Сергей Романков, «Сибур Диджитал»: В «Сибур Диджитал» не считают, что раз мы нефтегазохимическая компания, то ИТ-продукты должны заказывать у подрядчиков
Цифровизация российских производств началась не вчера — крупные компании последние годы активно вкладываются в собственную ИТ-экспертизу, чтобы ускорить рабочие процессы и улучшить финансовые показатели. Но после ухода базовых зарубежных инструментов вроде систем резервного копирования и систем виртуализации, российским айтишникам придется решать локальные проблемы вместо разработки инновационных продуктов. О работе в корпоративном ИТ-подразделении и будущем российских программных решений в новых реалиях в интервью CNews рассказал руководитель команды разработчиков продукта «Клик» компании «Сибур Диджитал» Сергей Романков.
«Открытая корпоративная культура очень важна»
CNews: С какой должности вы начинали в компании «Сибур Диджитал» и над чем сейчас работаете?
Сергей Романков: В «Сибур Диджитал» я пришел около трех лет назад года и сразу получил высокую должность Senior Developer, а затем стал тимлидом команды разработчиков. Я занимаюсь продуктом «Клик» — это корпоративная соцсеть, которая напоминает привычные социальные сети, но обладает специфическими функциями. К примеру, есть возможность опроса сотрудников и раздел с информацией об инцидентах на предприятиях страны.
Над приложением в «Сибур Диджитал» работали больше трех лет — многие вещи в рамках подразделений компании делали впервые. Нужно сказать, что приложение «Клик» больше про корпоративную культуру, так как экономический эффект от его внедрения посчитать сложно. Понятно, что все любят проекты, эффект от которых очевиден сразу — например, новый инструмент позволяет сэкономить, заработать или ускорить определенные процессы. А корпоративная сеть — это про коммуникацию, которая очень важна для крупной компании, в «Сибур Диджитал», например, работают около 40 тыс. человек. Наличие удобной внутренней платформы повышает лояльность специалистов, упрощает общение между ними.
CNews: Золото в номинации Intranet Team of the year в рамках международной премии Russian Intranet Awards вы получили за это приложение?
Сергей Романков: Да, ведь продукт позволяет любому сотруднику компании с мобильного телефона или компьютера заходить в приложение и обсуждать рабочие моменты с коллегами в безопасной среде. Недавно мы выезжали на предприятие в Томск — оказалось, рабочие советуются с коллегами с завода в Тобольске по поводу эксплуатации установки, которая у тех стоит уже давно, а в Томск только прибыла. Представляете, как сложно выйти на коллегу из другого города без такого приложения?
Кроме того, «Сибур Диджитал» предлагает сотрудникам разные «плюшки», типа бесплатных курсов английского языка — как правило, о них в регионах знают меньше, чем в Москве. Приложение позволяет донести информацию до всех.
CNews: Расскажите про «Сибур Диджитал» — какие ИТ-направления представлены в компании?
Сергей Романков: Цифровизация уже давно проникла на российские предприятия, и там быстро поняли, что это не просто новомодное веяние — тут реально можно заработать. Сменилась парадигма, и «Сибур Диджитал» начал вкладываться в ИТ-направление, оставив в стороне мысль о том, что раз мы нефтегазохимическая компания, то ИТ-продукты должны заказывать у подрядчиков. Сейчас мы держим экспертизу внутри и создаем то, что нужно именно нам. Экспертиза разная: от классической разработки до мобильной — Frontend, Backend. Есть «эмэльщики» — Machine learning, есть специалисты IoT. Но сотрудников не хватает — как, впрочем, и везде.
Одна из крупных задач, которая стояла в рамках моего проекта, это внедрение EMM-платформы для мобильных приложений. Так как наше приложение платформе iOS было первое кто внедрил данный инструмент в компании. Эта была достаточно сложная задача, так как внедрений этого продукта не так много по нашей стране, и какого-то большего опыта и экспертизы накоплено не было. Поэтому мне пришлось «протаптывать» эту дорогу самому.
Это задача складывается из нескольких. Первое это подготовка IT инфраструктуры для работы мобильных приложений. Я совместно с командой разработки и командами инфраструктуры и безопасности проработал как решение должно выглядеть на “бумаге” а после приступили к реализации.
А вторая большая задача — это внедрение данного решения в виде SDK в сам исходный код мобильного приложения.
Я потратил много часов на эксперименты, так как, когда внедряешь большое enterprise- решение, всегда все идет не так гладко как написано в документации.
«Около 80% слушателей ИТ-курсов не могут устроиться на работу»
CNews: На ваш взгляд, кадровый голод обострился в последние месяцы?
Сергей Романков: Я бы сказал, что проблемы с кадрами у нас не исчезают последние несколько лет. Дело в том, что в России определенные сферы начали довольно круто развиваться. К примеру, финтех — он у нас один из лучших в мире. Отмотаем на десять лет назад — люди боялись с карт оплачивать, а сейчас покупают продукты и услуги в одно касание телефоном. В метро со своего гаджета можно решить 90% проблем — оплатить коммуналку, купить билеты, забронировать жилье. А сколько за этим стоит операций, а за ними — людей? У Visa, Mastercad, МИР стоят огромные ЦОДы, инфраструктуру которых поддерживают специалисты, сетевики следят за тем, чтобы все запросы прошли, там же — разработчики, тестировщики... Это труд огромного количества людей.
Понятно, что университеты не могут быстро в таких количествах выпускать специалистов. Может, когда-нибудь рынок и насытится, но сейчас проблема с кадрами есть. Причем не только в России.
