Разделы

Бизнес Телеком Интернет Цифровизация

Open RAN и другие тренды: чудес экономии можно не ждать

Телеком развивался бурно, но некоторые организационно-технические моменты внутри этого сегмента способны изумить своей старомодностью людей, привыкших к digital-подходам. Смена парадигм необходима, при этом «подводные камни» предсказуемо будут, но иного пути развития в новых условиях, похоже, быть не может. Рассмотрим особо интересные моменты на примере концепции, которая начинается в OpenRAN, и уже получила дальнейшее развитие.

Телеком развивается с феноменальной скоростью, причем превосходящей скорости развития микропроцессорной техники. В данном случае показательны два эмпирических закона. Широко известен «закон Мура» (количество транзисторов на микросхемах удваивается примерно каждые два года), но мало кто знает аналогичный «закон Эдхольма» («пропускная способность каналов связи удваивается каждые 18 месяцев»). Для раскрытия потенциала процессоров компьютерная индустрия активно использует открытые стандарты со времен первого IBM PC, но в телекоме все не так просто.

Не «классика», а legacy

В области телекома, похоже, наступают новые времена, что причем в широком смысле, что особенно заметно на примере развития сотовой связи. Существующие на данный момент и прекрасно работающие сотовые сети операторов, работающие в стандартах 3G и 4G, не являются открытыми в полной мере. На практике оказывается, что оператор, развернувший сотовую сеть на оборудовании одного производителя, вынужден и в дальнейшем использовать оборудование от этого поставщика.

Существование vendor lock-in в XXI веке по понятной причине вызывает шок у «компьютерщиков», наконец, даже телеком-рынок пожелал изменить данную ситуацию. «Нужен переход на новые концепции, которые позволит операторам с большей легкостью строить и расширять сети с использованием оборудования разных производителей (mix-and-match)», — уверен Рэй Ле Мейстер, редакционный директор TelecomTV. Однако, как мы увидим ниже, это далеко не самый важный эффект от перехода на open-концепцию.

От Open RAN к сквозной виртуализации

Сегодня много разговоров об Open Radio Access Network (Open RAN). Причина проста: примеров взаимодействия ядра и радиосети, построенных на оборудовании разных производителей, достаточно много. Но в области RAN, несмотря на наличие некоторых открытых стандартов для интерфейсов между базовыми станциями, взаимодействие базовых станций разных производителей — явление крайне редкое со всеми вытекающими последствиями.

В области телекома, похоже, наступают новые времена

Принципы открытости стремятся внедрять, прежде всего, в область радиосети, но это только начало. Телеком-индустрия говорит о сквозном переходе на open-концепцию всей операторской инфраструктуры, как RAN, так и ядра! Переход на сети «пятого поколения» делают возможным — а местами, и крайне полезным — этот переход. Концепция представляет собой целый набор направлений, которые уже отработаны в традиционном ИТ и теперь начинают естественную миграцию в телеком.

Как это выглядит в техническом плане

Технической основой в данном случае является виртуализация, то есть возможность программных решений работать абстрагированно от аппаратной части. Разумеется, сюда же естественным образом будут подтянуты и остальные базовые тренды из традиционного ИТ. Это использование «облачных» ресурсов (внутри Open RAN уже отработано направление Cloud RAN), активное применение «искусственного интеллекта» (AI повысит степень автоматизации, выполняемой «на лету», что приведет к росту ключевых параметров сети в условиях реальной эксплуатации), наконец, и применение открытого программного обеспечения (специализированного все равно нет, а открытое можно достаточно быстро «допилить» для лучшего соответствия новому спектру задач).

Кроме того, такие решения позволяют внутри виртуализированных сетей создавать множество программно-определяемых сетей, которые способны динамически — потому эффективно — распределять сетевые ресурсы между клиентами, использующим ресурсы оператора, что является некоторым аналогом контейнеризации.

Экономия: будет, но не сейчас

Переход на open-концепции позволит улучшить ряд бизнес-показателей, что, безусловно, может положительно отразиться на общей эффективности операторов сотовой связи. «Однако, не стоит ждать мгновенного эффекта, — подчеркивает Нил МакРей, управляющий директор по архитектуре & стратегии и главный архитектор BT Group — краткосрочные затраты даже увеличатся! — а также забывать о рисках и надеяться на чудеса».

Прежде всего, следует помнить о необходимости перехода на новое «железо», оборудование возрастом в пятилетку и более может создавать проблемы для обновляемой инфраструктуры. Некоторую часть ресурсов нового оборудования будут «отъедать» супервизоры — программные решения, обеспечивающие виртуализацию. «Предстоит преодолеть некоторые серьезные препятствия, связанные с производительностью», — уверен МакРэй. Наконец, бесплатность программных решений никак не исключает затрат на их внедрение — от адаптации до тестирования — и на сопровождение.

Кроме того, стоит помнить о ряде статей расходов, на которых внедрение новых концепций не скажется никак. Прежде всего, упомянем плату за сервисное обслуживание аппаратной инфраструктуры — а если оборудование в сети радиодоступа станет «разношерстным», то она еще и возрастет по понятным причинам!

Вместо заключения

«Мы будем использовать любую технологию, если она позволяет нашим клиентам получить лучший опыт или лучший сервис, и мы сможем зарабатывать на этом деньги», — подчеркивает МакРэй. — Таким же путем будут идти и другие операторы – ведь компании придерживаются прагматических подходов».

Возможность смешивать в одной сети оборудование разных вендоров, конечно, приятная особенность перехода на новую концепцию, но сама по себе она не способна обеспечить значимых конкурентных преимуществ. Чтобы данные преимущества появились и начали приносить прибыль, операторам придется пройти довольно длинный путь, начав с OpenRAN и реализовав сквозную виртуализацию. И тогда преимущества — новая гибкость, повышенная управляемость, увеличение степени утилизации оборудования, доступность новых сервисов и снижение time to market — могут обеспечить отрыв от конкурентов. Но не автоматически, разумеется, а в сочетании с инвестициями — да-да, с новыми затратами! — в дальнейшее развитие сети, в правильную маркетинговую политику операторов и в развитие квалификации и экспертизы всего персонала, благодаря работе которого инфраструктура становится активом.

Александр Маляревский