CNews опубликовал четвертый ежегодный рейтинг операторов фискальных данных
В марте-апреле 2020 г. рынок ОФД столкнулся с почти 2-кратным сокращением числа активных касс. Затем началось его восстановление — некоторые ритейлеры даже открывали новые магазины. Основные события на рынке связаны с развитием системы маркировки. Современный ОФД не просто собирает и обрабатывает чеки, но и развивает аналитику на основе данных, а также становится единым окном для бизнеса при получении самых разных услуг.
Что произошло на рынке ОФД в 2020
Онлайн-кассы, операторы фискальных данных, маркировка товаров — все эти явления еще недавно горячо обсуждались на рынке. Сегодня, спустя 4 года, ажиотаж спал. Переход на онлайн-кассы идет своим чередом — его этапы прописаны в 54-ФЗ.
Развивается проект по маркировке товаров. На сегодняшний день обязательной является маркировка табака, обуви, духов и туалетной воды, некоторых видов одежды, постельного, столового, туалетного и кухонного белья, фотоаппаратов и ламп-вспышек, шин и пневматических покрышек. Тестируется маркировка кресел-колясок, велосипедов, молочной продукции, питьевой воды. В апреле 2021 г. начнется эксперимент по маркировке пива и слабого алкоголя.
2020 г. оказался для ОФД непростым, как и для всех других его игроков. «Из-за пандемии рынок ОФД в целом стагнировал, рост показали только ритейлеры, осуществляющие продажи в e-commerce, — отмечает Антон Румянцев, генеральный директор OFD.RU. — Причем, количество таких ритейлеров за 2020 год удвоилось».
«В пиковые периоды действия ограничений, в конце марта – начале апреля, число активных касс и объем пробиваемых чеков снижались примерно в 2 раза, далее, в течение оставшейся части года шло восстановление рынка», — продолжает Алексей Баров, генеральный директор «Платформа ОФД». Он отмечает, что его компания старалась поддерживать своих клиентов и партнеров, предоставляя часть продуктов на бесплатной основе. Например, сервиса «Сравнение с рынком», который помогал ритейлерам анализировать ситуацию и принимать решения. Кроме того, ОФД помогал предоставлять в банки информацию по торговому обороту, чтобы облегчить клиентам прохождение скоринга и получение заемных средств на развитие бизнеса.
В «Калуга Астрал» отмечают отток индивидуальных предпринимателей в период с марта по июнь 2020 г. «Если опираться на статистические данные ФНС, количество закрывшихся ИП и фермерских хозяйств показало негативную динамику. По сравнению с 2019 годом оно выросло на 36% и составило 991 тыс., — говорят в компании. — К сентябрю 2020 года мы уже начинали работать в привычном для нас режиме».
По мнению Дмитрия Шувалова, руководителя «Контур.ОФД», в 2020 г. окончательно определился круг ОФД, которые способны оперативно предоставить детальную информацию о состоянии рынка и аналитические сервисы. Одновременно появились новости об уходе некоторых игроков с рынка. «Вероятно, не все операторы готовы вкладываться в развитие сервиса, чтобы соответствовать новым требованиям», — говорит он. Также из-за новых требований к обезличиванию фискальных данных под угрозой оказались некоторые пути развития ОФД, в том числе аналитика рекламных кампаний и участие в предоставлении кешбэков.
В 2020 г. основные изменения на рынке ОФД были связаны с маркировкой товаров. Для некоторых групп, таких как табак, лекарства, обувь, эксперимент по маркировке перешел в стадию «обязательно к применению». «Появилась обязанность оформлять приемку маркированного табака от поставщика с помощью электронных документов, был отлажен механизм маркировки остатков и заказа кодов импортерами и производителями», — уточняет Александр Тупицын, технический директор «Такском».
Он отмечает взрывной рост подключений пользователей ККТ к электронному документообороту и востребованности услуг по взаимодействию с «Честным Знаком» (регистрация, заказ кодов маркировки, отчет о статусе обработки кода в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ). Кроме того, в 2020 г. на фоне всеобщего падения оборотов повысился спрос на отчеты для арендодателей (расчет аренды от оборота) и брендирование электронных чеков как возможность дополнительных продаж.
Обязательная маркировка повлекла за собой не только резкое увеличение количества касс, отправляющих коды маркировки, но и перестройку внутренних бизнес-процессов у магазинов, торгующих маркированной продукцией. «В связи с появлением новых форматов все ОФД, производители контрольно-кассовой техники и разработчики кассового софта скорректировали свои планы разработки и производства на начало 2021 года. Всем нужно было подготовиться к новым форматам фискальных документов и провести взаимное тестирование, — говорит Александр Тупицын. — Возникла массовая потребность в недорогих и простых решениях для электронного документооборота, заказа и печати кодов маркировки».
