Облачный рынок растет за счет расширения спектра облачных услуг
Заказчики все меньше интересуются арендой облачной инфраструктуры и предпочитают использовать готовые сервисы. Облачные провайдеры активно их развивают, однако не всегда успевают за потребностями рынка. Об этом говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Инновации в облаках: как расширяется спектр облачных услуг».
Облака как основа экосистемы
Экосистему невозможно построить без привлечения сторонних компаний, начал свое выступление Олег Андрюхин, архитектор SberCloud. Поэтому Сбербанк строит ее на базе SberCloud – единой платформы, к которой получают доступ все участники экосистемы. Экосистема включает в себя как компании группы «Сбербанк», так и сторонние компании, которые используют ее сервисы и извлекают выгоду от взаимодействия.
В облаке SberCloud все участники экосистемы смогут полностью выстроить процесс производства. Платформа предоставляет для этого все необходимые сервисы: облачный хостинг, возможность аутентификации, API, сервисы обмена данными, интеграции, кибербезопасности и т.д.
Облако SberCloud
Источник: SberCloud, 2019
Трансграничные проекты
О своих облачных сервисах рассказали и представители иностранных компаний. Так, Hitachi Vantara – это ИТ-подразделение глобальной Hitachi. «В эру всеобщей цифровизации компания активно трансформируется, так что теперь мы отвечаем не только за часть, связанную с хранением, но и за обработку и аналитику данных, миграцию в облака, а также включаем в себя подразделение, которое занимается IoT», – пояснил Геннадий Бородин, консультант по решениям Hitachi Vantara.
Компания активно развивает Hitachi Content Platform (HCP) – объектное хранилище, в котором можно не только разместить данные, но и добавить к ним метаданные для того, чтобы впоследствии осуществлять всевозможные выборки. Решение совершенно безопасно, надежно и доступно. При этом пользователь не имеет ограничений по использованию пространства. Кроме того, ему предлагается аналитический сервис HCI, с помощью которого можно обрабатывать данные. Интересно, что Hitachi Content Platform доступна не только для корпоративных, но и для частных пользователей.
У каждой компании имеются legacy-системы. Перед тем, как переносить их в облако, надо все тщательно взвесить, говорит Артем Носенко, старший системный архитектор по облачным сервисам IBM в России и CEE. Чаще всего компаниями трудно разобраться в SLA и учесть риски при переносе, сложно оценить функциональность сервисов и портала, оценить затраты на облачные ресурсы и новые угрозы безопасности. Кроме того, возникает проблема адаптации к изменениям облачных сервисов, управления данными и изменения их архитектуры из-за регуляторов, а также организации гибридной модели.
Артем Носенко предложил воспользоваться услугами IBM Cloud для решения всех этих проблем и привел ряд практических примеров успешного использования глобальной сети облачных ЦОДов различными заказчиками.
Варианты миграции в облако
Источник: IBM, 2019
Однако у IBM нет ЦОДов на территории России. Алексей Трубинов, директор по продажам департамента маркетплейса OCS, предложил помощь в миграции на IBM Cloud российским заказчикам и рассказал о том, как получить доступ к сервисам IBM Cloud по подписке. Среди них IBM MaaS 360 with Watson, IBM SPSS Statistics, IBM Watson Studio Desktop, а также сервисы Acronis, Amazon, Adobe, ABBYY и т.д.
Как продавать облачные услуги на Запад, рассказал Всеволод Вайнер, руководитель направления Cloud G-Core Labs. По его мнению, существует 2 вида клиентов IaaS, которым это может быть интересно. Это иностранные компании, которые хотят работать в России, но сталкиваются с проблемой хранения данных. И это российские компании, имеющие бизнес за рубежом и обязанные соблюдать требования GDPR. Услуги G-Core Labs ориентированы и на тех, и на других.
G-Core Labs – международный провайдер облачных и edge-решений для медиа-бизнеса и индустрии развлечений. Компания построила собственную глобальную инфраструктуру, которая в 2013 г. вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Она предлагает сервисы быстрой доставки любого тяжелого контента в любую точку мира, хостинг, прямые трансляции в 4K без буферизаций на аудиторию любого размера, защиту от DDoS-атак, управление ИТ-инфраструктурой, облачное хранение контента рядом с клиентами, разработку софта, развертывание и масштабирование виртуальной инфраструктуры в один клик и т.д.
Что нужно клиентам
Время, когда клиенты стремились увеличивать число виртуальных машин в облаке, осталось позади, уверен Сергей Зинкевич, продакт-менеджер «КРОК Облачные сервисы». Сегодня клиенты хотят получить от облачного провайдера максимальное число сервисов. Эксперт поделился кейсом tutu.ru, которая занимается продажей билетов на все виды транспорта и бронированием отелей. Компания работает на высоко конкурентном рынке, где задержка сервиса на 1 минуту приводит к потере огромного числа клиентов.
В мае 2018 года tutu.ru разместила в облаке «КРОК» портал, через который клиенты покупают билеты и туры, бронируют отели. Благодаря облачной платформе удалось ускорить запуск новых продуктов, сократив подготовку серверных ресурсов с дней (а иногда и недель) до нескольких минут. Облако «КРОК» также используется в качестве тестовой среды для разработки новых продуктов – от появления идеи до вывода на рынок.
Tutu.ruстремится максимально быстро выводить на рынок новые продукты. При этом процесс доставки релизов должен быть не просто быстрым, но и безошибочным. В облаке руководители проектов видят, сколько ресурсов потребляется и сколько это стоит. А значит, они заинтересованы в тщательном планировании и оптимизации работы.
«На рынке, кроме традиционных услуг IaaS, SaaS и так далее появляются услуги операторов, – говорит Константин Рензяев, генеральный директор CorpSoft 24, – Клиент хочет заниматься бизнесом, а не думать о том, как работает бухгалтерия, HR-служба, ИТ и другие подразделения». Компания готова взять на себя предоставление всех этих услуг. Речь идет о хостинге ИСПДн, внедрении и сопровождении 1С, предоставлении защищенного канала связи, кастомной разработке и даже организации для заказчика аутсорсинга печати.
Комплексные облачные услуги для бизнеса
Источник: CorpSoft 24, 2019
«Для транспортного аутсорсера самое главное – сократить издержки и предложить качественные услуги по наименьшей цене», – отметил Леонид Кушнир, заместитель генерального директора по ИТ «РесурсТранс». Одной из важнейших задач является контроль за расходом топлива. Компания установила датчики на форсунки, и на первом этапе приобрела соответствующее программное обеспечение. Однако, как выяснилось, оно очень быстро устаревает. Поэтому «РесурсТранс» отказался от него в пользу облачного сервиса.
Затем в компании решили контролировать стиль езды водителей, поскольку он тоже заметно сказывается на расходе топлива. На сегодняшний день в «РесурсТранс» обсуждается возможность расширения спектра решений, например, внедрения ПО, способного контролировать усталость водителя. По оценкам Леонида Кушнира, использование IoT только для контроля расхода топлива позволяет компании экономить около ₽460 млн в год.
Об опыте использования гибридного облака рассказал Павел Пальников, директор департамента инфраструктурных решений Biocad. Текущая инфраструктура компании состоит изon-premise решений, таких как OpenStack. KVM + Ceph, SCVMM. Hyper-V + S2D и Kubernetes + Ceph. По словам Павла Пальникова, OpenStack является архаизмом, использовался несколько лет, но было принято решение на развивать инфраструктуру на нем, так как он требует большого количества ресурсов на обслуживание и в гибридном облаке никак не участвует, хотя имеет для этого все возможности. SCOM пришел на замену OpenStack как возможное решение низкой производительности гостевых систем Windows в гипервизоре KVM и S2D в качестве альтернативы Ceph для SDS. Все новые сервисы разрабатываются на Kubernetes по модели микросервисной архитектуры. Так же часть существующих корпоративных сервисов переводятся на эту архитектуру.
В качестве публичных облаков используются Azure по модели SaaS и PaaS для размещения глобальных корпоративных сервисов и Google Cloud Platform – Google Kubernetes Engine, среда QA.
«Гибридное облако, по своему замыслу, выглядит гибким решением, однако не имеет этой гибкости, когда мы решим сменить провайдера облачных услуг. При выборе провайдера мы также ограничены совместимостью локальной инфраструктуры и инфраструктурой провайдера, – отмечает Павел Пальников. – Кроме того, в РФ практически отсутствуют услуги для разработчиков ПО или облачные сервисы для специалистов ИБ. Для этого используются зарубежные провайдеры, но географическая удаленность сказывается на доступности услуг и вносит геополитические риски».
Как выбрать облачного провайдера
О запуске первого в России агрегатора предложений от компаний-поставщиков корпоративных ИТ-услуг с возможностью подбора тарифов и сравнения их характеристик и стоимости рассказал Юрий Хомутский, директор проектов CNews. Недавно созданный Market.CNews позволяет выбрать поставщика ИТ-услуг по ряду технических параметров и по цене.
«В настоящее время у наших читателей наблюдается значительный интерес к ИТ-услугам в целом и облачным сервисам в частности. Нас часто спрашивают о том, как сравнить различных поставщиков ИТ-услуги, на что обратить внимание при выборе тарифа. Market.CNews поможет решить эти вопросы», – говорит Юрий Хомутский. На данный момент в маркетплейсе представлено 89 тарифов по IaaS, 1284 тарифа по VPS/VDS и 431 тариф по выделенным серверам Dedicated. В общей сложности 1804 тарифа от 214 поставщиков.
О том, какие облачные услуги доступны из облака SberCloud, рассказал Александр Сорокоумов, генеральный директор компании SberCloud.
CNews: Какие основные тренды на рынке облачных услуг существуют сегодня?
Александр Сорокоумов: Мировой рынок облачных сервисов продолжает быстро расти. С 2018 по 2022 годы его ежегодный прирост составит 21%. Бизнес перешел от стадии обсуждения «нужно ли нам облако» к этапу реальной миграции в облака.
Публичные облака растут в 3 раза быстрее, чем частные. В 2019 объем рынка публичных облаков вырастет на 24%, а частных всего на 8%. Очень быстрыми темпами растет сегмент IaaS (Infrastructure-as-a-Service). Глобальные затраты на облачную инфраструктуру во втором квартале 2019 года выросли на 37,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и достигли $26,3 млрд.
Трендом становится появление новых решений для обеспечения кибербезопасности облачных сервисов. За первый квартал 2019 года расходы компаний в этом направлении выросли до $388 млн. Это на 46% больше, чем в первом квартале 2018.