Разделы

Tegrus

В чем преимущества текущего момента для многопрофильного системного интегратора?

Интеграторы, начиная с весны, пересобирают портфель своих технических решений из российских продуктов, формируют компетенции, создают стенды, проводят пилотирование вместе с заказчиками и вендорами.
Те интеграторы, которые вкладываются, с одной стороны, в поддержку текущего ИТ-ландшафта, софта и оборудования заказчиков, замещая ушедших вендоров, и с другой стороны, в проектирование новых решений на российских вендорах и миграцию на них, получают уникальное конкурентное преимущество.

Экспертизы для решения комплексных задач на российском рынке недостаточно и системному интегратору легче ее накопить, чем другим игрокам рынка. У заказчиков нет достаточных ресурсов на масштабный RND, нет такого количества «песочниц». А у российских вендоров пока недостаточно развит технический пресейл. Открытость заказчиков сейчас дает возможность формировать новые партнёрства.

Интеграторы, начиная с весны, пересобирают портфель своих технических решений из российских продуктов, формируют компетенции, создают стенды, проводят пилотирование вместе с заказчиками и вендорами.
Те интеграторы, которые вкладываются, с одной стороны, в поддержку текущего ИТ-ландшафта, софта и оборудования заказчиков, замещая ушедших вендоров, и с другой стороны, в проектирование новых решений на российских вендорах и миграцию на них, получают уникальное конкурентное преимущество. А это значит, что интеграторам, как и другим участникам рынка, нынешняя ситуация дает возможности для начала работы с новыми заказчиками, для вывода на рынок новых услуг, формирования команд и получения дополнительных компетенций. Уход западных вендоров и запрос заказчиков целых отраслей на новые российские платформенные решения – такие изменения происходят раз в 10 лет, а то и реже. Интегратору приходится пересобирать команды, формировать компетенции и решения под проектные требования заказчиков и рынка в целом – это задача профильная.

Особенностью работы системного интегратора сегодня, пожалуй, являются навыки и умения выстраивать кооперации и партнерские отношения. Масштаб задач таков, что в одиночку многие вопросы в импортозамещении просто не решить. Мы в TEGRUS, например, уже начали активно использовать возможности, компетенции и ресурсы группы компаний для решения определенных проектных задач наших заказчиков. На конкретных кейсах отрабатываем кооперацию и открываем для себя новые возможности.

Как удается работать в условиях, когда задач стало больше, а персонала, да еще со знанием импортонезависимых продуктов, взять негде?

Трудно. Все привыкли, что всегда где-то рядом есть вендор, который создает лучшие решения, лучше в них разбирается, имеет самый широкий опыт использования этих продуктов заказчиками, понимает и формирует свой роадмэп. Сейчас это поломалось. Последние полгода мы скорее «искали» нишу, отрабатывая максимум запросов. Это дает очень высокую нагрузку на экспертов. Сейчас мы стремимся фокусироваться на тех решениях, которые лучше понимаем.
Рецепты для нас очевидны – вкладываться в обучение инженеров, формировать взаимовыгодные партнерства со смежниками по рынку, системно подходить к критериям отбора технических решений российских вендоров.

Задача формирования портфеля технических решений для проектов импортозамещения, пожалуй, самая актуальная на рынке как для самих заказчиков, так и интеграторов. Проблема в том, что уровень зрелости решений российских вендоров очень сильно разнится, недостаточно референсов, отсюда сложности выбора и риски ошибок. Мы в TEGRUS видим запросы заказчиков на экспертизу оценки функциональности решений, на проведение демо и пилотирование.

Насколько решения по импортозамещению оказываются транспонируемы внутри отрасли или корпораций с похожими структурами?

Абсолютно транспонируемы, особенно инфраструктурные решения. Этот опыт как раз наработан хорошо. А вот ситуация с софтом сейчас крайне неоднородна. В одних классах ПО она позитивная: есть крупные игроки, которые занимают существенную часть рынка со зрелыми решениями, например, 1С: ERP, Галактика или рынок BPM-систем, где круг основных игроков также исторически уже сложился.

