Разделы

ПО Безопасность Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Ритейл Маркет

Никита Кардашин, Naumen: «Спросите сотрудников, какой автоматизации им не хватает, и low-code платформы решат этот вопрос»

Компания Naumen уже больше 10 лет на рынке LCAP (Low-code application platform). За это время были пройдены все стадии его развития — от зарождения до плато продуктивности, которое наступает сейчас. О текущем и будущем положении дел, критериях выбора и реализованных кейсах рассказывает Никита Кардашин, руководитель практики комплексной цифровизации процессов Naumen.

Настоящее и будущее low-code платформы Naumen: что имеем сегодня и чего ожидать завтра

Сейчас low-code платформы — зрелый класс решений, распространенных повсеместно в различных сферах бизнеса, начиная от ИТ-компаний и телекоммуникационных провайдеров и заканчивая производственным сектором и сферой услуг. Специалисты по использованию low-code платформ и разработке решений на их базе (технологи и «гражданские разработчики») сформировали устойчивую нишу на рынке труда.

Никита Кардашин, руководитель практики комплексной цифровизации процессов Naumen

Если говорить о нашем продукте, Naumen Service Management Platform, то это решение Enterprise-уровня, готовое к применению в организациях любого масштаба и сложности, от SMB-сегмента до гигантов уровня «Почты России» и «Госуслуг». В среднесрочной перспективе мы планируем выпустить на рынок также следующую генерацию LCAP — Naumen Platform, разработку которой наша компания ведет при поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ).

Отечественные решения соответствуют мировому уровню, но не зависят от внешних факторов и колебаний курсов валют

В целом, рыночные перспективы LCAP в 2022 году выглядят крайне заманчивыми — ведь с использованием low-code задачи автоматизации и цифровизации можно решать не только быстрее и дешевле, но и более качественно и ориентировано на удобство клиентов и сотрудников компании.

Сфера применения low-code платформ, какие приложения можно построить с их помощью

Решения на базе low-code применимы для решения очень широкого спектра бизнес-задач:

  • в сервисной автоматизации,
  • в работе с клиентским опытом и опытом сотрудников,
  • в автоматизации процессов фронт- и бэк-офиса, управления ИТ-подразделением и инфраструктурой.

Безусловно, есть области автоматизации, где подход low-code не требуется или слабо применим — это, к примеру, АСУТП критических технологических процессов и real-time операции, сложные системы математических и физических расчетов или обработка больших данных (хотя и здесь уже появляются свои аналоги — citizen data science), но большинство «классических» бизнес-процессов могут быть автоматизированы на базе LCAP.

В будущем, вероятно, все большее число информационных систем в организациях, особенно организациях сервисного подхода, будут сливаться в единые конвейеры исполнения сквозных процессов, где данные, накопленные в рамках одного процесса или подразделения, прозрачно передаются в соседние. Так low-code платформа становится точкой коммуникации и взаимодействия всех сотрудников организации.

Накопленные такой платформой данные — сами по себе актив и ценность и могут быть монетизированы различными способами как внутри платформы, так и вне ее.

Как выбрать и на что обратить внимание

Ключевые тренды бизнес-автоматизации в целом, в последние годы — это:

Платформа для построения информационных систем на базе low-code должна предоставлять инструменты для этого, упрощая, к примеру, внедрение классифицирующих алгоритмов или чат-ботов для внутреннего и внешнего сервиса.

Важным моментом является и пользовательский интерфейс — современный пользователь — не важно, сотрудник это или клиент — не хочет работать с неудобным интерфейсом, громоздким «толстым клиентом» или сложными средствами настройки, он ожидает сервиса «на кончиках пальцев», такого же, который он привык видеть в мобильном приложении любимого банка или сервисе заказа такси.

При выборе Low-code платформы я бы рекомендовал ориентироваться на крупных вендоров с большим портфелем проектов

Однако важным вопросом остается надежность, производительность и безопасность решения. На рынке появилось много различных решений и программных продуктов, и каждый день появляются новые.

В этой ситуации я бы рекомендовал ориентироваться на крупных вендоров с большим портфелем проектов (в том числе — высоконагруженных и масштабных), чтобы не столкнуться с неразрешимыми проблемами, когда количество данных в системе начнет измеряться сотнями гигабайт, а пользователей — тысячами.

В реалиях, сформировавшихся в России в последние полгода, на первый план выходят и вопросы надежности поставщика, отсутствия санкционных рисков и влияния внешнеэкономической конъюнктуры.

Стоит присмотреться к отечественным решениям — они вполне соответствуют мировому уровню, но не зависят от внешних факторов и колебаний валютных курсов. Да и поддержка на родном языке, адаптация к законодательным реалиям и быстрый контакт с вендором значительно упростят внедрение и использование выбранного инструмента.

Подводные камни Low-code: с какими трудностями столкнутся их будущие покупатели

Внедрение LCAP требует определенных знаний и подготовки внутри организации, однако этот процесс не сложнее, а во многом и проще, чем разработка и внедрение классических информационных систем.

Ключевой фактор успеха — изменение внутренней культуры организации в части подхода к средствам автоматизации, формирование сильного центра компетенций и вовлечение бизнес-пользователей (функциональных заказчиков) в развитие системы автоматизации.

Внедрение low-code требует знаний и подготовки, но этот процесс во многом проще, чем разработка и внедрение классических информационных систем

LCAP дает возможность «спустить» задачи автоматизации из единого центра (ИТ-подразделения или внешнего подрядчика) на уровень конечных потребителей — людей, непосредственно участвующих в автоматизируемых процессах и работающих с этой системой.

Она может стать их рабочим инструментом, причем инструментом, который они могут «затачивать» самостоятельно — подстраивая процесс под свои нужды. Однако им нужно быть к этому готовыми, а их руководству — соответствующим образом откалибровать схемы мотивации и приоритеты сотрудников.

Впрочем, без изменения этой культуры достижение цифровой зрелости в целом выглядит сомнительно. ИТ-инструменты в современной организации — не rocket science и не тайные знания, к которым допущены только сотрудники ИТ-департамента. Информационные системы — такой же повседневный инструмент труда, как линейка или гаечный ключ, и уметь им эффективно пользоваться должны все сотрудники организации.

Примеры внедрения Low-code платформы Naumen Service Management Platform

Мы в своей практике решали задачи автоматизации как отдельных управленческих областей (к примеру, выстраивание центра управления ИТ-поддержкой, активами и услугами), так и масштабные задачи автоматизации сквозных бизнес-процессов всей организации.

Одним из примеров проектов такого рода может служить система ARENA телеком-оператора «МОТИВ», которая на базе единой low-code платформы объединила в себе функции трех информационных систем:

  • исполнения бизнес-процессов (BPM),
  • управления клиентским опытом (CRM),
  • управления активами (Inventory).

Другой пример — это разработанная для Федеральной пассажирской компании (ФПК) интеллектуальная система обработки обращений (ИСОО), выступившая единой точкой обработки обратной связи (жалоб, предложений и благодарностей) от пассажиров поездов по всей стране.

Система, благодаря применению встроенных механизмов интеллектуализации (классификации, извлечения именованных сущностей и семантического анализа текстов) значительно снизила нагрузку на соответствующий персонал и ускорила обработку клиентских запросов. При этом процесс может быть гибко изменен его участниками, а по всем шагам формируется детализированная отчетность на оперативных информационных панелях.

Задач, которые можно решить с помощью LCAP, множество в любой организации. Спросите у своих сотрудников, какой автоматизации им не хватает в повседневной деятельности, и вы легко найдете ответ.