ИТ в финсекторе: основные векторы инвестиций
Финансовый сектор переживает не лучшие времена. Затраты на ИТ в банках сокращаются, однако это не повод отказаться от новых ИТ-проектов, считают участники организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции «ИКТ в финансовом секторе 2016». Сегодня основные усилия надо направлять не на оптимизацию уже имеющейся ИКТ-инфраструктуры, а на внедрение технологий, которые будут способствовать развитию бизнеса.В условиях падения мирового ВВП банки вынуждены сосредоточиться на повышении эффективности своей деятельности, движущей силой которого являются информационные технологии. Как рассказал участникам организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции «ИКТ в финансовом секторе 2016» Алексей Шалагинов, директор по отраслевым решениям департамента ИТ и ЦОД Huawei Technologies, за последние 25 лет в мире в Fintech – технологичные небанковские финансовые сервисы – было инвестировано $25 трлн. В 2014 г. объемы инвестирования в эту сферу увеличились по сравнению с 2013 г. более чем на 200%. Наиболее популярные направления – создание решений в сфере управления счетами, активами, капиталом, платежами, кредитованием и финансированием.
Доли рынка и продукты Fintech
Источник: McKinsey, 2015
Например, для Bank of China мобильный банк еще в 2012 г. стал основным каналом взаимодействия с клиентами – объем мобильных транзакций его клиентов в три раза превысил число услуг, оказываемых в отделениях. Все более востребованными становятся технологии больших данных – именно с их помощью банки получают возможность анализа информации о своих клиентах, хранящейся не только во внутренних ИТ-системах, но и в социальных и телекоммуникационных сетях, на форумах и веб-сайтах.
Как развиваться в кризис
Отечественным банкам придется продолжать жесткую игру на выживание. Это отразится и на рынке банковской информатизации – по самым оптимистичным оценкам, его падение в 2015 г. составило около 20%. Однако даже в этих условиях существует достаточно много точек для дальнейшего роста, уверен Андрей Леушев, независимый эксперт. Кризис – хорошее время для инвестиций в активный мониторинг с элементами больших данных, системы информирования о важных событиях, технологии сегментации клиентов и модели принятия решений, а также в решения для управления экономическим капиталом и автоматизацию бизнес-планирования. В числе безрисковых проектов эксперт называет автоматизацию канала продаж продуктов для микрофинансовых организаций, продажу гарантий по агентской схеме, создание и продажу продуктов в другие банки, Р2Р и Р2В-кредиты с управляемым риском, автоматизированный контроль ковенантов, таргетинг продаж с помощью больших данных, автоматизацию процесса кросс-продаж, мобильные приложения для разных ролей клиентов и аналитику/консалтинг для мобильных приложений.
Организацию через кризис ведет бизнес, именно в его подходах, целях, стратегии, а вернее, в ее регулярном изменении и надо искать ориентиры для фокуса усилий ИТ, считает Кирилл Меньшов, вице-президент, директор по информационным технологиям банка «Открытие». По его мнению, в сложившейся ситуации основные усилия надо направлять не на то, чтобы решить вопросы оптимизации уже имеющейся ИКТ-инфраструктуры, а на то, чтобы способствовать развитию бизнеса. Для этого необходимо выстроить систему оперативного сбора информации от бизнес-подразделений на всех уровнях взаимодействия, создать единое информационное пространство и обеспечить оперативный анализ полученных данных. И конечно, в условиях кризиса необходимо тщательно просчитывать стоимость внедрения и эксплуатации нового решения, а также его риски и перспективы.
Один из способов оптимизации стоимости и рисков – обратиться к услугам профессиональных провайдеров ИТ-сервисов, которые готовы предложить целый ряд услуг, таких как предоставление ПО по подписке, аутсорсинг ИТ-систем, аренда вычислительных ресурсов, услуги ИБ, связи, хранения данных, мониторинга приложений и инфраструктуры, а также аутстаффинга ИТ-специалистов. Однако, как рассказал Иван Гузев, директор по информационной безопасности IBS DataFort, в отличие от зарубежных банков, массово передающих непрофильные функции на аутсорсинг, их российские коллеги пока с опасением относятся к такой возможности.
Причины этого и чисто ментальные (никто не сможет сделать лучше меня), и вызваны опасениями относительно возможности миграции и интеграции информационных систем. Существенно сдерживает рост рынка ИТ-аутсорсинга и нежелание банков избавляться от устаревшего оборудования, сокращать штат обслуживающего его персонала, а также недоверие к провайдеру ИТ-услуг и сомнения в том, что его услуги в полной мере соответствуют требованиям регулятора в сфере защиты банковской тайны, персональных данных и пр. По словам Ивана Гузева, сегодня квалифицированный провайдер способен предоставить заказчикам услуги самого высокого качества и безопасности, которые, при этом, будут номинированы в рублях, что очень важно в непростой экономической ситуации.
Восемь качеств профессионального облачного сервиса
Источник: IBS DataFort, 2016
Евгений Баулин, директор проектов проектного офиса B2B «Ростелекома», рассказал участникам конференции о возможностях, которые открывают банкам технологии MDM. Это и обеспечение защищенного доступа к различным информационным ресурсам, и возможность настройки устройств в соответствии с заданными политиками, и получение полной информации о работе сотрудников, и повышение уровня безопасности за счет возможности дистанционного отключения устройства в случае его утери.
Архитектура сервиса. Как внедрить MDM в компании?
