Как ИТ-директор помогает бизнесу преодолеть «цифровую пропасть»
Отсутствие четкого понимания механизмов цифровой трансформации современного предприятия очень быстро приводит к катастрофическому увеличению «цифровой пропасти» между конкурентами, по-разному понимающими задачи ИТ-отдела в стремительно меняющемся цифровом мире. Основная задача CIO заключается в выборе наиболее эффективных инноваций для извлечения новых возможностей для бизнеса без ущерба уже существующим успехам.
Любые рассуждения на тему цифровой трансформации ИТ-подразделения современного предприятия базируются на аксиоме о необходимости переноса акцентов с инфраструктурных вопросов на приложения и аналитику. Именно это могло бы поддержать в компании достойный уровень коммуникаций с потребителями и помочь руководству ИТ-службы вовремя реагировать на постоянно меняющиеся бизнес-требования.
Аналитики IDC называют этот процесс «Цифровая трансформация» (Digital transformation). В более широком универсальном смысле под цифровой трансформацией подразумевают финальный этап охвата цифровых технологий: от цифровой компетенции через цифровое потребление к цифровой трансформации.
Большинство ИТ-директоров (CIO) современных предприятий без колебаний признают, что традиционные ИТ-модели уже не могут удовлетворять лавинообразно растущим цифровым потребностям бизнеса. При отсутствии правильного понимания этой простой истины цифровой разрыв между тем, что делает ИТ-отдел, и тем, что действительно требуется бизнесу, может очень быстро превратится в непреодолимую для предприятия пропасть, которую с легкостью перепрыгнут конкуренты, более успешно адаптировавшиеся к трендам рынка.
Сегодня изменения затрагивают даже такой консервативный и жестко регулируемый сектор, как финансовые сервисы: молодые финансовые компании, преуспевшие в работе с технологиями, заявляют во всеуслышание, что в будущем банковское дело и вовсе вполне обойдется без самих банков.
Цифровая трансформация – это не вопрос будущего, это насущный вопрос выживания для любого предприятия, уверен Хьюберт Йошида (Hubert Yoshida), ИТ-директор (CTO) компании Hitachi Data Systems. «Как и любая другая серьезная реорганизация бизнеса, цифровая трансформация получит шансы на успех только с компетентным лидером – в данном случае CIO, готовым начать с себя и затем повести за собой всех сотрудников своего департамента», – считает эксперт.
Делать больше с меньшими затратами
ИТ-подразделение не должно позиционироваться как центр по экономии расходов, такая стратегия заведомо неудачна для ИТ-директора современного предприятия. Снижение цены за терабайт, расходов на инфраструктуру или сокращение числа сотрудников – уже не панацея. Оперативное внедрение современных технологий, таких как виртуализация, конвергентные или облачные решения, поможет гораздо больше, нежели манипуляции с оборудованием или штатом.
Процесс цифровой трансформации ИТ требует новой квалификации, времени, денег и руководящих навыков. Если ИТ-служба продолжает работать как центр расходов, проще уволить ИТ-директора и делегировать его обязанности вице-президенту по финансам. В конце концов такое ИТ-подразделение будет плестись в хвосте, оставаться в тени, не справится с цифровыми запросами бизнеса, и, наконец, создаст массу проблем в плане безопасности, интеграции, доступности, отчетности и технологического роста – всего того, что входит в задачи ИТ.
Бимодальная ИТ-служба
Бимодальная ИТ-служба – это путь, который сегодня рекомендует Gartner. В статье для Forbes «Зачем бизнесу бимодальная ИТ» (Why Business Needs Bimodal IT) Питер Сондергаард (Peter Sondergaard), старший вице-президент Gartner, объяснил разницу между двумя режимами работы бимодальных ИТ-служб: «В режиме №1 ИТ-структура работает как традиционный ИТ-сервис с максимальным уровнем безопасности и тщательности — именно это традиционные ИТ-службы делают лучше всего. В режиме №2 акцент переносится на оперативность и скорость – качества, которые более присущи цифровым стартапам. Таким образом, одна и та же структура может работать с двумя скоростями, при этом бизнес скоординирован, синхронизирован и вооружен всеми актуальными данными. Более того: бизнес сосредоточен на общей, а не конкурентной цели: повышении производительности».
Цифровая пропасть не будет преодолена до тех пор, пока ИТ-служба не научится работать в двух режимах – традиционном для классических бизнес-задач и более подвижном для привлечения всех возможностей игры на цифровом поле для инновационных идей бизнеса.
Согласно данным исследования Gartner, около 45% ИТ-директоров уже задействуют второй скоростной режим работы своей службы, а к 2017 г. агентство прогнозирует, что примерно 75% ИТ-структур научатся работать в бимодальном режиме.
Полное переосмысление
Цифровая трансформация предприятия невозможна без переосмысления структуры ИТ-службы, вплоть до пересмотра роли каждого сотрудника. Со своей стороны ИТ-директор может обратиться к эффективному и проверенному временем «мозговому штурму».
Профильные семинары и «мозговой штурм» совместными усилиями всех профессионалов по переосмыслению принципов управления ИТ-службой может занять несколько недель, но итоговый результат полностью изменит будущее предприятия. «В эпоху цифровой трансформации CEO предприятия ожидает от ИТ-директора использования всех возможностей для выхода на новых потребителей, новые источники дохода, сохраняя при этом свои основные бизнес-сервисы, – говорит Хьюберт Йошида. – Вне зависимости от того, перейдет ли ИТ-служба предприятия на бимодальный путь или выберет реорганизацию с нуля, для преодоления цифровой пропасти бизнесу потребуются совершенно новые продукты и сервисы от компаний вроде Hitachi Data Systems для эффективного использования преимуществ аналитики, социальных и облачных технологий».
Для полного раскрытия сознания каждого участника «мозгового штурма» важно с самого начала не брать в расчет прошлые заслуги и звания. Никому никаких привилегий, как будто текущие рабочие места и должности просто не существуют. Полное переосмысление всей структуры ИТ-службы с нуля под девизом «не оставим камня на камне». Новая, переосмысленная ИТ-структура предприятия должна включать в себя три различные команды, не существовавшие ранее.
ИТ-возможности: главной задачей этой команды является достижение высокой эффективности ИТ-службы, работа на опережение спроса, апробация и адаптация новейших ИТ-технологий в качестве обучающей лаборатории для бизнеса.
Облачные сервисы: одно из самых мощных трансформационных изменений. Для многих компаний переход в облака может быть связан с болезненным решением о реструктуризации команд, сфокусированных на вычислительных платформах Unix и Wintel, системах хранения, коммуникаций и других традиционных технологиях. Их место рано или поздно займет единая «облачная» команда, которая возьмет на себя все ИТ-сервисы предприятия.
Унифицированные коммуникации: разрозненные ранее по различным департаментам коммуникационные технологии должны быть объединены в единый узел «унифицированных коммуникаций» под управлением одной команды. Такой узел может объединять сервисы электронной почты, внутренние голосовые коммуникации, видео, телефонию, мессенджер, конференции и потоковые технологии, предоставляя фундаментальную сетевую компетентность, мобильные и социальные инновации для сотрудников предприятия, его партнеров и заказчиков.
По мнению аналитиков IDC, 2016 г. станет поворотным моментом для многих предприятий на пути цифровой трансформации, которую также называют ИТ-трансформацией. Для достижения взаимовыгодного успеха потребуется более плотное
сотрудничество между ИТ-службами и поставщиками оборудования.