У банков две перспективы: вывести ИТ на аутсорсинг или превратиться в ИТ-компанию
Российские банки переживают кризис, думая о будущем. Выступления участников 12 ноября в рамках CNews Forum 2015 на секции «ИТ в банках: стратегия в новых условиях» наглядно демонстрируют стремление пересмотреть подходы к организации инфраструктуры в соответствии с новыми тенденциями и стратегическими задачами. Переход к цифровому сервису и персонализация, бесшовная интеграция финансовых услуг во все сферы жизни клиента – ближайшее будущее финансовой отрасли.Финансовая отрасль ощущает на себе текущие экономические проблемы, реагируя падением темпов информатизации. Кризис в России продолжается, и отечественным банкам, по оценке агентства Moody's, придется продолжить жесткую игру на выживание еще 12–18 месяцев. Крупные банки Европы также не смогли вовремя адаптироваться к кризису и все еще теряют доход, сокращая бюджеты на информатизацию. Reuters сообщает, что в среднем под увольнение подпадает 27% технических специалистов финансовых институтов. Тем временем около полусотни банков в США планируют увеличить ИТ-бюджеты по целому ряду направлений, в первую очередь — на обеспечение безопасности, анализ данных и системы мобильного банкинга.
Бюджеты российских банков на ИТ в этом году сократились более чем на 20%. Согласно опросу Gartner, в котором участвовали 36 крупных и средних банков России, в ближайшие пару лет отечественные учреждения планируют увеличить бюджеты на ИТ, но общий прирост по отрасли будет невелик – около 10%. «Прибавка» бюджетов пойдет на оплату валютных ИТ-контрактов банков. Тем не менее финансовые учреждения будут развивать технологии. «Основной упор будет сделан на развитии банковских мобильных приложений для розничного и корпоративного сегментов, развитии традиционного интернет-банкинга и систем управления рисками», – заключает старший аналитик Gartner Григорий Бецков.
Оптимизация и сокращение расходов
То, как российский банковский сектор выживает в условиях кризиса, активно обсуждалось на секции «ИТ в банках: стратегия в новых условиях», состоявшейся в рамках CNews Forum 2015. Андрей Леушев, заместитель председателя правления Промсвязьбанка, рассказал о масштабном проекте по оптимизации деятельности организации. Изменения коснулись проектных инвестиций, целевой архитектуры, персонала, исследовательского направления. Автоматизация некоторых трудоемких операций, внедрение онлайн-обучения и ужесточение нормативов в работе персонала позволили достичь 20% экономии. Несмотря на сокращение вдвое бюджета на развитие в период кризиса и повышения требований к окупаемости вложений, количество реализованных проектов увеличилось. Сотрудники разработки были выведены в отдельную компанию – «Инновационный Центр Банковских Технологий» (ИЦБТ), производящую лицензионные продукты.
Источник: Промсвязьбанк, 2015
Сферу R&D-исследований Промсвязьбанк преобразовал в открытую платформу, учредив совместно с государственными институтами поддержки венчурный фонд. Этот фонд будет финансировать перспективные разработки для целевой архитектуры, которую создает специальный клуб архитекторов. Андрей Леушев пригласил всех заинтересованных архитекторов отрасли присоединяться к работе клуба. Высокорисковые инвестиции Промсвязьбанк будет осуществлять через фонд, а заведомо успешные перспективные проекты будут финансироваться через компанию «ИЦБТ» и станут доступны на коммерческой основе всем участникам банковского сектора.
Банк Уралсиб также поделился своим рецептом существования в кризис. Вице-президент и главный исполнительный директор по информационным технологиям Александр Шестаков вспомнил прошлогодний форум и белку из «Ледникового периода» в своей презентации, не прошедшую PR-цензуру, отметив при этом, что год назад было озвучено много метких прогнозов. В конце 2014 г. банк разработал четыре сценария развития – от кризисного до оптимального роста, в результате на 2015 г. была утверждена стратегия оптимального роста, так как руководство сочло кризис подходящим периодом для модернизации ИТ-систем.
Источник: Банк Уралсиб, 2015
Исторически Банк Уралсиб формировался путем объединения нескольких банков, с целью повышения эффективности и сокращения затрат была проведена большая работа по централизации и переводу всех подразделений на единую ИТ-систему. Кроме того, была внедрена процедура оценки и приоритезации проектов, решено было отказаться от проектов, срок окупаемости которых превышал два года. Управление развитием ИТ перешло к специально созданному коллегиальному органу на уровне членов правления. До 30% всех инициатив по ИТ-стратегии «Уралсиба» касаются развития дистанционных каналов обслуживания. Поддерживающие процессы банк перевел на сервисную модель. Аутсорсинг как масштабное явление в своей деятельности руководство пока не рассматривает, считая дефицитом на рынке квалифицированные услуги по адекватной цене.
Директор по информационным технологиям Росбанка Денис Сотин рассказал о том, как создавалась стратегия развития на ближайшие годы. Формирование организации, аналогично «Уралсибу», происходило путем многочисленных слияний и объединений, в результате которых Росбанк унаследовал разнородную инфраструктуру, незрелые бизнес-процессы и менеджмент. К 2014 г. накопленные операционные издержки, устаревшие технологии и другие проблемы потребовали кардинального решения, вылившегося в стратегическое планирование развития на ближайшие три года. Особое внимание руководство намерено уделить цифровизации, развитию каналов ДБО, так как 150-летняя история группы Societe Generale, частью которой является Росбанк, наложила некоторый отпечаток консервативности. Первые результаты команда рассчитывает получить к концу 2016 – началу 2017 г.
