, технической и коммерческой перспективой. Это, конечно, задача более высокого уровня сложности, чем те, которые мы решали 15 лет назад.
Сейчас к нам приходят уже не только за разработкой, но и за консалтингом, как к экспертам в интересующих заказчиков областях.
CNews: Приходится ли решать задачи, связанные с импортозамещением?
Сергей Стрелков: То, что мы видим сейчас на рынке, – это
в принципе не импорто-, а скорее «вендорозамещение». По-прежнему большая часть
технологий приходит из-за рубежа – идет ли речь о замене американских решений
на китайские или проприетарного программного обеспечения на софт с открытым
кодом. С точки зрения движения финансов – да, в последнем случае деньги могут
достаться российскому поставщику open source решений, но в код будет вложен
труд не только российских, но и американских, индийских и других зарубежных
программистов.
Что касается самого процесса вендорозамещения, то он, хоть и не быстро, но идет. У нас уже есть проекты, в которых мы используем альтернативные технологии. Пока эта волна не докатилась до замены действующих в компаниях систем на альтернативные, но может дойти и до этого. В любом случае «Крок» к этому готов благодаря наличию собственных разработок, поддерживающих вендорозамещающие технологии. И в принципе «Крок» – мультивендорная компания, это нам тоже помогает, дает пространство для маневра.
Но помимо запрета ряду организаций использовать произведенные в США и Евросоюзе решения, нужно учитывать, что на рынок активно влияет финансовый фактор. Валютный кризис вынуждает заказчиков искать варианты в России. Поэтому и стартуют новые проекты на вендорозамещающих технологиях. Например, одна из собственных разработок «Крок» – Корпоративная система электронного документооборота (КСЭД) – с ней у нас связан большой опыт внедрения, но если раньше система базировалась на технологии EMC Documentum, то теперь также поддерживает open source продукт Alfresco. Подобная ECM-система не так давно была внедрена в одной крупной электроэнергетической компании.
CNews: В связи с встраиванием альтернативных систем в ландшафты заказчиков не возникает ли проблем с интеграцией?
Сергей Стрелков: Мы прекрасно умеем решать эти задачи.
Интеграционных проектов мы провели множество и готовы к любым проблемам в этом
плане. Например, несколько лет назад «Крок» для Сбербанка делал проект по
созданию крупнейшей в мире интеграционной шины на базе продуктов IBM. Видимый
результат проекта – клиенты банка смогли решать вопросы, связанные с их
счетами, в любом отделении, тогда как раньше были вынуждены идти туда, где был
открыт счет.