Елена Новикова, Polymedia: В России пора создавать ситуационные центры с искусственным интеллектом
Федеральные и региональные органы власти, а также госкорпорации начали усиленно интересоваться созданием ситуационных центров (СЦ). О том, как они должны выглядеть структурно, какой функциональностью обладают и чем СЦ отличается от центра управления регионом, в интервью CNews рассказала Елена Новикова, президент группы компаний Polymedia.
CNews: Мы знаем, что у Polymedia большой опыт в создании ситуационных центров. Можете ли вы привести пару примеров созданных СЦ?
Елена Новикова: Действительно, у нас большой опыт создания ситуационных центров, мы занимаемся этим с 2002 года. Речь идет о ситуационных центрах органов федеральной и региональной власти, корпораций, отраслевых СЦ. В качестве примера могу привести ситуационные центры администрации президента России, губернаторов Рязанской, Смоленской, Новгородской, Сахалинской, Омской областей, полпреда Северо-Западного федерального округа, а также центры поддержки принятия решений в энергетике, транспорте, управлении кризисными ситуациями. География наших проектов охватывает не только всю Россию, но и страны СНГ. Кроме того, у нас большой опыт по созданию СЦ для госструктур и корпораций, среди которых — МЧС, Ространснадзор, МРСК, РЖД, Центробанк, Сбербанк.
Polymedia за эти годы не только стала экспертом в области разработки и внедрения ситуационных центров для всех уровней управления, но и заняла лидирующую позицию на этом рынке. Надо понимать, что мы говорим о технически очень сложных и масштабных проектах, тут нужен опыт, практика и высокий инженерный потенциал.
CNews: Эта тема не теряет своей актуальности?
Елена Новикова: Ни в коем случае! Polymedia получает много запросов, и уже с начала 2020 года мы видим значительный всплеск интереса к теме со стороны федеральных органов власти и корпораций.
Речь идет о том, что сейчас надо создавать ситуационные центры нового поколения — 4.0. Они более масштабные по структуре, в них применяются технологии искусственного интеллекта и предиктивной аналитики, а также инструменты для моделирования и планирования развития, а не только для мониторинга. В таком СЦ все технологии и ИТ-решения внедрены и разработаны с учетом развития на ближайшие 5-6 лет. В связи масштабной цифровизацией, импортозамещением и ситуацией с COVID-19 мы получили много запросов по ситуационным центрам. Во время самоизоляции мы даже осуществили колоссальный по своей масштабности и срокам реализации проект, о котором мы расскажем рынку немного позже. Пока же могу сказать, что этот проект станет тем кейсом, на который отрасль будет ориентироваться в ближайшие годы.
Хочу отметить, что ситуационные центры востребованы не только в России. Например, в Казахстане активно создаются масштабные СЦ на региональном и республиканском уровнях.
Из-за большого интереса к теме в период самоизоляции мы провели ряд вебинаров по теме проектирования и создания СЦ и пришли к выводу, что нам нужно чаще делиться опытом. В начале июля мы создали новый сайт, на котором можно посмотреть полный перечень выполненных нами проектов в России и странах СНГ.
CNews: Расскажите, пожалуйста, какие конкретные технологии должны использоваться в работе СЦ?
Елена Новикова: При создании ситуационного центра важно учесть методологию, информационно-аналитическую систему СЦ, а также его аппаратное обеспечение: экран коллективного пользования, средства видеоконференцсвязи, серверное оборудование, АРМ аналитиков и операторов, мобильную компоненту. Что касается инженерно-технических решений, то тут высокое значение имеют все системы для обработки, сбора и отображения информации. По нашему опыту, который подтвержден общемировой практикой, на первый план стоит выводить вопрос визуализации данных. Именно качественная, понятная и наглядная визуализация помогает сделать ситуационный центр эффективным.
И, конечно, второй существенный фактор — информационно-аналитическая система. Сегодня заказчики все чаще выбирают российские платформы для анализа данных. Думаю, тем, кому предстоит создание или модернизация СЦ, будет интересно ознакомиться с краткой инструкцией по выбору информационно-аналитической платформы. Ее можно скачать, заполнив краткую анкету на нашем сайте. Там же, по ссылке, можно скачать книгу «Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития». Она по сей день пользуется большой популярностью и стала настольной для многих экспертов. В июне мы оцифровали ее и с радостью делимся своим опытом и экспертизой.
