Разделы

Цифровизация Ритейл Техника

Алексей Орехов, Honeywell: Как выбрать оптимальный сканер штрих-кодов

Сканеры штрих-кода широко используются в рознице. Они помогают быстрее обслуживать клиентов на кассе и даже переводить их в режим самообслуживания. Во многих магазинах работать без сканеров вообще невозможно — без них не продашь маркированные товары. Как выбрать сканер штрих-кода, рассказал Алексей Орехов, директор подразделения систем автоматической идентификации Honeywell.

CNews: Как меняется рынок сканеров штрих-кодов, применяемых в ритейле?

Алексей Орехов: Технологии штрихового кодирования существуют уже более 50 лет. Конечно, за это время они изменились. Но еще более существенно изменилось отношение к сканерам штрих-кодов в ритейле. Это связано с тем, что магазины хотят стать ближе к клиенту и сделать так, чтобы он получал удовольствие от покупок, в том числе, меньше времени проводил в очереди в кассу. А для этого надо, чтобы сканирование покупок происходило как можно быстрее.

Крупные сети, такие как X5, «Магнит» и другие, внедряют кассы самообслуживания, в состав которых тоже входят сканеры штрих-кодов. Особенно актуально это стало в период пандемии — клиенты хотят самостоятельно делать покупки, чтобы минимально контактировать с другими людьми.

Алексей Орехов: Клиенты хотят самостоятельно делать покупки, чтобы минимально контактировать с другими людьми

Огромным стимулом для развития рынка стало внедрение маркировки товаров. Началось все с алкогольной продукции, а сейчас требования маркировки распространились на очень широкий спектр товаров. Благодаря этому на российском рынке стали востребованы не просто лазерные сканеры, способные считывать простой штрих-код, но и имидж-сканеры, которые позволяют работать с двухмерными кодами.

CNews: Долгое время считалось, что подобные инструменты — лишь вспомогательная функция. Можно ли говорить о том, что теперь представление поменялось, и без внедрения таких решений сложно говорить о цифровизации компаний?

Алексей Орехов: Конечно. Большую роль в этом сыграло государство и требования по маркировке. Если раньше розничные компании только вели привычный учет по традиционному линейному штрих-коду EAN-13, то теперь у них есть возможность проследить весь путь товара: от момента производства или импорта в страну до момента выбытия или продажи в магазинах. Данные кода EAN-13 содержатся в коде маркировки, а значит компаниям не обязательно сканировать два кода: например, акцизную марку и EAN-13. Можно перейти на сканирование только одного кода. А значит, получить новые возможности для обработки больших данных для построения программ привлечения покупателей. И это серьезный стимул для цифровизации розницы.

CNews: Какие сложности возникают у бизнеса при использовании сканеров?

Алексей Орехов: Если говорить про средний и малый бизнес, я думаю, что сложностей не возникает. Сканер — достаточно простое устройство, которое подключается к стандартным портам и практически сразу начинает передавать данные в кассовые или бэкэнд-системы для учета.

В больших компаниях ситуация сложнее. Им надо управлять всеми устройствами, обновлять их прошивку. А переустанавливать программное обеспечение на каждый сканер в десятках тысяч магазинов нереально. Должна быть возможность делать это удаленно и массово. Соответственно, сканеры должны поддерживать как новые, так и старые операционные системы, как проприетарные, так и Open Source.

CNews: Иногда бывает, что сканер не считывает штрих-код, и кассир вынужден вводить его вручную. Это связано с качеством сканера или с качеством этикетки?

Алексей Орехов: Может быть много причин. Иногда штрих-код не заведен в базу данных: сканер его считывает, но система не подтверждает наличие такого товара. Иногда неправильно напечатан штрих-код. Бывает, что сканер не может считать информацию, например, с сигарет, где штрих-код очень маленький и плотный, а сама пачка завернута в целлофан. Для работы с таким товаром нужны сканеры, обладающие высокой чувствительностью.

CNews: Почему нельзя экономить на сканерах штрих-кодов?

Алексей Орехов: Я бы не сказал, что нельзя покупать сканеры подешевле. Нужно исходить из того, что придется сканировать. Если магазин продает только хлеб, то ему вряд ли понадобится в ближайшее время считывать маркировочные коды. А значит, можно выбирать недорогое, простое оборудование. Более того, стоимость недорогого сканера и сканера премиального класса отличается примерно на 20-30%, а это не так уж много.

CNews: Чем может обернуться для бизнеса использование недостаточно функционального оборудования?