CNews: Да, учитывая, что в вузе на программиста нужно обучаться не менее четырех лет... А курсы помогают с решением кадровой проблемы?
Сергей Романков: Их действительно стало много, но я видел не много успешных кейсов — чтобы человека после прохождения курсов были готовы сразу взять в компанию. При этом в ИТ работает много людей без профильного высшего образования, так как это молодая сфера.
Если ты на собеседовании демонстрируешь конкретные знания и опыт, никто не смотрит на «корочку» с высшим техническим.
Важно одно — сможешь ты что-то сделать или нет. Вот после 6-месячных курсов люди, как правило, с трудом решают какие-то задачи. Думаю, около 80% слушателей потом не работают в этом направлении, хотя я могу ошибаться. На мой взгляд, даже самообразование эффективнее — знания лучше усваиваются, когда ты их сам добываешь.
CNews: Каких специалистов на рынке не хватает больше всего?
Сергей Романков: Если раньше проблемы были с «эмэльщиками», сейчас ситуация выровнялась — не хватает всех. А людей с опытом компании активно пытаются «захайрить», причем тут работает не только денежная мотивация, но и какие-то эмоциональные вещи. Например, «Яндекс» своим сотрудникам позволяет бесплатно обедать на рабочем месте — ну, наест один человек на 500-700 руб. в день — для крупной компании это ничего не стоит, а в плане лояльности — работает. И я еще не упоминаю страховки, привилегии по технике, по работе, гибкий график.. В общем, крупные компании вовсю переманивают друг у друга сотрудников.
CNews: А зарплаты подросли?
Сергей Романков: Зарплаты тоже реагируют на изменения на рынке. Нельзя сказать, что у россиян они завышены по сравнению с иностранными коллегами. Кроме того, ИТ-шнику легко мигрировать и работать из другой страны, его знания интернациональны — поэтому по странам доходы специалистов плюс-минус выровнены.
Коридор зарплат очень широкий — разработчик уровня junior может рассчитывать на 80 тыс. руб., middle — 160-240 тыс. руб., senior — еще выше. Деньги же напрямую привязаны к профиту, который ты приносишь. Приведу пример: большая компания по продаже электроники в мобильном приложении добавила функционал и благодаря одной кнопке смогла увеличить прибыль на несколько миллиардов. Иными словами, эффект от твоей работы легко посчитать, все прозрачно.
В зависимости от регионов России зарплаты тоже не слишком разнятся, так как люди часто работают на московские, петербургские компании из регионов. Конечно, если ты трудоустроен, например, в краснодарской ИТ-организации, которая взаимодействует только с местными клиентами, зарплата будет меньше. Впрочем, нельзя забывать и о том, что самые крупные ИТ-хабы в стране у нас сложились в Москве, Петербурге, Казани и Новосибирске — компаниям выгодно концентрировать офисы и сотрудников в этих городах, потому что там проще сделать подходящую среду для разработчиков . Это, кстати, мировой тренд; так, ИТ-шников очень много, например, в Лондоне или Мюнхене.
«В ближайшие годы российский ИТ-рынок ждет стагнация»
CNews: Как недавние события могут отразиться на российских ИТ-продуктах, на рынке в целом?
Сергей Романков: Судя по тому, что я слышу от коллег на конференциях, есть большие проблемы с базовыми продуктами. Ведь ИТ — это международная история, буквально каждый делает вклад в общее дело. Существуют базовые инструменты, которыми все пользуются — а их разработчики либо уже ушли из России, либо в процессе ухода. Пока замены им нет, и быстро она не появится — такие продукты разрабатывались десятилетиями. Это, к примеру, системы резервного копирования Dell emc, системы виртуализации VMware. Ими пользовались все.
Еще есть большая проблема с DevSecOps — это DevOps, включающий технологии информационной безопасности. Так как на фоне последних событий контроль за безопасностью усиливается, open source продукты стараются не использовать, и компании буквально не знают, что делать.
И, кстати, абсолютно нормально, что у нас в России нет аналогов для всего; что какие-то сферы развивались лучше, какие-то хуже. Понятно, что обходные пути найдутся, однако стагнация и замедление роста ИТ-рынка в целом, скорее всего, будет. Потому что специалистам придется решать локальные проблемы вместо разработки инновационных продуктов.
CNews: А время на адаптацию есть?
Сергей Романков: Все происходит не одномоментно — один вендор ушел сразу, другой — через три месяца. При этом некоторыми продуктами можно пользоваться еще, к примеру, год, до тех пор, пока не потребуется установить обновления. В секунду все не ломается, это понятно. Но и полноценный продукт быстро создать тоже почти невозможно, так что масштабные проблемы после ухода западных вендоров начнутся примерно через год.
Очевидно, что бурного роста российского ИТ-рынка сейчас ждать не стоит — в том числе потому, что должна быть конкуренция. Только на открытом рынке, соревнуясь со всеми участниками, можно сделать действительно крутой продукт. Лучшие российские финтех-инструменты были созданы именно в таких условиях — когда не было никаких ограничений для иностранных игроков.
Хороший пример — петербургские ребята из компании JetBrains, которые создали язык программирования Kotlin для разработки приложений на Android. Спустя несколько лет Google сообщила, что инструменты языка Kotlin, основанные на JetBrains IDE, будут по стандарту включены в Android Studio — официальный инструмент разработки для ОС Android, а затем объявила, что он стал приоритетным в разработке под Android. Я хочу сказать, что у нас есть продукты, признанные на мировом уровне, и мы реально делаем вклад в развитие мирового ИТ-сообщество. Не хотелось бы, чтобы это останавливалось.