Как развиваются ОФД
Несмотря на то, что проекту перехода на онлайн-кассы уже 4 года, основная задача ОФД осталась прежней — это передача фискальных документов в ФНС и кодов маркировки в ЦРПТ, отправка чеков в электронном виде покупателям. Кроме того, операторы фискальных данных продолжают развивать сервисы для пользователей, в том числе индивидуально настраиваемые. Это не только более удобные способы работы с информацией, но и всевозможная аналитика.
Каждый ОФД самостоятельно определяет для себя перечень услуг, которые хочет предложить клиентам. Так, по словам Антона Румянцева, OFD.RU сконцентрировал усилия на десяти различных сервисах. «Мы видим постоянный и стабильный рост спроса на нашу услугу передачи фискальных данных, а также сервис фискализации интернет-магазинов под ключ, сервис отслеживания выручки арендаторов для определения ставки аренды и инструмент обмена юридически значимыми документами», — уточняет он.
Александр Тупицын отмечает важность комплексных услуг: это сертификаты ключей электронной подписи, регистрация касс в ФНС, услуги по замене фискальных накопителей, обучение работы с ККТ, подключение к электронному документообороту, регистрация в «Честном Знаке», заказ и печать кодов маркировки, выстраивание процессов учета маркированного товара.
Алексей Баров говорит еще об одной комплексной услуге: обслуживание продаж, работа с системой маркировки, с электронным документооборотом, с отчетностью в госорганы. Сейчас этот блок вопросов клиент решает в режиме единого окна, через один канал коммуникаций – оператора фискальных данных.
Еще одно направление — работа с агрегированными обезличенными данными. «За прошедший год интерес к аналитике и большим данным от ОФД кратно вырос. При этом как со стороны регуляторов, так и со стороны рыночных субъектов. Например, количество запросов, поступивших в «Платформу ОФД» по этому направлению, увеличилось в 5-7 раз, — говорит Алексей Баров. — Можно отметить, данные ОФД в прошлом году были одним из источников информации для принятия решений контролирующих органов об изменении ограничительных мер».
Дмитрий Шувалов согласен, что спрос на аналитику рынка по данным ОФД устойчиво растет, причем как со стороны ритейлеров, которые при планировании деятельности хотят опираться на конкретные показатели, так и со стороны маркетинговых агентств, которые включают данные по чекам в свои продукты. «Вырабатываются устойчивые модели монетизации данных ОФД», — уверен он.
Одновременно все больше банков проявляют интерес к фискальным данным. Информация о торговой активности заемщиков дает им возможность точнее оценить кредитоспособность и расширить клиентскую базу. «Фискальные данные встраиваются в скоринговые модели банков, а ОФД становятся частью учетных экосистем», — продолжает Дмитрий Шувалов.
Методика рейтинга
В ходе подготовки очередного, четвертого по счету, рейтинга операторов фискальных данных CNews опросил крупнейших его игроков. Не удалось получить данные от компаний «Первый ОФД», «Тензор» и «Ярус», поэтому для оценки их доли на рынке и качества предоставляемых сервисов использовались открытые данные и экспертные оценки.
Несмотря на активное развитие в ОФД направлений аналитики и больших данных, усиление работы с маркировкой товаров, основным показателем развития их бизнеса по-прежнему является число подключенных онлайн-касс и передаваемых чеков. Вес этого показателя в суммарной оценке ОФД, как и в прошлом году, составляет 0,6.
Так же, как и в прошлом году, предоставляемые ОФД сервисы были разбиты на 4 группы, каждая из которых имеет весовой коэффициент 0,1. Баллы, набранные участниками рейтинга в каждой группе, учитываются в общем показателе с коэффициентом 0,1. В состав первой группы –– «Сервисы обмена документами» –– включены услуги оператора электронного документооборота (ЭДО), оператора сдачи электронной отчетности в госорганы и сервисы для бухгалтерии заказчика, например, работа с «1С», выгрузка данных, сверка отчетности и др.
Во вторую группу «Аналитические и рекомендательные сервисы» были включены базовые аналитические сервисы (аналитика по проданным товарам и пр.), рекомендательные сервисы (сравнение показателей компании с общерыночными по отраслевому и территориальному признаку (выручка, средний чек, ассортимент, число покупок) и встроенные партнерские сервисы (предоставление отчетности банкам, арендодателям и т.д.).
Третья группа сервисов –– «Работа с системой маркировки» — фактически стала неотъемлемой частью бизнеса ОФД: это мониторинг передачи чеков в ЦРПТ, проверка их корректности, аналитика по маркированным товарам, ЭДО с ЦРПТ.