В сегменте систем электронного документооборота есть несколько конкурентных решений, они хорошо тиражируются и имеют большое количество внедрений. А вот в классе инфраструктурных решений по виртуализации — больше десятка разных решений, количество внедрений каждого из них пока невелико. Очевидно, здесь мы увидим укрупнение игроков. Российскому рынку столько продуктов одного класса вряд ли нужно. Еще есть класс систем, типа CAE/CAD, которые в отдельных отраслях полноценно заменить сейчас нечем. И в этих секторах задача создания конкурентных российских решений в ближайшие 2-3 года стоит очень остро.

Как стимулируют процессы, в которых задействован интегратор, принимаемые новые законы и обновляемые требования регуляторов?

Если мы говорим о мерах поддержки государства, то я бы отметил инициативу по предоставлению заказчикам грантов в целях трансформации ИТ-инфраструктуры. В таких проектах интегратор может участвовать в качестве исполнителя. Также можно отметить все меры поддержки аккредитованным ИТ-компаниям, которые также распространяются и на интеграторов, при соблюдении ряда требований.

Кроме стимулирующих мер в адрес ИТ-компаний регулятор усиливает требования к заказчикам, фактически склоняя их к ускорению перехода на российский софт. Таких инициатив уже достаточно много – это и предписание перейти на отечественное ПО владельцам КИИ (объекты критической инфраструктуры) до 2025г., и запрет на приобретение иностранного ПО заказчикам согласно закону 223-ФЗ, и другие подобного рода. В связи с этим у интегратора расширяется ниша оказания консалтинговых услуг. Так, например, в этом году эксперты TEGRUS реализовали ряд крупных проектов по обследованию состояния информационной безопасности объектов ИБ заказчиков, по управлению рисками ИБ с последующим внедрением соответствующих систем.

Мы активно ведем пилотирование программно-аппаратных комплексов для реализации сред виртуализации и VDI на отечественных решениях. Уже есть положительные результаты, например, для VDI-сред рабочих мест проектировщиков, использующих специализированный инженерный софт.

Насколько импортонезависимы внедряемые сегодня решения? Или при массовом появлении российских процессоров их придется перевнедрять на новых технологических стеках?

На мой взгляд, вполне импортонезависимы. В меньшей степени решения в инфраструктуре, но их стандартизованность не потребует повторного внедрения в будущем. Еще можно отметить, что с каждым внедрением развивается экспертиза, развивается сам продукт, поэтому через какое-то время у него есть все возможности стать более зрелым. Сейчас время интенсификации таких продуктовых процессов.

В среде ИТ-профессионалов продолжается дискуссия на тему использования Open Source для задач импортозамещения. По факту, альтернативы по использованию открытого программного обеспечения нет. Создавать свой Linux, который разрабатывали специалисты со всего мира в течение десятков лет, экономически нецелесообразно.

Ниша российских разработчиков – создание продукта с использованием компонент Open Source, обеспечение его работоспособности и технической поддержки, необходимого уровня информационной безопасности. Хорошим примером является российский продукт – СУБД Postgres Pro, созданный на базе открытой СУБД PostrgeSQL.

Что касается новых веяний в требованиях регулятора о необходимости поддержки российских процессоров российским софтом, то, по моему экспертному мнению, инициатива достаточно спорная для текущего момента. Во-первых, массового использования российских процессоров пока не предвидится из-за недостатка компонентной базы и объективных сложностей производства. Скорее, это вопрос будущего. Во-вторых, российские софтовые вендора еще не успели «накопить жирок», чтобы инвестировать свои средства в новые ветки разработки. У них и так сейчас огромный пласт работы: доработка функциональности продукта, активное продвижение и маркетинг, создание зрелых программ поддержки партнеров для массовых внедрений в заказчиках.

Насколько проблематична сейчас поддержка решений на продуктах ушедших вендоров? Как эти проблемы влияют на стоимость обслуживания и как будет меняться этот параметр со временем?

Основная проблема – это активация, патчи и обновления. Но и тут рынок уже научился решать подобные задачи. Первая задача техподдержки – снизить уровень инцидента до некритичного, через воркэраунд, например, и далее с ним спокойно работать, а затем перевести в проблему, чтобы он больше не возникал как риск. Вся эта экспертиза, по сути, и раньше была в России – у заказчиков, интеграторов, у вендоров в российских представительствах. Стоимость обслуживания, по идее, должна снижаться. Но при этом сроки решения инцидентов несколько увеличатся. Готов ли к этому бизнес? Думаю, они с ИТ договорятся.

