Марат Бектимиров: Как стать востребованным специалистом в мире ИТ
За 13 лет в профессии Марат Бектимиров, ведущий разработчик Material Bank, работал в крупных международных компаниях, делал проекты для Google и развивал несколько стартапов, один из которых был создан с нуля. Марат является востребованным специалистом в сфере Software Engineering. Он рассказал CNews о том, как развивалась его карьера, ее основных этапах и об особенностях работы по созданию приложений.
CNews: Как развивалась ваша карьера?
Марат Бектимиров: Еще обучаясь на 4 курсе, я начал участвовать в проектах «Сургутнефтегаза» на полставки разработчика. Я создавал систему управления пользователями на нефтегазовых объектах, по которой впоследствии успешно защитил диплом.
В 2011-2012 годах работал в омской аутсорсинговой компании Thumbtack Technology. Мы делали проекты для New York Times и научного издательства De Gruyter. Также я трудился над созданием двух стартапов: Totallicks и VectorSoft. За последние несколько лет мне удалось посотрудничать с FoxCommerce, сделать проект для швейцарского холдинга Ringier AG и несколько проектов для Google.
Сейчас я являюсь Lead Frontend Developer в Material Bank — американской компании, позволяющей заказывать бесплатные семплы материалов для ремонта. Эта услуга актуальна как для обычных пользователей, так и для digital- и дизайн-агентств. Мы с командой создаем дизайн-систему, которая основана на принципах, позволяющих быстро масштабировать проекты на базе работающего дизайн-фреймворка. Меня заинтересовал этот проект, когда я открыл для себя, что у многих людей есть реальная потребность «пощупать» материалы, которые они в будущем будут использовать для ремонта. Это, как мне кажется, большая редкость: когда бизнес закрывает очевидную проблему и всегда есть возможность за пару шагов дотянуться непосредственно до пользователя.
CNews: Как вы попали в проект New York Times?
Марат Бектимиров: New York Times пришли к Thumbtack Technology, где я работал в роли software engineer, с конкретной задачей: у них было огромное количество виртуальных и физических серверов, связи между которыми необходимо было мониторить. Мы разработали систему, позволяющую это делать. На первый взгляд кажется удивительным, что такая компания обратилась к ребятам из Омска. Но такие случаи достаточно распространены: российские ИТ-специалисты обладают высоким знанием, профессионализмом и пониманием сферы.
Заниматься проектом было одновременно и интересно, и сложно: мы столкнулись с иным подходом по выстраиванию процессов. На мой взгляд, их можно было упростить, например, использовать обычную SQL-базу вместо графовой базы данных, что облегчило бы управление системой и отслеживание связей.
CNews: Вы также занимались созданием стартапов. Что они из себя представляли?
Марат Бектимиров: В 2012 году я начал развивать стартап Totallicks. Мы с товарищем разрабатывали веб-сервис для обучения игре на гитаре, тогда еще все функционировало через Adode Flash. Через некоторое время мне написал владелец портала Guitar.com, который заинтересовался нашим проектом на одной фриланс-бирже и мы успешно продали ему нашу разработку.
CNews: Расскажите о своем опыте в Google: какие проекты вы для них делали?
Марат Бектимиров: Google я сотрудничал удаленно как Lead Software Engineer. Два самых главных проекта, в которых я принимал участие, связаны с линейкой устройств для умного дома Nest, которую Google купил в 2014 году. Тогда в Nest было много наспех сделанных продуктов и перед нами стояло две задачи: адаптировать существующие системы под Google и помочь развитию бизнеса. В начале моей задачей было доработать веб-приложение для администрирования устройств и поддержки наследственных ПО, которые уже были в компании. Очень важна была обратная связь, поэтому я постоянно обращался к юристам и работникам техподдержки, которые использовали систему. Ответы приходили положительные, потому я понимал, что справился с проектом на отлично.
Вторым проектом был Google Nest Pro. Идея заключалась в том, чтобы создать сервис, позволяющий при регистрации организациям по поставке и установке устройств для умного дома закупать эти устройства по сниженной цене и накапливать баллы за каждую проведённую установку. Проект реализовался в два этапа: вначале мы разработали систему design documents, необходимую для всех новых проектов Google, а далее с нуля – дизайн интерфейса. Мы с командой специально тратили много времени на то, чтобы сверяться с гайдлайнами, и в результате получился очень крутой material design, который сочетался с другими продуктами Google. Были и сложности: из-за строгих правил Google нам пришлось использовать не самые удобные технологии. Но результат работы моей и моих коллег вышел достойным – мы улучшили интерфейс, он стал продавать лучше.
CNews: С какими еще международными компаниями вы работали?
Марат Бектимиров: В 2017-2018 годах я работал на швейцарский холдинг Ringier AD. Моя задача заключалась в создании веб- и мобильного приложения для одного из самых крупных швейцарских СМИ Blick. Нужно было отобразить верстку сайта в мобильном приложении и создать в обоих форматах качественный интерфейс. Проект был непростым, необходимо было обращать внимание на малейшие детали. Интерфейс создавался по принципу pixel-perfect design: тестировщик буквально виртуальной линейкой сверял каждый пиксель с исходным макетом. Если была допущена малейшая ошибка, все нужно было переделывать. Это неудобно с точки зрения разработчика, но многие компании, в том числе Яндекс, пользуются таким подходом.
CNews: Как вы считаете, с помощью чего вам удалось добиться таких успехов в профессии?
Марат Бектимиров: Благодаря нескольким важным аспектам. Во-первых, это любовь к сфокусированной работе, техническим предметам в школе и университете, высшее образование. Уже примерно с 8 класса я знал, что хочу учиться на программиста. Много свободного времени я посвящал чтению соответствующей литературы, участвовал в олимпиадах, конференциях, занимал призовые места. С этого все и началось.
Во-вторых, это комбинация знаний и мотивация от окружающих меня людей. Я перенимал опыт у профессионалов — сначала у российских компаний, затем у зарубежных. Удалось поработать с очень известными иностранными организациями.
И, наконец, умение пользоваться информацией, собирать ее из разных источников, маленькими шагами.
CNews: Расскажите поподробнее, как обычно проходит тестирование приложений?
Марат Бектимиров: Работа тестировщика – это отдельная наука. Он должен держать в голове гораздо больше информации, чем отдельный программист, потому что программист погружен в мелочи, а тестировщик должен как следить за деталями, так и видеть общую картину. Время, которое требуется на тесты, зависит от предъявляемых требований. Существуют разные виды тестов, например, ручное и полуавтоматизированное тестирование, но большинство компаний требуют покрытия около 100%.
CNews: Что для вас важно при выборе проектов?
Марат Бектимиров: Ориентируясь на собственный опыт, могу заметить, что это вопрос совсем не о строчках в резюме и заслуженных наградах. При разработке продукта мне важно понимать, как аудитория может им воспользоваться, какую практическую выгоду принесет моя работа. Отдельно могу выделить, что мне нравится процесс создания общей визуальной картины проекта из мелочей – подход, гарантирующий наилучший результат и настоящий wow-эффект. В будущем хочется продолжить свою деятельность, опираясь на эти принципы.