Разделы

Телеком

Сяо Хайцзюнь, Huawei: Цифровизация увеличивает прибыль даже в компаниях, не делающих ИТ приоритетом

Прошедший год стал запоминающимся для всего мира, и для бизнеса, в частности. «Ждать и надеяться» — эти слова лучше всего характеризуют ситуацию, в которой оказалось человечество. Об итогах непростого 2020 г. и перспективах развития бизнеса в России в ближайшие годы рассказал Сяо Хайцзюнь, генеральный директор Huawei Enterprise в регионе Евразия.

CNews: Каким был 2020 год для Huawei и ее российского подразделения в частности?

Сяо Хайцзюнь: Я думаю, что 2020 год надолго останется в истории. Пандемия изменила нашу жизнь навсегда, а представления о том, какими могут быть онлайн-покупки, удаленная работа и образование уже никогда не будут прежними. Для того, чтобы жизнь вернулась в прежнее русло, производство заработало в полную силу, мы должны установить критерии «новой нормальности» и определить тенденции, исходя из новых условий.

Сегодня основой «новой нормальности» по всему миру становятся цифровые технологии, которые обеспечивают комфорт нашей жизни и эффективность работы. Они способствуют появлению новых умных сервисов в различных отраслях — медицине, образовании и т.д., обеспечивающих в первую очередь безопасность, сохранение здоровья и удобство для жизни и работы во время пандемии.

Непростым был прошедший год и для Huawei. Администрация США наложила на компанию дополнительные санкции. Но 194 тыс. ее сотрудников продолжали делать все для того, чтобы компания выжила. И нам это удалось.

Сяо Хайцзюнь: Основой «новой нормальности» становятся цифровые технологии, обеспечивающие комфорт нашей жизни и эффективность работы

Недавно компания Huawei отчиталась об итогах 2020 года. Наши бизнес-показатели стабильны и развиваются в соответствии с принятой стратегией. Компания добилась небольшого роста выручки и прибыли, сохранила лидирующие позиции среди операторов связи по стандарту 5G. Увеличилось число пользователей облачных сервисов Huawei. И, самое главное, компания продолжает инвестировать в будущее — в 2020 году она выделила на НИОКР порядка $20 млрд.

Huawei Enterprise работает в России с 2011 года. В последние пять лет наш бизнес ежегодно рос в среднем на 36%. В последние три года мы занимаем первое место по выручке среди стран за пределами Китая.

В 2020 году наша клиентская база увеличилась на 23% и достигла 1300 клиентов. На 13% выросло количество заказов — совместно с российскими партнерами мы реализовали более 4 тыс. проектов. Мы выплатили нашим партнерам ретро-бонусы на сумму $17 млн — это на 84% больше, чем в прошлом году.

CNews: Как меняется спрос на цифровизацию, в особенности под влиянием пандемии?

Сяо Хайцзюнь: Спрос на цифровизацию растет. Пандемия коронавируса изменила поведение потребителей — исследования говорят о том, что 80% всех взаимодействий с клиентами теперь происходит через интернет. Это в три раза больше, чем раньше.

Но самое удивительное — это скорость разработки цифровых продуктов и решений. За 2020 год произошел огромный скачок в развитии технологий. И эти технологии навсегда войдут в нашу жизнь. Даже в тех отраслях, где ИТ находятся на вторых ролях, лишь поддерживая развитие бизнеса, появилась возможность получать дополнительную прибыль за счет использования онлайн-каналов продаж. Приведу несколько примеров.

В банковской сфере, например, в ВТБ, появилась возможность заполнить онлайн-заявление на выдачу банковской карты и через пару минут получить ее в цифровом виде на мобильное устройство. В новых отделениях банка около 50% процессов существует на безбумажной основе. Клиенты могут решать множество вопросов онлайн, не приходя в офис. И самое интересное, что помогает им в этом не операционист, а искусственный интеллект.

Цифровые технологии постепенно проникают в такую традиционную отрасль как логистика. Например, «Почта России» инвестировала в развитие мобильного приложения, и благодаря этому ее выручка от цифровых продаж увеличилась на 77%. Кроме того, «Почта России» развивает цифровую платформу, что позволило на основе анализа данных в 1,5 раза сократить срок доставки.

В нефтегазовой отрасли цифровизация помогает справляться с низкими ценами на нефть. Например, «Газпромнефть» создала систему управления промышленными данными. В компании есть цифровые двойники всех производственных объектов, и это дает возможность сократить расходы на техобслуживание и ремонт на 20%, то есть примерно на 700 млн рублей в год. «Транснефть», которая занимается транспортировкой сырой нефти, установила датчики по всему трубопроводу и теперь в режиме реального времени получает данные о его состоянии, определяет критически важные события и производит предиктивное техническое обслуживание.

Розничная торговля также выиграла от цифровизации. Например, продажи X5 Retail Group в онлайн-канале выросли в 3,5 раза. Границы между онлайн- и традиционным ритейлом постепенно стираются: первые строят складские помещения и развивают логистику, вторые выходят в интернет. Делается все для того, чтобы удовлетворить потребности потребителей. А большие данные позволяют прогнозировать продажи и оптимизировать складские запасы.