Основные стратегические цели цифровой трансформации Росбанка на 2015–2017 гг.
Источник: Росбанк, 2015
Директор по развитию бизнеса компании «Синимекс» Илья Фридман поднял тему использования продуктов с открытым исходным кодом. По данным отчета компании BlackDuck за 2015 г., 78% компаний в мире используют подобное ПО, но, как заметил спикер, в основном это не банки. Серьезные аналоги проприетарного программного обеспечения для корпоративного сектора сегодня доступны практически по всем бизнес-направлениям — это системы для работы с клиентами, биллинговые решения, управление ИТ, контентом, качеством, ресурсами, системы поддержки принятия решений и т.д. Основными преимуществами Open Source-продуктов «Синимекс» считает гибкость, относительно невысокую стоимость входа и скорость развития, в которой определяющую роль играет размер сообщества.
Облака и новые бизнес-модели
Генеральный директор поставщика профессиональных облачных решений IBS DataFort Евгений Николаев отметил, что большим спросом услуги компании пользуются у розничных проектов, в первую очередь в сфере финансов. Банки, страховые компании, микрофинансовые организации, коллекторские агентства составляют 47% клиентов. Основными мотивами обращения к облачным сервисам становятся стремление сэкономить, а также необходимость осваивать новые бизнес-модели, чтобы выжить в условиях кризиса. Причем на фоне сокращения ИТ-бюджетов банков коллекторские агентства свой бюджет увеличивают.
Александр Смирнов: Банками востребованы решения для совместной работы
Александр Смирнов, руководитель направления по работе с финансовыми организациями компании Polycom, рассказал CNews, почему компании финансовой отрасли заинтересованы в активном использовании систем видеоконференцсвязи (ВКС).
CNews: Какова динамика спроса на видеотехнологии со стороны финансовых организаций в 2015 году?
Александр Смирнов: Несмотря на кризисные явления в экономике и многочисленное сокращение ИТ-бюджетов в банковских и других финансовых учреждениях, мы наблюдаем рост спроса на решения для совместной работы. Общая тенденция такова, что страховые компании и банки рассматривают возможность массового внедрения сервиса видеоконференцсвязи в больших конференц-залах, на рабочих местах сотрудников и мобильных устройствах. Заказчиков привлекают не только традиционные преимущества ВКС как средства экономии времени и ресурсов за счет сокращения числа командировок. На первый план выходят такие функциональные преимущества видеоконференцсвязи как возможность оперативной организации совещаний, сокращение сроков принятия решений, обучение сотрудников предприятий, работающих в территориально распределенных подразделениях. Все это становится возможным благодаря удобным инструментам для построения эффективной работы: терминала ВКС, программного клиента, планшета, смартфона, обычного телефона или web-браузера.
Виталий Патешман: ДБО не столько транспорт, сколько идеология
Виталий Патешман, директор по продажам компании BSS, рассказал CNews, как развиваются системы дистанционного банковского обслуживания для корпоративных и частных клиентов. Его компания пропагандирует новый подход: использование UX Design, HTML5, разделение презентационного слоя и серверной части, реализация омниканальности.
CNews: Как вы оцениваете уровень развития систем ДБО в российских банках?
Виталий Патешман: Системы ДБО для юридических лиц работают в подавляющем большинстве российских банков – степень проникновения стремится к 100%. Их функциональность, с точки зрения классических систем ДБО, вполне удовлетворяет корпоративных клиентов банков. В целом они покрывают повседневные задачи, но фактически это транспортные системы. Практика показывает, что такая функциональность перестает полностью удовлетворять юридических клиентов банка.
Денис Реймер: Инновационный банк будущего – это цифровой банк
По мнению Дениса Реймера, председателя совета директоров CleverDATA, перспективы развития банковского бизнеса в первую очередь связаны с цифровизацией.
CNews: По вашим оценкам, насколько эффективно банки используют накопленные в своих базах данные?
Денис Реймер: Единицы российских банков могут похвастаться реальными успешными проектами, в результате которых было поставлено на поток извлечение знаний из накопленных данных и их использование для решения определенных бизнес-задач (роста кросс-продаж, удержания клиентов). Это банки новой волны, которые изначально в стратегии развития сделали ставку на digital. Есть ряд ведущих российских банков, приступивших к цифровой трансформации бизнеса лишь один-два года назад в ответ на уход клиентов в онлайн и появление сильных конкурентов в области digital. Эти банки только запускают пилотные проекты, формулируют кейсы и решают, какие знания и для каких целей они хотели бы получить путем обработки и анализа накопленных данных.
Андрей Сыкулев: Российский рынок банковской информатизации сжимается, но не за счет отказа от того, что нужно бизнесу. Просто «пены» становится меньше
Несмотря на существенные сокращения бюджетов и замораживание проектов с долгосрочной отдачей, многие крупные банки инвестируют в укрепление и обновление ИТ-инфраструктур, рассказал Андрей Сыкулев, генеральный директор компании «Синимекс».
CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка банковской информатизации в 2015 году?
Андрей Сыкулев: Динамика рынка банковской информатизации в уходящем году не внушает особого оптимизма, об итогах говорить пока рано, но думаю, что значения финансовых показателей останутся примерно на том же уровне, что и в 2014 году, с незначительными отклонениями в ту или иную сторону. Определенное негативное влияние на рынок оказывает нестабильность общей политико-экономической ситуации, но в то же время в кризисный период у банков появляются хорошие возможности для наведения порядка в бэк-офисных процессах и спокойного планирования ресурсов на действительно необходимые для бизнеса проекты.