Цифровой след
Digital Shadow (наша цифровая тень, цифровая копия, цифровой двойник, цифровой след) – это совокупность всех данных, которые остаются в компьютере или в сети каждый раз, когда мы пользуемся какими-либо цифровыми устройствами и услугами, будь то интернет или мобильный телефон, что в условиях цифровой экономики обязательная и естественная составляющая нашей жизни и деятельности.
При обращении к цифровым сервисам с ноутбука или со смартфона мы активно и/или пассивно оставляем свои цифровые данные, цифровые следы (digital traces). Практически ежедневно это делает каждый человек при поиске в интернете, посещении новых веб-сайтов, выкладывании фотографий, комментариев, постов в социальных сетях, при приеме телефонных звонков или отправке смс-сообщений. Цифровые следы собираются в сети, как правило, без ведома и согласия людей, часто потому, что они сами передают их третьим лицам, например, когда делятся фотографиями в инстаграме или заказывают авиабилет. Из этих цифровых следов создается цифровой двойник, аватар конкретного человека (см. «Цифровой человек»).
При любых операциях в компьютерных сетях цифровой двойник оказывается, в принципе, доступен для третьих лиц – для сервис-провайдеров, для правоохранительных органов, а также для групп пользователей, имеющих собственные серверы. И мы никогда не можем в точности знать, что происходит с нашими цифровыми двойниками, для каких целей они используются, и это само по себе уже неприятная проблема.
Законы об охране прав личности, о неприкосновенности частной жизни не могут реально защитить нашего цифрового двойника, поскольку в правоприменительной практике по этим законам существует множество ограничений и оговорок, связанных с национальной безопасностью, с условиями лицензирования сервис-провайдеров и др.
Почему это важно для бизнеса?
Аналогичный цифровой двойник создается и для компаний, что позволяет прогнозировать развитие ее бизнеса, находить уязвимые стороны, которыми могут воспользоваться конкуренты, киберпреступники, правоохранительные органы и др. Непростая задача служб информационной безопасности компании – минимизировать цифровые следы компании и ее ведущих сотрудников в сетях, в интернете.