На текущий момент времени мы все еще находимся в переходном периоде, прошел только год жизни в новых условиях. Идут серьезные изменения в сегменте технической поддержки, где на текущий момент есть место разным игрокам, в том числе небольшим, которые взяли на борт людей и экспертизу из ушедших вендоров. Преимущество у тех сервисных провайдеров, которые имеют склад запчастей и экспертизу. Думаю, в ближайшие пару лет рынок снова изменится и нишевые игроки, специализирующиеся на одном вендоре, либо укрупнятся и станут мультивендорными, либо будут поглощены более крупными интеграторами и сервисными провайдерами.

Как меняются требования российских корпоративных заказчиков, если минусовать импортозамещение?

Требования к интеграторам все те же, что и раньше. У заказчиков всегда технологический цикл – определение проблемы/задачи, выбор решения и технологии, покупка, внедрение, техническое сопровождение, оптимизация – и так по кругу. В этом им нужны партнеры. Лучше всего таким требованиям соответствуют интегратор «полного цикла», который через консалтинг и аудит поможет сформировать решение, поставит его, внедрит и сможет обслуживать. Мы в TEGRUS видим свою партнёрскую задачу в помощи заказчику решать его задачи максимально доступными инструментами.

Есть ли зависимость обновления требований от вертикальных рынков, размеров компаний, регионов?

Я вижу, что нет. В каждой отрасли свой уровень технологического развития, свои ожидания и требования от партнеров. Самые высокие традиционно в банковском секторе и телекоме, а сегодня еще и в промышленности. Но свои сложные задачи на уровне бизнес-приложений есть, конечно, в каждом секторе. Основное обновление требований – в запросе на экспертизу в области импортозамещения, и интегратору нужно как можно скорее переходить от инвестиций в это направление к бизнесу.

В этой связи отрадно, что ведущие отраслевые игроки в промышленном секторе консолидируют свои усилия в решении общей задачи – разработке программных решений, которые могут заменить софт иностранных вендоров. Подчас речь идет о разработке действительно уникальных решений, которые стали стандартом де-факто в отрасли. За десятки лет разработки и эксплуатации такого ПО наработана масса библиотек по большому количеству специфического оборудования.

Когда мы видим консорциум нескольких крупных заказчиков, которые готовы инвестировать собственные средства в разработку софта и его внедрение на своих предприятиях, то, конечно, это серьезно повышает шансы на реальное импортозамещение. Это новая инициатива для нашего рынка, которую административно и финансово поддерживает государство. Участие в ней крупных частных компаний говорит о том, что участники рынка осознают всю сложность положения в отрасли и предпочитают не ждать, что ситуация как-то рассосется сама собой, а делают долгосрочные инвестиции. Есть ли в этой цепочке место для интеграторов? Полагаю, да. Экспертиза, компетенции и ресурсы системных интеграторов будут востребованы в проектах внедрения и сопровождения решений.

Насколько уникальный опыт российских интеграторов, полученный в современных условиях, будет актуальным для других регионов – стран СНГ и дальнего зарубежья?

Хороший вопрос. Это действительно уникальный опыт, который, я рассчитываю, будет и в ближайшем будущем востребован во всем мире, в том числе и в западных странах – там люди умеют считать деньги. Но прежде наши производители и разработчики ПО должны выйти на уровень продуктовой зрелости, зрелости процессов пресейла, техподдержки, работы с партнерской сетью, а интеграторам необходимо нарастить экспертизу в этих решениях и в проектах миграции заказчиков на новые технологические решения и стандарты. Также, мы увидим проекты, когда в рамках одной отрасли предприятия из России будут делиться опытом трансформации со своими партнерами и даже конкурентами на других рынках. Этому поможет тренд на выделение у крупных корпоративных заказчиков ИТ-экспертизы в отдельную проектную структуру, которую и развернут на внешний рынок.

Вообще экспортный потенциал вновь создаваемых российских программных продуктов может стать одним из драйверов импортозамещения. Несмотря на новый, внезапно открывшийся внутренний рынок для наших программистов, он все равно является локальным, со временем наступит насыщение и потребуются новые рынки для развития.

Рекламаerid:Pb3XmBtzt6kqt19hKsupNQ5qQea4JrytMDkvQF8Рекламодатель: ООО «Мерлион»ИНН/ОГРН: 7719269331/1037719016818Сайт: https://merlion.com/