Разделы

ПО Цифровизация Импортонезависимость

Владимир Потапенко, Magora Systems: Разработка мобильных и веб-приложений для медицинской отрасли имеет свои особенности

Сегодня ИТ-продукты и сервисы стали важным инструментом для улучшения качества и доступности медицинских услуг. Пандемия, с последствиями которой в первую очередь столкнулась система здравоохранения, подтолкнули развитие цифровой медицины. Сфера ИТ предложила решения для удаленного доступа и автоматизации процессов, а главное, варианты их интеграции в систему здравоохранения. В этом сегменте работает компания Magora Systems. Ее основатель Владимир Потапенко, благодаря интуиции и высоким компетенциям, масштабировал свой проект с небольшого стартапа до международной компании, которая сейчас предлагает прорывные ИТ-решения для медицины. Мы поговорили с ним о том, как отразилась пандемия на работе его компании, и в целом на ИТ отрасли.

Одним из наиболее успешных проектов было создание системы ускоренного тестирования на COVID-19

CNews: Владимир, в 2020 году в мире началось нечто невероятное – пандемия распространилась по всей планете и поставила под угрозу привычное существование общества. На помощь пришли цифровые технологии. К примеру, ваша компания Magora Systems предложила свое ИТ-решение в сфере здравоохранения. Расскажите, что это за проект?

Владимир Потапенко: Более 70 процентов наших клиентов обращаются к нам по вопросам из области медицины. Одним из наиболее успешных проектов было создание системы ускоренного тестирования на COVID-19 и удаленного получения соответствующего сертификата для путешествий. С помощью разработанного нами сайта и мобильного приложения пользователи могли зарегистрироваться и заказать на дом экспресс-тест. Затем консультант проводил видеозвонок с пациентом, во время которого тот сканировал QR-код на тесте, проходил процедуру верификации и само тестирование. Результаты можно было узнать уже через несколько минут, они автоматически сохранялись в электронном кабинете.

Конечно, в период пандемии мы столкнулись со сложностями, но у нас был план действий, которого мы придерживались. Мы быстро приспособились к новым условиям и продолжили работу, несмотря на ограничения. Думаю, это удалось во многом благодаря тому, что к тому времени у меня была слаженная команда. Мы отлично коммуницируем с клиентами, беседуя на их языке и ориентируясь на их потребности. Философия моей компании заключается в том, чтобы наша работа приносила пользу.

CNews: Как руководитель ИТ-компании вы чутко уловили тенденцию к цифровизации медицины, интегрируя в нее собственные разработки с учетом специфики отрасли. Какие особенности работы на уровне программирования есть при работе с заказчиками из медицинской сферы и какие компетенции нужны разработчикам для успешной реализации проектов в этой области?

Владимир Потапенко: Разработка мобильных и веб-приложений для медицинской отрасли имеет свои особенности и отличия от разработки приложений для других отраслей. Это строго регламентируемая сфера, ведь речь идет о здоровье людей. Поэтому при создании медицинских приложений я уделяю особое внимание тому, чтобы специалисты моей компании учитывали нормы и стандарты, владели терминами, используемыми в медицинской отрасли, такими как HL7, DICOM, HIPAA. Это требует тщательного планирования, анализа и проверки, чтобы гарантировать безопасность и эффективность приложения.

Второй немаловажный момент – это интеграция с медицинскими системами, такими как электронные медицинские записи, чтобы обеспечить эффективность и точность обработки данных. Еще одна особенность цифровых продуктов для медицины, многие из них обладают функцией напоминания о приеме лекарственных препаратов, это тоже требует особого внимания при разработке. Третий момент – это соблюдение конфиденциальности данных и безопасности использования приложения. Это очень важно для медицинской сферы.

В связи с этими особенностями разработчикам приходится работать с большим количеством интеграций, сторонним ПО и базами данных. Зачастую приходится интегрировать разработанное решение с базами или другими системами медицинской компании, как через API, так и через специально разрабатываемые интерфейсы получения и обмена данными. Поэтому специалисты в этой области должны владеть знаниями принципов дизайна пользовательского интерфейса (UI) и пользовательского опыта (UX), чтобы создавать удобный и понятный пользовательский интерфейс.

CNews: Сейчас в вашей компании более 120 человек. Как генеральный директор (СЕО), какие задачи вы решаете?

Владимир Потапенко: На самом деле, как СЕО, мне приходится решать множество задач. Это касается стратегического и тактического управления проектами, взаимодействия с заказчиками, работы с командой. Во-первых, от меня зависит постановка задачи, какое именно приложение мы будем разрабатывать, чтобы оно соответствовало требованиям заказчика. Далее мне необходимо выделить ресурсы на эту работу – это и финансирование, и техническое обучение. И наконец, я собираю команду для реализации проекта. На самом деле, от того, насколько она будет слаженно работать, зависит выполнение намеченной цели, поэтому моя задача – быть идейным вдохновителем для них. Но при этом, я контролирую каждый этап и в итоге провожу оценку результатов.

Этот цифровой продукт позволяет визуализировать каждый этап в процессе оказания медицинской услуги

CNews: Под вашим управлением разработчики создают медицинские приложения, меняющие подходы в работе всей системы здравоохранения. К примеру, один из ваших цифровых продуктов позволяет проводить лечение и реабилитацию пациентов с помощью мобильной игры. Как это работает?