Алексей Орехов: Основной потребитель сканеров штрих-кода — розничная торговля: на нее приходится около 70% рынка. Как я уже говорил, использование недостаточно функционального оборудования — это увеличение времени обслуживания клиента: сканер не сможет считать штрих-код, и товар придется заводить руками. В случае маркированных товаров, их вообще не удастся продать, потому что невозможно передать данные в государственную базу данных.

CNews: Какие основные решения в этом сегменте предлагает Honeywell? Насколько обширна линейка компании?

Алексей Орехов: Honeywell — американская компания, которая работает в России уже около 50 лет через российское юрлицо. В свое время Honeywell купила компанию Metrologic, которая до сих пор ассоциируется на рынке с лучшими технологиями сканирования. Линейка устройств самая широкая. Это ручные и стационарные сканеры, которые используются на кассах. Это защищенные сканеры, которые используются на складах и работают после падения на бетонный пол. Это сканеры для автоматизации производства, которые с большой скоростью считывают штрих-коды с продукции на конвейерной ленте. Это встраиваемые сканеры, которые устанавливаются на кассы самообслуживания, информационные киоски, турникеты и так далее.

CNews: Сканеры Honeywell производятся в России? Какие преимущества это дает вашим клиентам?

Алексей Орехов: В 2018 году Honeywell открыла новый завод в особой экономической зоне «Липецк». Там производится продукция для систем автоматизации технологических процессов, пожарной и промышленной безопасности, защиты персонала, решения по учету электроэнергии, портативные принтеры, сканеры штрих-кодов, терминалы сбора данных. На площади 5 600 кв. м разместились различные линии по выпуску готовой продукции, лаборатории по испытанию и поверке выпускаемой продукции, склады сырья и готовой продукции, офисные и вспомогательные помещения.

В прошлом году благодаря липецкому заводу мы избежали проблем с поставкой оборудования заказчикам в период, когда были проблемы из-за разбалансировки цепочек поставок. Насколько я понимаю, Honeywell — единственный поставщик такого оборудования, который действительно производит его в России.

CNews: Расскажите подробнее о решении Voyager Extreme Performance (XP) 1470g. В чем его преимущества перед предыдущими решениями компании Honeywell и в чем — перед конкурентами?

Алексей Орехов: Voyager Extreme Performance (XP) 1470g или просто Voyager 1470 — это вторая или даже третья реинкарнация известного сканера, прекрасно зарекомендовавшего себя на рынке и с точки зрения производительности, и с точки зрения эргономичности, и с точки зрения надежности устройства. Гарантированный срок службы устройства — пять лет. Это оптимальное решение по соотношению цена-качество. Его производство началось в Липецке в начале этого года.

Сейчас на рынке очень много производителей сканерного оборудования: это и известные бренды, и новые компании. Все стремятся занять определенную нишу, адаптировать для нее цену. Но здесь очень важно учитывать совокупную стоимость владения. Может быть, стоит сейчас заплатить чуть больше, но приобрести сканер, который проработает не один год. Как я уже говорил, срок эксплуатации Voyager 1470 — не менее пяти лет в условиях высокой нагрузки. Об этом говорят и данные, которые мы получаем из сервисных центров.

Еще одно достоинство Voyager 1470 — высокая скорость сканирования. И, конечно, его качество: сканер работает со всеми типами штрих-кодов, в том числе и с системой «Меркурий» для учета сроков хранения продукции в магазинах. Вообще, при разработке этих сканеров учитывался весь спектр возможных штрих-кодов или технологических решений, которые уже существуют или могут появиться с будущем.

CNews: Какова логика внедрения Voyager XP 1470g? Какое время оно занимает? Как производится интеграция с существующими системами ритейлеров?

Алексей Орехов: Voyager XP 1470g — обычное plug&play устройство: его достаточно просто подключить к компьютеру. Что касается интеграции с имеющимися у ритейлеров системами, этим, как правило, занимаются или производители кассового программного обеспечения, или ИТ-службы торговых сетей. Наша задача — обеспечить их драйверами и всей необходимой информацией для того, чтобы эта интеграция прошла как можно проще.

CNews: Как распространяется Voyager XP 1470g — самостоятельно или через партнерские сети?

Алексей Орехов: Сканеры Honeywell распространяются преимущественно через партнерский канал. У нас сотни партнеров во всех регионах России, Казахстане, Беларуси. Также у нас четыре основных дистрибьютора — RRC, Treolan, Marvel и Scan City, которые помогают нам обеспечивать необходимое количество нашей продукции на своих складах.

Наталья Рудычева