Как создать свою киберспортивную команду и заработать на ней?
Павел Дунаев — основатель холдинга компаний ex corp. Его деятельность тесно связана с киберспортом, поскольку продукты холдинга ex corp. являются неотъемлемой частью киберспортивной индустрии. Например, площадка по торговле внутриигровыми предметами CS.MONEY выступает в качестве партнера многих соревнований и профессиональных команд. Долгое время у ex corp. были даже свои команды в нескольких дисциплинах. В статье Павел поделился опытом работы в этой индустрии и рассказал о перспективах создания киберспортивной организации, а также самом процессе ее основания.
Киберспортивная организация — это одна или несколько команд, которые профессионально соревнуются в различных играх. В состав клубов часто входят непосредственно игроки, тренеры и вспомогательный персонал — менеджеры, повары, спортивные психологи и так далее.
Все они используют единый бренд организации, стараясь вырастить комьюнити вокруг своих команд и зарабатывать в первую очередь на спонсорских контрактах и призовых. Самые известные в мире киберспортивные организации — FaZe Clan, Team Liquid, Cloud 9 и 100 Thieves. Все они представлены командами сразу в нескольких дисциплинах, хотя когда-то начинали с одной игры, и смогли собрать вокруг себя большие фанатские базы.
За счет того, что киберспорт активно развивается, новые игры появляются регулярно, а аудитория постоянно растет, создание киберспортивной организации может быть достаточно перспективным делом, но и не менее рисковым — особенно если взять во внимание, что большинство организаций все еще находятся в поиске стабильной бизнес-модели. Но даже с учетом этих рисков мы видим, как с каждым годом на рынок приходят новые инвесторы, покупая доли в уже действующих организациях, или создавая свои с нуля.
Традиционно есть два подхода к стратегии киберспортивной организации:
- акцент на соревновательную составляющую, где в фокусе именно успех команд в представленных дисциплинах — важнее всего победить в соревнованиях, показать хороший результат и оставаться в лидерах;
- другой же подход — ставить контент во главу угла. Другими словами, для таких организаций успех в соревнованиях вторичен, но важен контент, который они смогли построить вокруг своих команд, и охват, который удалось получить с его помощью. Именно охваты менеджмент клубов позже и продает спонсорам.
Как правило организации балансируют между первым и вторым подходами, стараясь комбинировать стратегии и не тратить все ресурсы на одно направление. Тем более что спонсоры, которые обычно приносят бОльшую часть выручки, смотрят и на успешность организации, и на то, насколько популярны ее игроки.
Если говорить про другие источники дохода, помимо спонсорства и продажи командной атрибутики, я бы еще отметил всевозможные коллаборации команд с крупными брендами не из мира киберспорта, которые привлекают к ним дополнительное внимание аудитории. Например, FaZe Clan выпустили лимитированную коллекцию одежды вместе с Disney.
Несмотря на диверсифицированные источники дохода, почти каждая команда по киберспорту работает с дефицитом бюджета. Со временем, операционные расходы растут: увеличиваются зарплаты игроков, тренеров, аналитиков и менеджеров, растет аренда помещений и расходы на маркетинг, а источники дохода не всегда успевают за ростом операционных расходов.
С чего начать
Если команда еще не собрана, для начала определитесь с выбором игры. Если вы выберете популярную дисциплину в качестве отправной точки, потенциально это привлечет бОльшую аудиторию, большие призовые фонды и повышенное внимание спонсоров. Заплатить за это придется более высокой конкуренцией. Выбор менее популярной игры позволит легче забраться в топы рейтингов, но в перспективе принесет меньше денег даже за большие успехи.
Создание киберспортивной организации окажется не самым увлекательным занятием, если только вам не нравятся бумажная волокита и логистические стратегии. Потому что с юридической точки зрения вам понадобится создать юрлицо, на базе которого вместе с командой (а с игроками тоже нужно будет подписать контракты) вы сможете с нуля строить бренд, нанимать персонал и расширяться.
