Разделы

Ритейл

Как устроена система онлайн-инкассации

Лауреатом премии CNews «Инновация года 2020» стала компания Profindustry. О том, для чего рынку нужна онлайн-инкассация на базе федеральной платформы Moniron Cash Connect, и как она работает, рассказал Сергей Барсуков, президент Profindustry.

CNews: В банковской среде сейчас много говорят о существующем тренде снижения доли наличных в ритейле. Какими соображениями вы руководствовались, создавая комплексное решение для обслуживания наличной выручки?

Сергей Барсуков: Во-первых, оборот наличных по-прежнему очень велик, и количество наличных денег в обращении по статистике Банка России растет с каждым годом. Так, по данным регулятора, в октябре этого года объем денег на руках у населения и в розничных кассах составил более 12 трлн рублей.

Во-вторых, если говорить о затратах торговых сетей на обслуживание наличного денежного обращения, то чем ниже доля наличных в выручке магазина, тем выше удельная стоимость ее обслуживания, поскольку затраты ритейла в большей степени зависят от количества инкассаций, а не от объема перевозимых денег. На практике это значит, что дневная наличная выручка в магазине может снизиться вдвое, а стоимость ее инкассации останется прежней.

img3169f.jpg

В поисках путей оптимизации накладных расходов, ритейлеры обращаются к цифровым технологиям. В частности, речь идет об онлайн-инкассации с использованием автоматизированной депозитной машины (АДМ). К слову, потенциальный объем рынка онлайн-инкассации в России составляет примерно 600 тысяч торговых точек: федеральные и региональные торговые сети, локальные розничные магазины, автозаправки, рестораны, гостиницы, билетные кассы и даже музеи.

CNews: Как и когда появилась федеральная платформа инкассации Moniron Cash Connect? Для чего она нужна рынку?

Сергей Барсуков: Сначала появилась АДМ — машина, решающая задачу автоматизации обработки наличной выручки. Изучив международный опыт и результаты наших первых пилотных проектов, мы пришли к пониманию, что для России необходимо разработать специальную депозитную машину, аналогов которой на тот момент не было на мировом рынке. В 2014 году мы приступили к разработке АДМ, адаптированной под российские потребности. Это был путь экспериментов — мы искали оптимальное модульное решение, проектировали быстрый купюроприемник на базе Moniron Detection System, тестировали различные сценарии пользовательского взаимодействия, разрабатывали встроенное программное обеспечение для АДМ. Первым крупным проектом стало внедрение депозитных машин Moniron в торговой сети «Магнит». Именно этот проект во многом определил конфигурацию устройства.

Надо сказать, что у современных АДМ были предшественники — темпокассы, смарт-сейфы и различные варианты депозиторов — единичные продукты, которые «не взлетали»: ритейлеры не до конца понимали преимущества использования нового оборудования, устройства не отвечали их задачам, были сложны в поддержке. Частенько признанные удовлетворительными тестовые решения плохо масштабировались. Мы решили изменить подход и вывести на рынок комплексный сервис, решающий целый ряд задач. Так появилась единая платформа инкассации Moniron Cash Connect. Это было своевременно, поскольку не только клиентам, но и банкам, и инкассаторам, обслуживающим ритейлеров, понадобилась полноценная ИТ-платформа НДО, чтобы по максимуму автоматизировать клиентский сервис.

В скором времени стало ясно, что необходимы и дополнительные услуги — обслуживание депозитных машин, обучение сотрудников клиентов работе с устройством. Постепенно сервис обогащался кейсами, решающими сопутствующие клиентские задачи. В соответствии с этой концепцией продукт развивается в последние два года.

По сути, сейчас Moniron Cash Connect — это федеральная ИТ-платформа, которая консолидирует всех участников рынка: ритейлеров, производителей, инкассаторов, банки, и позволяет им работать по общим стандартам в едином интерфейсе предоставления услуг.

CNews: С какими банками вы работаете?