Четвертая группа сервисов приобретает все большее значение для тех ОФД, которые хотят упрочить свое положение на рынке. Речь идет о «Комплексном решении по работе с маркировкой», в состав которого входит приемка маркированных товаров, ввод и вывод их из оборота, включая заказ, получение, распечатку кодов, интеграция с международным кодом GTIN (Global Trade Item Number), станцией управления заказами (СУЗ), личным кабинетом «Честный знак» и др.
Результаты исследования
На сегодняшний день в России зарегистрировано 3,7 — 3,8 млн онлайн-касс. В реестре ФНС России представлено 168 моделей — все они получили специальные разрешения для работы в соответствии с новыми требованиями. На рынке зарегистрирован 21 оператор фискальных данных (ОФД), однако реально работает лишь не более 10 компаний. В реестре специальных фискальных накопителей 18 устройств, так что проблема их нехватки, с которой столкнулись владельцы касс на первом этапе проекта, давно решена. Лицензии ФНС России имеют 8 экспертных организаций, оказывающих различные услуги владельцам онлайн-касс.
Крупнейшим оператором фискальных данных на российском рынке является «Платформа ОФД» — на 1 марта 2021 г. компания обслуживала 29% всех онлайн-касс, что на 0,6% больше, чем в прошлом году (28,4%). По состоянию на март 2021 г. «Платформа ОФД» ежедневно передавала в ФНС 44 млн чеков (собственная оценка компании). По словам Алексея Барова, несмотря на пандемию, были и клиенты, которые открывали новый бизнес. «Мы завершили год даже с большим количеством ККТ в нашей системе, чем было до пандемии», — говорит он.
На втором месте «Такском» — ОФД обслуживает 14,6% онлайн-касс, что на 0,9% меньше, чем в 2020 г. (15,5%). ОФД ежедневно отправляет около 25 млн чеков в ФНС (собственная оценка компании).
Замыкает тройку лидеров рынка «Петер-Сервис Спецтехнологии» (OFD.RU) — по сравнению с прошлым годом компания поднялась на строчку вверх, потеснив «Первый ОФД». Теперь на ее долю приходится 11,9% онлайн-касс против 11,3% в 2020 г. Среднее число передаваемых в феврале 2021 г. в ФНС чеков — 31 млн (собственная оценка компании).
Как уже было сказано, на четвертое место опустился «Первый ОФД» — на 1 марта 2021 г. на долю компании приходилось 11,6% рынка против 15,2% годом ранее. Пятое место у ОФД «Тензор» (9,5% в 2021 г., 8% в 2020 г.) — ему также удалось потеснить занимавшего ранее эту позицию «Ярус» (5,7% в 2021 г., 9,5% в 2020 г.).
В категорию «Другие», на долю которой приходится 4,8% рынка, входят «Тандер», «ИнитПро», «Группа Элемент», «Энвижн Груп», «Вымпел-Коммуникации», «Мультикарта», «Дримкас», «Электронный экспресс», «Корус Консалтинг СНГ», ОФД «Онлайн» и «Информационный центр».
Доля рынка по числу подключенных касс, %
Источник: CNews Analytics, 2021
Первое место в рейтинге, который учитывает не только долю ОФД на рынке онлайн-касс, но и представляемые ими услуги, также занимает «Платформа ОФД». Компания предлагает пользователям все перечисленные ранее сервисы. Кроме того, она является одним из игроков рынка, активно работающих с большими данными. «Платформа ОФД» регулярно анализирует информацию о продажах различных групп товаров и публикует данные, как меняется спрос или цена в зависимости от времени года или изменений рыночной конъюнктуры. Так, совместно с РИА «Новости» ОФД рассчитывает коронавирусный индекс (Covindex), отражающий картину потребления наиболее востребованных у россиян на фоне пандемии товаров.
На втором месте в рейтинге расположился ОФД «Такском» — в его портфеле также содержатся все перечисленные выше сервисы для клиентов. В прошлом году компания также опубликована несколько интересных аналитических отчетов, характеризующих состояние рынка розничной торговли.
На третьем месте «Петер-Сервис Спецтехнологии» (OFD.RU) — оператор не только нарастил долю подключенных онлайн-касс, но и приступил к разработке комплексного решения по работе с маркировкой. Он также публикует наиболее интересные результаты анализа данных чеков контрольно-кассовой техники.