CNews: Что важно учесть при создании современного ситуационного центра в среднестатистическом регионе? Расскажите, пожалуйста, подробнее об инфраструктуре и трендах.
Елена Новикова: При создании ситуационного центра важно уделить большое внимание осмыслению того, как он будет работать, а также этапу проектирования. Продумывание методологии работы и проектирование должно занимать не меньше времени, чем создание СЦ, потому что современный ситуационный центр — масштабное дорогостоящее решение и неправильно заложенная основа может стоить очень дорого, а поменять ее потом сложно. Поэтому надо понять, для каких целей создается СЦ, как он будет работать и в каком режиме (периодическом или круглосуточном), какую информацию нужно выводить на экран, как будет организована работа руководителей высшего звена и многое другое.
Говоря об инженерной инфраструктуре, я бы выделила светодиодные экраны высокого разрешения. Это как раз касается блока визуализации, о котором мы говорили ранее. Такие экраны позволяют получать изображение очень высокого качества при работе со схемами, таблицами и графиками, а питч такого экрана лежит в пределах 0,9-2,5 мм. Кроме того, экраны поддерживают высокую яркость изображения, а срок их службы, что также немаловажно, достигает 100 тысяч часов. Кроме того, сегодня используются сетевые распределенные контроллеры, позволяющие гибко построить управление источниками информации для видеостены.
При создании центра также важно учесть решения для организации гибридной модели, при которой часть участников совещания работают удаленно. Кроме того, современный ситуационный центр должен использовать технологии искусственного интеллекта, позволяющие распознавать лица и образы.
CNews: Какие дополнительные платформы могут пригодиться при создании СЦ?
Елена Новикова: Информационно-аналитическая система строится на базе современных BI-платформ, использующих In-Memory технологии работы с данными. BI-система интегрируется с основными источниками информации для ситуационного центра и является вершиной айсберга, которая видна топ-менеджменту. Поэтому здесь очень важна наглядная и понятная визуализация данных, которая помогает быстро выявить и определить возможные инциденты.
Далее информация может передаваться в платформу управления инцидентами и отрабатываться по определенным регламентам. Тут можно выделить два важных аспекта. Прежде всего, руководство центра должно иметь доступ ко всей ключевой информации на мобильном устройстве. Кроме того, необходимо наличие возможности запрашивать нужный срез данных и оперативно получать ответы на своем смартфоне или планшете. Российская платформа Visiology умеет это делать и даже позволяет вести диалог с виртуальным ассистентом на естественном языке. Платформа включена в реестр отечественного программного обеспечения и использует технологии работы с большими данными, предиктивной аналитики и искусственного интеллекта. У нас есть уже целый ряд реализованных проектов. К примеру, в апреле Visiology стала интегрирующей платформой в Центре управления регионом Нижегородской области, запущенном в пилотном режиме. Как вы понимаете, в такой непростой ситуации с которой столкнулся весь мир, большое внимание было уделено осуществлению мониторинга по COVID-19.
В июле этого года Аналитический центр при правительстве Российской Федерации присудил Visiology лидерство в номинации «Системы интеллектуального анализа данных» в рамках конкурса «Лучшие цифровые решения». Уникальная методика конкурса, разработанная по заказу Минкомсвязи России, учла все требования к современным решениям.
CNews: Вы упомянули создание ЦУР в России, которое пошло чуть более активными темпами в этом году. Вам сейчас уже понятна функциональная разница между ЦУР и ситуационными центрами? В чем она?
Елена Новикова: Ситуационный центр — это орган управления регионом. СЦ занимается сбором информации, моделированием, прогнозированием и, в конечном счете, становится центром принятия управленческих решений по социально-экономическим, общественно-политическим и вопросам комплексной безопасности. Там же идет мониторинг ключевых показателей национальных проектов и обмен информацией с федеральными органами власти. Центр управления регионом нацелен на сбор обратной связи от граждан — это важная деятельность, она помогает получить срез общественных настроений и оперативно реагировать на различные недочеты, к примеру, в ЖКХ, городском благоустройстве, работе диспетчерских служб и так далее. Таким образом, ЦУР — это один из источников получения данных для ситуационного центра.