Составление плана
Стратегия развития нужна, чтобы команда начала успешно работать. В стратегию входит первоначальный состав клуба, краткосрочные и долгосрочные цели и план развития киберспортивного бренда.
Подумайте, чего вы хотите добиться, имейте четкий финансовый план, соберите его в презентацию. Это поможет лучше объяснить спонсорам и партнерам, почему в ваши идеи можно инвестировать.
Айдентика и атрибутика
Разработайте логотип и брендинг клуба. Это позволит создать грамотный имидж, который заинтересует не только партнеров, но и потенциальную фанбазу.
Лучшие игры для киберспортивных организаций
Несмотря на то, что на данный момент существует множество киберспортивных организаций с самыми разными дисциплинами, можно выделить несколько ведущих игр, которые получают наибольшую известность и призы.
CS:GO
CS:GO — крупнейшая на сегодня соревновательная игра в жанре шутера от первого лица, в которую играют люди по всему миру. Среди известных киберспортивных организаций CS:GO можно выделить Astralis, FaZe Clan, G2 Esports и Natus Vincere.
League of Legends
Одна из самых популярных игр во всем мире — самый популярный турнир, The Worlds, в пике собрал больше 6 миллионов зрителей. Большие призовые, высокая конкуренция.
Valorant
Киберспортивные организации быстро завоевали популярность в этой относительно новой дисциплине. Благодаря раннему и громкому запуску игры, а также ее сходству с Overwatch и CS:GO, она быстро стала популярной. В турнирах по Valorant участвуют самые известные организации, включая Cloud 9, Fnatic и TSM.
DOTA 2
DOTA 2 — игра с самыми высокими призовыми фондами, поэтому киберспортивные организации охотно принимают участие в этой дисциплине. Среди лучших команд DOTA 2 — Evil Geniuses, Team Liquid, Team Spirit и OG.
Выбирая дисциплину, присмотритесь к мобильным играм: в нашем регионе они незаслуженно обделены вниманием, но в Юго-Восточной Азии соревновательные мобилки собирают огромные залы. При этом зарплаты игроков в мобильном киберспорте значительно скромнее, что существенно снижает стоимость создания организации.
Перспективы
Стоимость ведущих команд киберспорта в 2022 году продолжает расти, что демонстрирует большие перспективы в этой области. По данным Forbes десять самых дорогих киберспортивных компаний оцениваются в 3,5 миллиарда долларов, что на 46% больше, чем в декабре 2020 года. В июле 2022 года Faze Clan стал первым брендом, специализирующимся в области киберспорта и игровой индустрии, который был зарегистрирован на бирже Nasdaq в результате SPAC и торгуется под тикером FAZE. После выхода на биржу Faze Clan совершила скачок с предыдущей оценки в 400 миллионов долларов США до 725 миллионов долларов США, став самой дорогой командой киберспорта во всем мире.
Faze Clan является примером высокого потенциального роста и трудностей, с которыми сталкиваются команды по киберспорту, пытаясь стать стабильными, многопрофильными бизнесами. В 2021 году почти 50 процентов всех доходов Faze Clan составляли спонсорские контракты, а во втором квартале 2022 года чистый убыток организации составил 9,3 миллиона долларов США.
Некоторые из ведущих команд зарабатывают миллионы долларов только на турнирах. Например, Team Liquid выиграла более $ 37 млн за 1964 турнира, в которых приняла участие. И это только призовые деньги; сюда не включены суммы от сделок с брендами и спонсорами.
Таким образом, киберспорт является очень перспективным направлением. Однако, как и любое другое направление, оно имеет свои подводные камни, которые я озвучил этой статье. Мировой рынок киберспорта оценивается более чем в 1,38 миллиарда долларов в 2022 году и, по прогнозам, вырастет до 1,87 миллиарда долларов в 2025 году. Это отражает прямую тенденцию роста и открывает большие перспективы. Обладая управленческим опытом, четким видением целей организации и талантливой командой игроков в качестве основы, можно построить прибыльный бизнес. С учетом всех вышеизложенных рисков, конечно.