Разделы

IBS

Наукоемкие услуги

Наукоемкие, или интеллектуальные, услуги являются в настоящее время одной из важных составляющих интеллектуальной/цифровой/креативной экономики, экономики знаний, поскольку именно знания, особенно экспертные и научные, служат драйвером в создании принципиально новых, новаторских технологий, продуктов, сервисов, способствуют развитию самых разных секторов и предметных областей экономики, бизнеса, техники. В связи с этим сами наукоемкие услуги уже довольно давно стали предметом активного экспорта и импорта, объем которого для России выражается десятками миллиардов долларов в год.

spacetelescope12425151280.jpg
На развитие высококонкурентного рынка наукоемких сервисов влияет уровень образованности населения

Особое значение имеют высокотехнологичные наукоемкие услуги (high-tech knowledge-intensive services, HT KIS), поскольку их революционный характер позволяет занимать монопольное положение на рынке услуг (хотя бы на некоторое время) за счет инновационной направленности. В сфере высокотехнологичных услуг, которые называются также высокоинтеллектуальными, инновационными услугами, выделяется самый практически значимый сектор наукоемких деловых услуг, бизнес-сервисов (knowledge-intensive business services, KIBS) и такие его составляющие, как технологически-ориентированные наукоемкие деловые услуги (technology-related services, T-KIBS, это предоставление научных и технологических знаний, сервисов НИОКР, инженерных, компьютерных сервисов и др.), традиционные профессиональные услуги (traditional professional services, P-KIBS, это юридические, финансовые, консалтинговые услуги, услуги по маркетингу и др.), креативные наукоемкие услуги (creative business services, C-KIBS) и др.

Общей особенностью компаний, предоставляющих бизнес-сервисы по концепции KIBS, является то, что клиенты-заказчики постоянно сотрудничают с сервис-провайдером для совместного поиска наиболее эффективного и оптимального сервис-решения. Благодаря этому достигается высокое качество решения и более полная удовлетворенность потребителя, а сервис-провайдер накапливает полезный опыт и получает серьезное конкурентное преимущество. При этом следует отметить, что технологии KIBS допускают широкое использование распределенных вычислительных и человеческих ресурсов, дистанционных онлайновых режимов работы. Высококвалифицированные работники наукоемкого сектора могут находиться в любой точке Земли, где есть интернет и где им комфортно жить, соответственно, заработанные ими в рамках KIS и KIBS средства поступают и расходуются в странах их проживания.

Почему это важно для бизнеса?

На развитие высококонкурентного рынка наукоемких сервисов влияет уровень образованности населения (который был в России достаточно высок как результат советского наследия, но сейчас постепенно снижается), востребованность инноваций (правда, она в 2-3 раза ниже, чем в западных странах) и уровень конкурентоспособности страны. Россия в 2018 г. занимала 43-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index, GCI), очень далеко от стран-лидеров. Годовой экспорт наукоемких услуг составляет около $20 млрд, но его сейчас трудно точно оценить, так как из-за санкций многие российские компании из этой сферы поменяли свою юрисдикцию. Тем не менее рынок наукоемких сервисов в целом остается весьма привлекательным.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках