Как сделать цифровую трансформацию успешной
Термин «цифровая трансформация» для многих компаний представляется абстрактным, загадочным и даже пугающим. Многие воспринимают цифровые преобразования в компании, как некий ящик Пандоры, открыв который, компания столкнется с невиданными проблемами.
На самом деле, то, что действительно должно внушать опасения — это технологическое отставание и отсутствие стратегии в области работы с данными. Ведь именно они являются сегодня наиболее ценным ресурсом и источником конкурентных преимуществ, для большинства организаций. Проблема в том, что зачастую данные лежат мертвым грузом, а их потенциал используется лишь в малой доле.
Время думать, время действовать
Одна из ошибок заключается в том, чтобы относиться к трансформации как к процессу замены старого оборудования, или даже программного обеспечения, новыми версиями. Это всего лишь, один из технических факторов. Гораздо важнее наличие целостной стратегии, объединяющей комплексные изменения в бизнес-процессах, внутренних регламентах, архитектуре ИТ-инфраструктуры, внедрении новых технологий и т.д. Также важно сделать работу с имеющимися данными более эффективной, заставить их работать на компанию. Парадоксально, но именно нынешнее положение, вызванное глобальным карантином и замедлением деловой активности, открывает новые возможности, позволяя многим организациям взять небольшую паузу и подумать над разработкой стратегии в области цифровой трансформации.
Консалтинговая компания KMDA провела исследование «Цифровая трансформация в России» при поддержке компании NetApp. NetApp как партнер получила интересную статистику, которой поделилась с нашим изданием. Так, на вопрос, адресованный различным организациям о том, как бы они охарактеризовали развитие цифровой инфраструктуры в своей компании, большинство респондентов ответили, что на данный момент имеет место лоскутная автоматизация, в лучшем случае, отдельные элементы инфраструктуры каким-то образом связаны между собой. Существенно меньше организаций высказались в том контексте, что они имеют выстроенную цифровую модель компании или обладают полностью зрелой ИТ-инфраструктурой с открытым API.
Как отмечает Татьяна Бочарникова, глава NetApp в России и СНГ: «Сегодня многие компании в России, даже те, которые осознают необходимость внедрения инноваций в бизнес-процессы, как правило, не имеют целостной стратегии цифровой трансформации предприятия. В лучшем случае, они концентрируется на модернизации аппаратных платформ. При этом наиболее успешные компании уже активно внедряют и используют при работе с информацией такие инструменты как искусственный интеллект, глубокая аналитика и другие решения для получения выгоды от больших данных».
Тем не менее, появление таких инструментов, как машинное обучение, искусственный интеллект, гибридные облака рано или поздно потребуют от всех компаний без исключения внедрить эти и многие другие инструменты в процесс своей деятельности. Нечто подобное уже происходило на рынке 10-15 лет назад, когда в корпоративную среду повсеместно начали внедряться технологии виртуализации. В итоге к их использованию перешли все, но преимущество получили те компании, которые сделали это первыми. Сегодня мы наблюдаем похожую ситуацию на новом технологическом витке — каждый день промедления дает преимущество более расторопным конкурентам.
Важный фактор — внутреннее взаимодействие
Для многих организаций наиболее сложным был и остается вопрос о том, с чего начать процесс цифровой трансформации. Как показывает опыт мировых компаний и анализ открытых источников, включая мнения экспертов отрасли, в первую очередь надо ответить для себя на несколько ключевых вопросов, главный из которых: Какие преимущества мы хотим получить от реализации цифровых преобразований?. Если не получить на него четкий и понятный ответ, то в дальнейшем очень легко сбиться с верного пути и вместо того, чтобы решать вопросы бизнеса с помощью инноваций, компания начнет внедрять «технологии ради технологий».
Следующие важные вопросы: Какие данные действительно нужны и как их использовать с максимальной выгодой для организации?. Как обеспечить эффективное взаимодействие между участниками подразделений и рабочих групп в процессе трансформации?. Только после отработки этих вопросов можно приступать к выбору конкретного решения, платформы, поставщика. Здесь весьма показательна статистика из упомянутого исследования «Цифровая трансформация в России», которая говорит о том, что лишь 21,37% компаний, т.е. фактически — одна из пяти — обладает ИТ-инфраструктурой, полностью отвечающей задачам бизнеса. В остальных случаях она является недостаточной либо, напротив избыточной.
«При разработке стратегии цифровой трансформации важно соблюдать баланс между задачами бизнеса и технологическими возможностями доступных программно-аппаратных платформ. Поэтому компания NetApp разрабатывает свои решения таким образом, чтобы обеспечить их максимальную универсальность и гибкость. В качестве примера можно привести концепцию NetApp Data Fabric, которая позволяет существенно упростить процесс управления данными. В рамках этой концепции можно, например, легко интегрировать локальные ИТ-платформы компании с облачными сервисами, осуществлять управление сложными системами хранения данных, но главное — обеспечивать динамическое масштабирование ИТ-инфраструктур в полном соответствии с актуальными задачами бизнеса», — делится опытом Татьяна Бочарникова.
Кстати, проблема гипертехнологичности характерна для компаний по всему миру. В одном из недавних интервью, Мэтт Уоттс, технический директор NetApp в регионе EMEA, рассказал об одном проекте по модернизации ИТ-инфраструктуры, который был реализован для крупной финансовой организации США. В 2015-2016 гг здесь было внедрено множество передовых решений, обладающих развитым функционалом и мощными средствами автоматизации. Но, как показал дальнейший опыт эксплуатации — существенная часть из этих инновационных функций оказалась невостребованной. Главным образом потому, что клиенты компании по тем или иным причинам оказались не готовы к пользованию инновационными сервисами, которые можно было развернуть на новой технической платформе. По мнению Мэтт Уоттса, это произошло потому, что в компании было нарушено взаимодействие между технической службой и бизнес-подразделениями.
Здесь нельзя сказать, что инвестиции были потрачены впустую — заказчик получил хорошее техническое решение с запасом на долгие годы — но эффективность их вложения могла бы быть выше. Данный пример лишний раз подтверждает важность взаимодействия и слаженной работы между различными департаментами компании — прежде, чем приступать к цифровой трансформации следует убедиться, в том, что взаимодействие налажено.
Защита данных и немного о будущем
Затрагивая вопросы технических аспектов цифровой трансформации, первоочередное внимание необходимо уделять безопасности данных и обеспечению их целостности. Информация, с которой работает компания — ценнейший актив и то, что его необходимо защищать, интуитивно понятно. В то же время, стремительное развитие ИТ-инфраструктур, добавление в них публичных облачных сервисов, мобильных платформ, индивидуальных клиентских устройств, радикально усложняет этот процесс и ставит вопрос обеспечения кибербезопасности на совершенно новый уровень. То же относится и к аспектам, связанным с динамической миграцией данных между различными площадками — такая необходимость часто возникает при использовании гибридных облаков. Ответом может стать использование интегрированных гиперконвергентных решений для работы с данными, которые сегодня предлагают ведущие мировые производители систем хранения данных. Решения на основе Flash-технологий также получили заслуженную популярность, благодаря высокой производительности обработки данных и возможности интеграции в облако.
Как бы то ни было, но фундаментальные изменения в ИТ-инфраструктурах современных компаний невозможны без внедрения передовых технологий. Статистика, собранная в ходе исследования «Цифровая трансформация в России», говорит о том, что сегодня компании чаще всего внедряют различные инструменты для работы с большими данными, Интернетом вещей, роботизацией процессов. Востребованы разработки на базе искусственного интеллекта, машинного зрения, а также биометрические системы.
Как отмечает Татьяна Бочарникова: «Результаты опроса полностью коррелируют с теми проектами, над которыми NetApp, как производитель технологий по управлению данными, работает с компаниями по всему миру. Аналитика больших данных, искусственный интеллект и машинное обучение, а также Интернет вещей заслуженно являются самыми востребованными и перспективными. Эти технологии, в свою очередь предъявляют высокие требования к качеству данных, скорости и надежности их обработки. Кроме того, процессы разработки требуют оперативного масштабирования ресурсов, а также эффективности хранения данных в зависимости от их ценности и предназначения. Плюс, инновационное развитие компании невозможно без обеспечения бесперебойной работы корпоративных приложений. Поэтому главным приоритетом является не выбор какой-то отдельной технологии, а построение стратегии, позволяющей решать все эти задачи. Так, благодаря грамотной стратегии управления данными на основе NetApp Data Fabric, DreamWorks, Ducati Motors, Wuxi Nextcode, аэропорт Домодедово и другие компании ускоряют процессы разработки новых продуктов, улучшают пользовательский опыт и уверенно сохраняют свои лидерские позиции».
Судя по аналитическому отчёту, российские компании хорошо осознают необходимость цифровой трансформации, достаточно взвешенно оценивают состояние своих инфраструктур и ориентируются в инновационных технологиях, актуальных в мире ИТ. Так что цифровая трансформация в стране могла бы идти быстрее. Главный вопрос в том, смогут ли компании преодолеть инертность мышления и сумеют ли сместить фокус с выбора аппаратных решений — модели, которая преобладает на сегодняшний день в России — на разработку комплексной стратегии цифровых изменений, ориентированных на решение задач бизнеса. Конечно, наивно было бы полагать, что цифровая трансформация во всех случаях пройдет гладко. Как показывает мировой опыт — на этом пути практически все компании, так или иначе, сталкиваются с непредвиденными сложностями. Но, трудности, в конце концов, преодолимы, гораздо сложнее сокращать технологический разрыв, когда конкуренты уже ушли далеко вперед.