Сергей Барсуков: К Moniron Cash Connect подключены топ-20 российских банков. Для крупных федеральных ритейлеров это особенно важно: масштабируя онлайн-инкассацию на всю сеть магазинов, компания может обслуживать тысячу своих торговых точек в трех разных банках — например, по 330 точек на каждый банк. При этом наша федеральная платформа позволяет ритейлеру отслеживать работу с каждым банком в «едином окне», а также при необходимости без лишних сложностей сменить обслуживающий банк. Кроме Moniron Cash Connect, сегодня на рынке нет аналогичного сервиса, предоставляющего такую возможность.

Евгений Карпов, vStack, корпорация ITG: К 2030 году гиперконвергентный подход станет в России преимущественным
Цифровизация

CNews: Как устроена платформа?

Сергей Барсуков: Платформа инкассации Moniron Cash Connect состоит из нескольких модулей. Прежде всего, сама депозитная машина, «железо». Затем онлайн-зачисление как сервис по превращению наличных денег клиента в безналичные. Модуль «Инкассация 2.0», который позволяет оптимизировать график заездов бригады перевозчика на торговую точку, решить целый ряд ресурсных проблем «классики» и упростить процесс инкассации. Еще один важный модуль — безопасность: проверка подлинности банкнот, отчеты системы мониторинга, надежное хранение наличной выручки и так далее. Кстати, некоторые клиенты переходят на онлайн–инкассацию именно в стремлении решить задачи обеспечения безопасности, чтобы с помощью автоматизации повысить финансовую дисциплину, избежать недостач и минимизировать ошибки инкассации.

По мере развития платформы и увеличения количества установок растет роль техподдержки. АДМ — довольно сложное устройство, требующее профессионального обслуживания. Для обеспечения надежной техподдержки мы развиваем специальный программный комплекс Moniron Service Desk, а также у нас работают более 600 инженеров по всей России.

И, наконец, последний модуль: система Moniron MOST. Это ИТ–составляющая сервиса, обеспечивающая мониторинг и управление депозитными машинами.

CNews: В каком направлении вы планируете развивать продукт в ближайшие годы?

Сергей Барсуков: В первую очередь, мы планируем развивать Moniron MOST — программно–информационный блок платформы. Наша цель — развитие интерфейса и функциональности решения, создание сценариев взаимодействия под задачи сотрудников разного уровня. Работа включает в себя получение большого объема данных, анализ показателей системы датчиков АДМ, исследование специальных запросов клиентов. Moniron MOST дополняется новыми модулями и непрерывно развивается во многом благодаря нашим клиентам, подключенным к платформе.

4 задачи по построению платформенной экономики в России на 2025 год
Цифровизация

Второе направление развития — это сервис и поддержка АДМ. На рынке есть другие модели депозитных машин, но мало кто из поставщиков может обеспечить сервисное обслуживание техники на горизонте двух–трех лет. Мы же изначально создавали АДМ с пониманием, что масштаб проектов будет расти, и нам с самого начала необходимо выстраивать многоуровневую систему поддержки наших машин. Сейчас у клиентов работает 21 тысяча АДМ марки Moniron. Ритейлеры вряд ли согласились бы «идти в масштаб», не будучи уверенными, что мы обеспечим сервисную поддержку установленных у них АДМ хотя бы в перспективе ближайших 7–10 лет. В этой ситуации логично, что наш приоритет — развитие концепции «одного окна» и интеграция с клиентскими сервис-деск системами, налаживание связей, работа с авторизованными сервисными центрами, повышение качества их работы в каждом регионе.

В свою очередь, аппаратная и программная составляющие АДМ будут совершенствоваться, появятся новые возможности и узконаправленные сервисы, решающие задачи различных сегментов ритейла. В крупных торговых точках АДМ будут развиваться в сторону большей автоматизации и приобретения функций бэк–офиса. Возможно, это будут устройства большого размера, не только принимающие наличную выручку, но и выдающие кассиру разменный фонд. В небольших магазинах АДМ приобретут форму компактной кассы — они трансформируются в небольшие устройства, установленные во фронт–линии и интегрированные с рабочим местом кассира. Новая технология будет видоизменяться в зависимости от форматов магазинов, приобретать свойства, необходимые конкретному клиенту.

Наталья Рудычева