Разделы

scan

Как происходит оцифровка видео и аудиопленок

В государственных архивах, музеях и библиотеках России хранится множество кинодокументов, аудио и фотоматериалов на пленочных носителях. Оцифровка помогает решить задачи сохранности и обеспечить доступ к таким материалам широкому кругу пользователей.

С каждым годом, независимо от создаваемых условий, фонды кинодокументов, аудиозаписи и негативы на оригинальной основе постепенно разрушаются в результате естественных процессов разложения. Часть фондов гибнет в результате так называемого «уксусного синдрома», которому подвержены все визуальные оригиналы на ацетатной основе. Часть фондов имеет в своем составе пленки на горючей нитрооснове, которая использовалась в нашей стране и за рубежом с начала зарождения кино и до середины 60-х годов. Эти пленки представляют не только большую историческую ценность, но и реальную опасность как возможный источник возникновения пожаров.

Перечень работ

Технологии и этапы оцифровки можно рассмотреть на примере типового процесса перевода в электронный вид кинодокументов, как наиболее сложного аналогового формата фондов.

Типовой процесс оцифровки кинопленки

Для увеличения кликните по изображению

Источник: ЭЛАР, 2016

В связи с этими и другими фактами деградации пленок даже самое современное учреждение культуры при соблюдении всех правил консервации и обслуживания не может гарантировать 100% сохранности этих кино- и фонодокументов, тем более при возникновении чрезвычайной ситуации. Как обеспечить благоприятные условия сохранения этого культурного наследия для будущих поколений пользователей? Полную сохранность информации, особенно уникального содержания, можно обеспечить только переводом ее в электронный вид.

Экспертиза

В 2013–2015 гг. корпорация ЭЛАР выполнила уникальную оцифровку в формат 2,3К (2336×1752 пикселей) особо ценных единиц хранения кинодокументов для нужд Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан. В электронный вид переведено 852 киножурнала о значимых событиях из жизни Республики (более 522 тыс. метров пленки формата 35 мм, 16 мм, 9,5 мм и 8 мм). Объем массива составил более 600 ТБ

Как и при сканировании бумажных документов, обязательным начальным этапом является экспертиза состояния архивных фондов, в ходе которой определяются: тип носителя информации и используемый материал основы пленок; формат и скорость записи данных; общее количество единиц носителей и объем записанной информации на каждом носителе; физическое состояние пленок. Также на этом этапе выбирается разрешение, в котором возможно оцифровать кинодокумент: современное оборудование позволяет получать видео в формате полнокадрового (4096 × 3112 пикселей).

Подготовительные работы

Перед сканированием рулоны с кинопленками и фонограммами проходят ряд проверок и обязательных технологических операций. Сначала пленки очищаются от загрязнений ультразвуком и специальными средствами, не наносящими повреждений. Потом проверяется сохранность склеек пленок и состояние ракордов (нерабочих, защитных участков кинопленки). Переклеиваются разрывы (отсутствующих участков) пленок с использованием прозрачных заплаток и приклеиваются новые ракорды на профессиональных склеечных прессах кадр в кадр.

Модуль «влажного сканирования» (Wet Gate) и система чистящих роликов профессионального киносканера

Часть задач сегодня умеет выполнять само сканирующее оборудование. Например, многие сканеры обладают системами чистящих роликов, которые непосредственно перед сканированием полностью снимают на себя всю пыль и волоски с поверхности пленки.

Сегодня в отрасли приоритет отдается сканерам, поддерживающим технологию Wet Gate. Такой модуль непосредственно перед сканированием покрывает кинопленку специальным безвредным составом жидкости, заполняющей царапины, трещины и сколы. Это позволяет убрать до 90% дефектов на кадре без искажения резкости.

Оцифровка

Массовая оцифровка требует максимально производительного оборудования. Поэтому для оцифровки пленочных носителей применяются высокоскоростные покадровые киносканеры. Действительно качественное современное оборудование – редкость ввиду своей высокой стоимости. Поэтому им обладают лишь несколько крупных, специализирующихся на оцифровке компаний.

Как техника научилась качественно сканировать с такой скоростью? Секрет в сочетании нескольких технологий. За скоростное сканирование отвечают высокоуровневые сканирующие сенсоры, способные вести оцифровку со скоростью 8–25 кадров в секунду с заявленным высоким разрешением HD или UltraHD. Скорость перемотки автоматически снижается при выявлении явных отличий между кадрами, что позволяет сделать оцифровку пленок в кратчайшие сроки без ущерба качеству.

Высокоскоростной сканирующий сенсор фильм-сканера позволяет сканировать кадры в высоком разрешении в диапазоне скоростей 8–25 кадров в секунду

Благодаря мощным встроенным процессорам, все современное оборудование во время сканирования в автоматическом режиме умеет выполнять коррекцию яркости, первичную цветокоррекцию и регулировку баланса белого на кадрах.

Для определения местоположения кадров при сканировании кинопленки используется лазерная система, с высокой точностью считывающая отверстия перфорации. Лазерное детектирование позволяет добиться исключительно стабильного изображения без вертикального дрожания кадра и скачков даже на кинопленке с поврежденной перфорацией.

Алексей Котов, OpenYard: Партнерские привилегии в нашей программе стали понятнее и четче
Бизнес

Помимо этого, повысить качество сканирования позволяют специальные источник света с диффузным фильтром и увеличенное кадровое окно. Равномерное освещение всего кадра позволяет замаскировать царапины и сколы на пленке, а также добиться высочайшей детализации изображения и правильной цветопередачи. А кадровое окно большего размера, чем исходная пленка, позволяет получать изображение с нее целиком в полный размер кинокадра. При этом изображение даже с деформированных и сильно скрученных пленок получается четко в фокусе и без горизонтального дрожания.

Источник света с диффузным фильтром и широким кадровым окном позволяет добиться высочайшей детализации и правильной цветопередачи изображений

Одновременно с кадрами сканируются звуковые дорожки, причем в обязательной привязке к кадрам для последующей синхронизации.

В завершение группа обученных сотрудников ОКК проверяет отснятый материал. Выявляются и корректируются дефекты изображений кадров в ручном или полуавтоматическом режиме. Переводятся в цифровой формат нужного качества записанные в аналоговом виде звуковые дорожки, аудиозаписи разделяются на треки, звук синхронизируется с массивом кадров. Полученные видеозаписи выгружаются в формат, требуемый заказчику. Пленочные оригиналы реставрируются и консервируются.

Значимые моменты

Как и многие другие технологии, оцифровка кино- и фотодокументов становится с каждым годом доступнее по стоимости, быстрее и качественнее. Однако действительно качественная услуга может быть оказана только в специально подготовленных помещениях, где соблюдены температурно-влажностные режимы и режим освещения, есть весь набор вспомогательной техники.

Поэтому немаловажное значение приобретают условия доставки архивных материалов до центра оцифровки. Крупные компании отработали технологию перевозки на сотнях проектов, используют специальные транспортировочные контейнеры-фильмостаты, а любые действия с документами учитывают в акте. При необходимости всегда можно организовать доставку Спецсвязью.

Еще один момент: цифровые видео и аудиозаписи – большие по размеру файлы, поэтому заранее необходимо подготовиться к хранению большого ресурса, создав профессиональное электронное хранилище или выделив мощности существующей системы хранения.

Павел Притула