Если говорить о государственном секторе, то здесь широкое распространение получили проекты создания умных городов. Кроме того, в период пандемии, когда огромная нагрузка легла на систему здравоохранения, цифровые технологии и телемедицина помогли врачам справиться со стоящими перед ними задачами. Например, благодаря искусственному интеллекту удалось на 30% ускорить диагностику по КТ-снимкам и на 15% увеличить ее точность.

CNews: Как ускорить процесс цифровой трансформации?

Сяо Хайцзюнь: Я думаю, что для того, чтобы настежь распахнуть окно цифровой трансформации, нужен ключ. И этим ключом могут стать интеллектуальные двойники — архитектура, которая состоит из четырех элементов.

Во-первых, это интеллектуальное взаимодействие. По сути, это мостик между цифровым и физическим миром. Во-вторых, это интеллектуальные средства связи, которые помогают объединить людей и неодушевленные объекты. В-третьих, интеллектуальный хаб — цифровой аналог головного мозга, который требуется во всех отраслях при любых сценариях. И, наконец, интеллектуальные приложения, объединяющие технологии и традиционные знания, накопленные в отрасли.

Потребители, клиенты и партнеры Huawei могут разрабатывать собственные цифровые стратегии на основе этой архитектуры. Мы предлагаем им технологию Wi-Fi 6, видеоконференцсвязь и интеллектуальную платформу Atlas. SberCloud, входящий в экосистему «Сбера», предоставляет облачную платформу. А наши партнеры предлагают операционный центр Inspark.IoT Platform, систему диспетчеризации заказов Amelia, видеоаналитику и видеолабораторию ITV.

Huawei накопила достаточно знаний в области ИТ, коммуникационных и инженерных технологий, и искусственного интеллекта. Мы намерены расширять партнерскую сеть в России, постоянно ищем талантливых сотрудников, занимаемся инновациями и маркетингом новых технологий. Уверен, что это поможет нам внести свой вклад в цифровизацию.

CNews: Какова роль партнеров в российском бизнесе Huawei Enterprise?

Сяо Хайцзюнь: Huawei вкладывает значительные средства в развитие российских партнеров. В 2020 году их сотрудники получили более 5 тыс. сертификатов, и в сегодня в России имеется уже более 10 тыс. сертифицированных специалистов. Было открыто 38 новых ИКТ-академий, в которых могут бесплатно учиться студенты российских вузов, — теперь их 68.

В 2020 году Huawei подписал 15 меморандумов о стратегическом сотрудничестве с 15 ключевыми партнерами, включая «Марвел», «Ланит», Step Logic, Softline и так далее. Вместе с «Инфосистемы Джет» мы открыли референc-центр. В нем можно своими глазами увидеть, как на базе технологий Huawei работают кампусные сети, составленные из оборудования разных производителей. Надеюсь, в 2021 году такие центры появятся и в других городах России.

CNews: Какую поддержку вы оказывали российским партнерам в непростом 2020 году?

Сяо Хайцзюнь: Да, 2020 год выдался непростым, и мы старались помочь нашим партнерам выстоять. Например, мы предоставили дополнительную отсрочку платежа на 30 дней. В зависимости от возможностей клиентов, они также могли увеличить срок подтверждения компетенций на три месяца. Кроме того, Huawei вложил $2,5 млн в демонстрационное оборудование, которое можно использовать для проведения демонстрационных программ.

Мы понимаем, что Россия заинтересована в подготовке специалистов по цифровой трансформации. У нас есть план подготовки специалистов высшего уровня в нашей сертификационной иерархии HCIE (Huawei Certified Internetwork Expert) на 2020-2022 годы, согласно которому к 2022 году в России должно появиться не менее 1000 специалистов, имеющих соответствующие сертификаты. В прошлом году нам удалось подготовить 300 HCIE, из которых 171 — это новые HCIE-партнеры, работающие в 60 компаниях.

CNews: Как вы планируете строить работу с партнерами в 2021 году?

Сяо Хайцзюнь: У нас есть три основных принципа работы с партнерами. Первый — это интеграция. После того, как в России было открыто enterprise-направление, Huawei напрямую заключила только один контакт — со «Сбером». Со всеми остальными клиентами мы работаем через партнеров.

Второй принцип — общий успех. Каждый партнер может обсудить возникающие проблемы напрямую с руководством компании, обратившись по адресу, указанному на сайте.

И третий принцип — честный, прозрачный, простой подход к взаимоотношениям. В конце прошлого года мы разработали новое мобильное приложение, с помощью которого каждый зарегистрированный партнер может проверить показатели продаж, начисленные бонусы и получить информацию о новых решениях Huawei.

В 2021 году мы продолжим развивать отношения с партнерами на основе принципа стабильности. В настоящее время у Huawei в России четыре дистрибутора: «Марвел», Landata, Treolan и Merlion. Существует еще одна категория партнеров —­­­ Tier 2. Среди них есть золотые, серебряные, авторизованные и зарегистрированные партнеры.

Еще один вид партнеров, партнер VAP, может заключать контракт напрямую с Huawei и работать с конечным заказчиком. Мы намерены сохранить эту структуру. Также мы не намерены менять требования к сертификации партнеров.

В 2021 году Huawei продолжит наращивать инвестиции в России. Наша цель состоит в том, чтобы увеличить партнерские продажи не менее чем на 30%. А для этого мы готовы на 50% увеличить объем ретро-бонусов, на 40% расширить возможности для обучения, на 43% увеличить маркетинговый фонд развития и на 75% — фонд совместных маркетинговых мероприятий.