Разделы

ПО Бизнес Цифровизация Импортонезависимость Конференции

Мифы о low- и no-code: их возможности явно переоценены

Многие утверждают, что low-code — это конструктор приложений, которые можно собирать мышкой. Однако это не так. Возможности low-code ограничены созданием прототипов. Затем наступает очередь серьезного программирования. Возможности low- и no-code платформ обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Low-code и No-code: программисты больше не нужны».

Константин Истомин: Главная цель для бизнеса — не избавиться от программистов, а повысить скорость изменений и сократить издержки

Low-code платформам часто не хватает функциональности для решения серьезных задач. Однако с их помощью могут создавать несложные приложения бизнес-аналитики, а не программисты. Это позволит разработчикам сосредоточиться на более сложных проектах, говорит Константин Истомин, исполнительный директор Directum.

CNews: Low-code и no-code решения часто позиционируются как продукты, использование которых не требует навыков программирования. Так ли это?

Константин Истомин: Навыки программирования в low-code нужны, хоть и в меньшем объеме. В no-code (zero-code) на первое место выходят аналитические способности и алгоритмика. Аналитики с их знаниями бизнес-процессов в каких-то случаях будут даже полезнее бизнесу, они могут «на ходу» адаптировать систему под текущие требования.

Но low-code-платформам не хватает функциональности для адаптации под сложную бизнес-логику. В конструкторах можно упереться в ограничения UI/UX — не получится сделать реально удобный интерфейс. А при большом числе пользователей это критично.

Кроме того, программистам не интересно визуальное «гражданское программирование», они хотят больше кода, более интересных технических задач. А аналитикам неинтересно погружаться в программирование, пусть и в каком-то минимальном виде. Поляризация zero-code и hard-code имеет место и где-то даже усиливается.

CNews: Какие бизнес-функции оптимально автоматизировать при помощи low-code и no-code решений?

Константин Истомин: Слой low-code/no-code должен быть практически во всех системах — ERP, ECM, CRM, BPM, SRM, HRM. Это основа для быстрой кастомизации. Можно условно выделить большие ИТ-задачи компании, которые закрываются специализированными системами, и пограничные или небольшие задачи. Тут можно использовать low-code-платформы, либо при достаточной гибкости – возможности больших систем.

Создание систем безопасности: можно ли говорить о готовности КИИ к современным угрозам ИБ?
Безопасность

Важно, чтобы бизнес сам мог закрывать какие-то точечные задачи, прилагая минимум усилий и имея возможность экспериментировать. В таких случаях нет особых требований к масштабированию, к UI и пр., — можно быстро упростить жизнь бизнесу малой ценой.

В дальнейшем, при росте запросов, задачи могут перейти в одну из систем с полноценной разработкой или остаться на low-code-платформе. Но разводить зоопарк систем плохо, так как становится нужна интеграция, компетенции и т.д. Поэтому наш подход — готовые решения на платформе, средствами которой можно заниматься «малой автоматизацией».

CNews: Как эти возможности реализованы в продуктах Directum?

Константин Истомин: В среде разработки Directum Development Studio есть и low-code, и возможность уйти в полноценный код. В прикладных решениях Directum RX есть слой настройки — это чистый zero-code. Сейчас мы готовим обновление -- аналитикам будет доступен для любого процесса новый универсальный интерфейс работы с перечнем блоков и набором свойств, включаемый «галочками» и т.д. Разработчик сможет создать специальные блоки, например, коннекторы, интеграционные сценарии, а аналитик – добавить их в схему процесса одним кликом. Интеллектуальные сервисы тоже будут доступны на слое low-code.

Важно, что разные модули работают в единой экосистеме. Не нужно интегрировать HR Pro, Цифровую бухгалтерию, если, например, вы хотите выстроить процесс, начиная от заявок на командировки и заканчивая авансовыми отчетами. Directum RX — это не просто набор решений из коробки, а платформа, готовая охватить широкий круг задач за счет возможностей low-code/no-code, и ECM, и BPM-функциональности, что подтверждается высокими местами в рейтингах.

Наталья Рудычева