Электронная коммерция
Электронная коммерция, или интернет-коммерция, – одно из важных направлений электронного бизнеса. Это развитая технология, позволяющая оперативно и надежно подготавливать и осуществлять сделки купли-продажи товаров и услуг с выполнением соответствующих финансовых транзакций (платежных операций) при помощи компьютерных и сетевых средств и систем, обычно стационарных и мобильных терминалов и сети интернет. Электронная коммерция, которая зарождалась как способ повышения эффективности традиционной коммерции, быстро стала активно развивающимся сектором экономики всех ведущих стран мира. Основная составляющая и цель электронной коммерции – электронная торговля (e-trade), в том числе такие ее виды, как:
– B2B (B-to-B) – business-to-business – схема «бизнес – бизнес» («предприятие – предприятие»), схема оптовой торговли, согласно которой сделки через интернет по товарам и услугам осуществляются только между предприятиями и организациями при помощи электронных бирж – сайтов, на которых юридические лица продают и покупают товары оптом;
– B2C (B-to-C) – business-to-consumer – схема «поставщик – покупатель» («бизнес – потребитель»), схема розничной торговли через интернет, согласно которой коммерческие организации продают товары и услуги конечным потребителям, в основном частным (физическим) лицам при помощи интернет-магазинов, электронных торговых центров (cybermall);
– C2C (C-to-C) – consumer-to-consumer – схема «потребитель – потребитель», покупка-продажа товаров через интернет частными лицами, например, на электронных аукционах.
Кроме собственно торговли, электронная коммерция включает ряд тесно связанных с торговлей финансовых и бизнес-процессов и технологий – это электронный обмен информацией (Electronic Data Interchange, EDI), электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT), электронные, цифровые деньги и криптовалюта (e-cash, e-money, cryptocurrency), электронный маркетинг (e-marketing), электронный банкинг (e-banking) и др.
Для реализации всех этих процессов разработано и разрабатывается множество программных систем, средств обеспечения безопасности, стандартов и нормативных документов, регламентирующих внедрение технологий электронной коммерции в масштабах всего мира. В дальнейшем системы электронной коммерции будут увязаны с интернетом вещей (тогда, например, холодильник сможет сам, без вмешательства человека, заказать закончившиеся продукты), с Индустрией 4.0 и другими системами и технологиями цифровой экономики.
Почему это важно для бизнеса?
Хотя российский рынок электронной коммерции все еще на порядок отстает от мирового, он бурно развивается. Согласно данным исследования Data Insight, в России в 2018 г. доля интернет-торговли составила 2,5% ВВП, а выручка в B2C-торговле – p1,15 трлн. Среднегодовой рост этого рынка – около 18-20%. Таким образом, внедрение и использование систем электронной коммерции представляет большой интерес для самых разных компаний.