По мнению Сергея Тихомирова, первого заместителя генерального директора CUSTIS, задачи повышения операционной эффективности и сокращения затрат при сохранении текущего качества обслуживания, а также разработки новых сервисов и продуктов, нетипичных для банковского сектора, будут актуальны еще не один год. Такие проекты часто базируются на бизнес-идее, которая еще не успела превратиться в четкий набор требований. При этом перестройка ключевых процессов и архитектуры бизнеса должны происходить быстро и не нести с собой угрозу стабильности деятельности банка.
Обогащение практик проектного управления
Источник: CUSTIS, Nordea Bank, 2016
При реализации проектов лучше всего использовать ситуационный подход, позволяющий интегрировать лучшие инструменты из различных методологий, работать непосредственно с архитектурой предприятия и создавать гибридные команды, в состав которых войдут лучшие специалисты бизнеса, инхауса и аутсорсеров, имеющие кросс-предметную экспертизу.
Работа с архитектурой предприятия обеспечит соответствие результата первоначальному замыслу, согласованность проектных действий между всеми стейкхолдерами, синхронизацию изменений в разных частях архитектуры предприятия, прогнозируемость и контролируемые долгосрочные изменения, а также сокращение числа итераций и объемов лишней проектной работы и повышение мотивации и удовлетворенности всех участников.
Сергей Тихомиров: На первый план выходит работа с архитектурой предприятия
Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора группы компаний CUSTIS, представил свое видение текущей ситуации на банковском рынке и рассказал об актуальных подходах к управлению ИТ-проектами.
CNews: Сергей, какие насущные потребности банков будут основными драйверами развития рынка ИТ в 2016 году?
Сергей Тихомиров: Приоритет отдается оптимизации расходов и повышению эффективности операционной деятельности при сохранении качества услуг. Однако руководители финансовых организаций учитывают растущую конкуренцию на рынке и уже сегодня работают над планами развития на ближайшие 3–5 лет. В среднесрочной перспективе мы видим интерес к расширению границ традиционной банковской деятельности, которое находит отражение в развитии комиссионных продуктов и финансовых услуг, таких как управление корпоративными финансами и проектное финансирование. Второй безусловный тренд — это диджитализация, активный перевод всего процесса взаимодействия потребителей с банками в цифровой формат. Пока максимальную «цифровизацию» можно наблюдать в розничном сегменте, но и корпоративный банкинг с небольшим отставанием вскоре включится в этот процесс.
Алексей Шалагинов: Банки превратятся в автоматизированные ИТ-платформы, работающие через социальные медиа
Алексей Шалагинов, директор по отраслевым решениям департамента ИТ и ЦОД, Huawei, поделился своим видением будущего для финансовых организаций. По его мнению, те из них, кто не осознает необходимость изменения бизнес-модели с помощью цифровой трансформации, будут «убиты» более дальновидными конкурентами.
CNews: Как меняются ИТ-запросы финансовых организаций в мире в последние годы?
Алексей Шалагинов: Основные запросы финансовой отрасли к ИТ-системам в основном сходны с запросами любой другой отрасли. Однако можно выделить несколько требований, особо специфичных для банков в последние годы. Это прежде всего: мобильная коммерция, работа через социальные медиа, защита клиента и его данных, администрирование и классификация данных, управление рисками, планирование ИТ-инфраструктуры, стабильность банковских услуг, и управление ИТ-активами.
В области мобильности характерным является тот факт, что Google при поиске отдает приоритет сайтам с мобильной версией. Фактически отрасль идет к тому, что банком будут называть удобное приложение в мобильном устройстве, а не офис в стильном дизайне. Банковский счет будет похож на телефонный номер, который клиент будет забирать с собой при переходе с одной банковской платформы на другую.
Что касается классификации и управления данными, то чем большая доля неструктурированных данных будет автоматически разделяться на критичную и некритичную для бизнеса информацию, тем эффективнее будет банк.
Евгений Кучик: В кризис только форс-мажор подвигнет банк на замену ИТ-системы
Евгений Кучик, генеральный директор компании «БОСС. Кадровые системы», рассказал CNews, как кризис повлиял на информатизацию административно-хозяйственной деятельности финансовых учреждений России. Замена ИТ-систем обсуждается только в случае аварийного сценария, много внимания уделяется минимизации рублевых затрат на эксплуатацию импортного ПО.
CNews: Какова динамика спроса на ваши решения со стороны компаний финансового сектора в 2016–2015 годах по сравнению с 2014 годом?
Евгений Кучик: Мы, как вендор тиражного решения «БОСС-Кадровик», наблюдаем постоянный спрос на обновления, которые обеспечивают нашим заказчикам соответствие функциональности их систем на платформе «БОСС» законодательству РФ в области учета персонала, администрирования труда, заработной платы и налогов. Обновления систем – наш постоянный «хлеб» и «головная боль» одновременно, учитывая временные разрывы при утверждении подзаконных актов, регулирующих нововведения. Тем не менее именно это позволяет нашим заказчикам не держать у себя большие команды программистов и методологов по расчетам, то есть сократить стоимость владения информационной системой. Все это в полной мере относится и к заказчикам из финансового сектора рынка.
Другая, переменная составляющая спроса – это новые проекты. Здесь, как мы надеемся, нам удалось расширить список потенциальных клиентов в секторе кредитно-финансовых учреждений. Этому способствовало в первую очередь начало активного продвижение комплексной системы управления внутрихозяйственной деятельностью кредитных учреждений «БОСС-Банк». Теперь мы предлагаем организациям финансового рынка комплексное замещающее решение по всему спектру функциональности, а не только HR.