CNews Analytics: Крупнейшие операторы фискальных данных 2021
Название ОФД | Итоговый балл | Масштаб бизнеса | Сервисы обмена документами | Аналитические и рекомендательные сервисы | Поддержка системы маркировки | Комплексная работа с маркировкой |
---|---|---|---|---|---|---|
Платформа ОФД (Эвотор ОФД) | 18,4 | 17,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,1 |
Такском | 9,76 | 8,76 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,1 |
OFD.RU (Петер-Сервис Спецтехнологии) | 8,04 | 7,14 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,1 |
Первый ОФД* | 7,66 | 6,96 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0 |
Тензор* | 6,7 | 5,7 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,1 |
ПФ "СКБ Контур" | 4,78 | 3,78 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,1 |
ОФД-Я (Ярус)* | 4,27 | 3,42 | 0,15 | 0,3 | 0,3 | 0,1 |
Калуга Астрал | 2,8 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,3 | 0 |
Яндекс.ОФД* | 1,96 | 1,86 | 0 | 0,1 | 0 | 0 |
«Первый ОФД», переместившийся на четвертое место, отказался от заполнения анкеты. CNews так и не удалось обнаружить на его сайте новые сервисы дополнительно к тем, что были описаны в прошлом году. Так, компания по-прежнему не предоставляет клиентам возможности сдачи электронной отчетности в госорганы, а также дополнительные сервисы по работе с маркировкой.
Пятое место у ОФД «Тензор» — у компании есть все перечисленные выше сервисы.
Участники опроса, проведенного отраслевым телеграмм-каналом, оценивают доли топ-5 ОФД по качеству сервиса так: «Платформа ОФД» — 30%, «Первый ОФД» — 16%, «Калуга-Астрал» — 15%, OFD.RU — 14% и «Такском» — 9%.
Каким будет 2021 год
С 1 февраля 2021 г. появились дополнительные требования к данным, которые надо указывать на кассовом чеке. С 20 апреля 2021 г. при продаже маркированной продукции надо будет всегда указывать ее код. С 1 июля 2021 г. онлайн-кассы обязаны будут применять индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников.
С 6 августа 2021 года продавцы маркируемых товаров должны будут использовать только фискальные накопители, поддерживающие форматы фискальных документов (ФФД) версии 1.2 — они лучше адаптированы для работы с системой маркировки. По мнению Антона Румянцева, утверждение это формата стало основным событием на рынке ОФД в 2020 г. «Новый формат фискальных документов версии 1.2 значительно меняет процесс обработки и передачи чеков и данных из них, вводя в цепочку продажи «Честный знак» помимо ритейлера, ОФД и ФНС», — говорит он.
По мнению экспертов, 2021 год будет посвящен переходу на новый формат фискальных документов и новые фискальные накопители. Для поддержки новых форматов фискальных документов потребуется модернизировать кассовое ПО. Всем участникам рынка нужно будет адаптировать свои внутренние процессы и научиться работать в новых условиях.
К системе маркировки добавятся новые товарные группы. «Владельцам ККТ, особенно торгующим маркированным товаром, все чаще будут требоваться не только услуги ОФД, но и помощь в работе с системой «Честный знак», решения для электронного документооборота, адаптация товарного учета под требования системы маркировки, — говорит Александр Тупицын. А значит, операторы фискальных данных будут расширять спектр, предоставляемых услуг.
Современный оператор фискальных данных, в первую очередь, проводник цифровизации бизнеса для розничной торговли и услуг, уверен Алексей Баров. Вместе с услугой ОФД, клиент получает доступ к электронному документообороту, электронной отчетности и смежным бухгалтерским сервисам. Эти и другие инструменты становятся проще, удобнее, доступнее. Это особенно важно для тех, кто сталкивается с ними впервые и пользуется нечасто, прежде всего для малых компаний и предпринимателей, например для ИП без сотрудников, которым предстоит перейти на кассы летом 2021 года. А для тех, кто чаще пользуется личным кабинетом и хорошо знаком с возможностями ОФД, в сервисах появляется дополнительный функционал, интеграции с другими инструментами, решения для разного уровня пользователей, например, сервисы контроля продаж, сравнения с рынком, рекомендаций для открытия торговых точек и т.д.
Активное развитие системы маркировки товаров, нововведения по форматам фискальных документов в 2021 году предполагают дополнительную нагрузку на кассовую технику и ее обслуживание. В этой связи растет роль сервисных центров на местах — ведь клиенты больше доверяют экспертизе профессионалов по обслуживанию касс.
Еще один тренд связан с постепенным переходом бизнеса от бумажных к электронным чекам и документам. Растет доля электронных фискальных документов, отправляемых по СМС и электронной почте. Это позволяет ритейлу экономить ресурсы и более плотно контактировать со своим клиентом. В свою очередь, покупатель все чаще пользуется мобильными приложениями, содержащими информацию о чеках и покупках. То есть, появляется «народный контроль» на основе данных чеков.
В ближайшие годы ОФД продолжат развивать нишевые предложения и превращать личный кабинет в мощный инструмент для анализа данных и принятия управленческих решений, уверен Дмитрий Шувалов. Продолжат развиваться экосистемы и партнерства. Для банков и крупных производителей товаров повседневного спроса фискальные данные станут инструментом конкурентной борьбы. Кроме того, в новых законодательных условиях от ОФД потребуется особое внимание к защите конфиденциальности данных владельцев касс.