Владимир Потапенко: Заказчик поставил задачу создать для пациентов мобильную игру. Таким образом, врачи изучали нейрокогнитивные реакции человека, а специальный веб-сервис, также разработанный нами, позволял считывать эту информации, и на ее основе формировать и отправлять рекомендации. Главной задачей этого проекта было убедиться в точности результатов тестирования. Нам пришлось опробовать различные устройства Android, чтобы найти те, которые предоставляют надежные данные с низким уровнем ошибок. Сначала заказчик намеревался нанять стороннего дизайнера, но в итоге именно наш специалист по пользовательскому интерфейсу довел проект до успешного завершения.

Что касается непосредственно медицинских учреждений, то мы разработали приложения для управления документацией, т.е. CRM/ERP для медицинской компании. Этот цифровой продукт позволяет визуализировать каждый этап в процессе оказания медицинской услуги и рассчитать его стоимость. По сути, нам нужно было создать динамический калькулятор, которым могли бы легко пользоваться медицинские администраторы. Мы использовали d3.js (библиотека JS dynamic trees), а также базу данных MognoDB, Node.js и Angular.js – фреймворки для создания приложения. Наша команда создала прототип в короткие сроки, что позволило заказчику получить дополнительное финансирование.

CNews: Ваша компания разрабатывает цифровые решения и для пациентов, к примеру, приложение для диабетиков. Сегодня это заболевание – серьезная проблема для всего мира. Каким образом мобильное приложение может помочь страдающим диабетом?

Владимир Потапенко: Мы активно разрабатываем приложения для мониторинга здоровья, включая iOT решения (мониторинг через датчики, носимые девайсы). В 2016 году мы выпустили не одно, а целую серию приложений для пациентов, страдающих диабетом. Рост заболеваемости этим диагнозом – мировая проблема. Мы на своем уровне внесли свой вклад в решение этой проблемы, разработав 4 приложения. С их помощью пользователи могут контролировать уровень сахара в крови, на основе этого получать рекомендации по питанию и приему лекарств. Приложения позволяют просматривать динамику данных в виде настраиваемых графиков.

Помимо этого, у нас есть приложение, с помощью которого можно пройти первичную консультацию с врачами, не выходя из дома. Еще одно наше приложение позволяют пользователям вести электронные медицинские записи и делиться ими со своими врачами. Есть у нас и приложения для врачей, чтобы они могли на расстоянии мониторить состояние пациента, например, для контроля за хроническими заболеваниями.

CNews: Сегодня ИТ-продукты и сервисы стали важным инструментом и для улучшения системы работы фармкомпаний. Среди ваших кейсов – мобильное приложение Pharm Card для отдела продаж международной фармацевтической компании EGIS, которое позволило с мобильного телефона или стационарного компьютера управлять всей сетью аптек. Расскажите об этом приложении подробнее?

Владимир Потапенко: Нашей задачей была автоматизация внутренних процессов компании. Необходимо было заменить сотни Excel-файлов, которые каждый медицинский представитель должен заполнять во время ежедневных посещений аптек, и создать систему, в которой все данные можно легко ввести через планшеты (iPad). Таким образом, отчетность по статистике продаж и выполнении контрактов можно предоставлять в онлайн-режиме даже при перебоях с интернетом. Причем, данные синхронизируются автоматически.

На основе требований клиента, мобильное приложение отображает информацию о доступных товарах (SKU), фактических запасах, планах и отчетах по каждой аптеке, заказах – которые могут быть изменены в режиме реального времени – и другой ценной статистике. С помощью Pharm Card медицинские представители получают незаменимый инструмент, который повышает точность и эффективность их повседневной работы, а высшие руководители – актуальную картину продаж и рынка, чтобы контролировать и принимать стратегические решения. Наше сотрудничество с клиентом продолжается, новые функции для повышения эффективности корпоративной работы будут внедрены на основе потребностей компании.

Мы начинаем с тщательного анализа, чтобы снизить риск тратить деньги на бесполезную функциональность

CNews: То есть вам приходится полностью погружаться в нишевую сферу заказчиков, чтобы создать необходимый продукт, который помимо оптимизации деятельности приносит и экономический эффект?

Владимир Потапенко: Абсолютно верно. Разработку программного обеспечения можно сравнить со строительством дома: при стремлении построить прочную и надежную структуру важно наличие чертежей, а также окончательного дизайна. У вас может быть красивая картина, но, чтобы построить его с нуля, вам понадобится прочный фундамент, список инструментов и материалов и план того, как будут расположены инженерные коммуникации (например, электричество или сантехника), а также понимание вашего метода строительства.

Моя команда использует эффективные стратегии для создания полной дорожной карты с обязательными ориентирами, такие, как модели монетизации или решения по оптимизации бизнеса. На этапе обнаружения становится ясно, будет ли идея, воплощенная в программном продукте, решать поставленные задачи и удовлетворять потребительский спрос. Поэтому мы начинаем с тщательного анализа, чтобы снизить риск тратить деньги на бесполезную функциональность: определяем объем проекта, функции программного обеспечения, проводим исследование рынка и анализ конкурентов, разрабатываем стратегию монетизации продукта и расширения бизнеса, проводим управление рисками и создаем концепцию дизайна будущего продукта.

После этого этапа готовим полный комплект документации: SRS – это спецификация требований к программному обеспечению, которая описывает, как будет работать приложение, карта функций, концепция продукта и сценарии использования, в том числе рассчитываем ожидаемую нагрузку, чтобы проверить, как система будет справляться с пиковыми показателями. На этом этапе в “Magora Systems” аналитики работают в тесном сотрудничестве с клиентами, чтобы найти потенциальные слабые места и заблуждения, укрепить логику и избежать тупиков.

Этот подход обеспечивает моей компании высокую репутацию и доверие со стороны клиентов так как ИТ- решениями Magora Systems сегодня пользуются крупнейшие компании во всем мире!

Иван Петров