Разделы

smartup

Юлия Есина, Smartup: «Менторская поддержка, B2B и короткие курсы — это главные тренды онлайн-образования»

Академия «Точка входа» появилась в 2011 году. Сначала это были подготовительные курсы, на которых компания «Тамтэк» обучала новых сотрудников. На рынке не хватало подходящих кандидатов, их было проще вырастить самостоятельно. Со временем школа развивалась, экспертиза копилась, зрело решение перезапустить «Точку входа» как полноценную онлайн-школу. О том, как это происходило и как сейчас развивается школа, рассказывает продюсер Академии Юлия Есина.

«Точка входа» — это тестирование, Java и Python

Самое популярное направление, которому учат в «Точке входа», — это тестирование. Высокий спрос на него держится, благодаря низкому порогу входа. Для успешного обучения не нужен технический бэкграунд. А еще тестерам проще устроиться на работу.

Второе направление — Java-разработка. Мы выбрали его, потому что за годы работы накопили хорошие экспертизу и курсы. Нам самим нужны были такие специалисты. К тому же, Java — самый популярный язык для бэкенда. Он так же хорош и как первый язык. При этом порог входа в Java выше, на его курсы идут уже подготовленные люди, они понимают, что не ошибаются с выбором профессии. У них либо уже законченное техническое образование, либо они самостоятельно пытались изучать программирование.

Сейчас мы разрабатываем новое направление — курс на Python, в дальнейшем мы сделаем из него фулстек-курс. Добавим к Python фронтендовые языки: Javascript и Vue JS.

Тренды онлайн-образования

  1. Студенты хотят больше работы с куратором, менторскую поддержку. Достать информацию для учебы, даже бесплатно — не проблема. Главное, чего не хватает — наставника, который бы работал вместе со студентом: отвечал на вопросы, помогал со сложностями. В большинстве школ есть поддержка кураторов, однако на практике часто оказывается, что они уделяют мало внимания.
  2. Геймификация — еще один тренд, но следуют ему не все. Все зависит от аудитории. Школы поменьше ориентированы на качество образования. Они считают, что повторять за преподавателем недостаточно для успешной учебы, а геймификация только отвлекает от сути.
  3. Государство участвует в онлайн-образовании. Помогает развиваться, вкладывается, запускает проекты. Например, «Цифровые профессии» существовали три года. Это проект Министерства цифрового развития, в котором обучали цифровым профессиям по минимальной цене. Онлайн-школы, предоставившие курсы, получали всю стоимость обучения от государства. Школы-участницы отбирали жестко. Требования — официально зарегистрированная образовательная организация с лицензией и подтвержденным количеством обучившихся.
  4. Многие открывают направление работы в B2B-формате — подготовка сотрудников организации по запросу, на основе уже существующего курса, который перерабатывается под их нужды. Цель таких курсов — не сменить профессию, а научить предмету, который сотрудники плохо знают.
  5. Согласно «Исследованию российского рынка онлайн-образования», студенты в середине прошлого года ориентировались на более короткие курсы. Спрос на длительные (12-18 месяцев) падал. Видимо, было сложно далеко планировать. В этом случае курс на три-четыре месяца кажется более привлекательным, чтобы быстрее стартануть в новой профессии.

С чем придется столкнуться при выходе на рынок

Сейчас аудитория уже понимает, что такое онлайн-обучение, в каком формате оно проходит, чего от него ждать. Поэтому возросла требовательность к качеству: к образовательной платформе, к тому, как часто и в каком формате общаются наставники.

Конкуренция на рынке онлайн-образования растет, нужно постоянно улучшать свой продукт и показывать ценность потребителям. Прошлый год был кризисным для многих. Люди экономили на вещах не первой необходимости — искали стабильности. Многие международные компании ушли с российского рынка, спрос на junior-специалистов упал, устроиться на работу стало сложнее.

Для онлайн-школ выросла стоимость привлечения лидов, стало меньше площадок для размещения рекламы. Пришлось искать новые способы привлечения клиентов, осваивать другие каналы.

Сейчас главная цель — найти свою нишу и не конкурировать с гигантами онлайн-образования. Искать ту аудиторию, которая не хочет идти к ним. Такая аудитория есть, и она понимает минусы работы с гигантами.

Продажник должен закрывать реальные проблемы клиента

Важно, чтобы менеджер по продажам сам хорошо разбирался в продукте и понимал, что продает и кому, какие проблемы клиента это решает. Но если потенциальному ученику нужна более профессиональная консультация, чтобы определиться с направлением, у нас есть возможность организовать такую встречу с разработчиками или тестировщиками.

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

Иногда даже директор компании Дмитрий Пашкевич проводит такие профессиональные диагностики. Выясняет, что человек уже знает, умеет, где и как это осваивал, в чем ему не хватает навыков или уверенности. Так мы помогаем студенту подобрать наиболее подходящую программу. В некоторых ситуациях мы где-то сокращали программу, потому что часть материала студент уже знал. Мы выделяли
только то, что нужно, а куратор не тратил времени и сил студента на уже освоенный материал.

Мы еще выстраиваем свой отдел продаж. Раньше мы делегировали это аутсорсу, сейчас ищем в команду людей, которые хорошо разбираются в продукте. Такой человек должен не просто работать по скрипту, а помогать потенциальному ученику разобраться в том, что ему нужно, какой курс лучше подойдет и в каком формате.

Четырехмесячный курс — это полгода кропотливой работы

Хотя бывает по-разному. Что-то мы нарабатывали годами. На примере тестерского курса: программа была почти готова, мы только обновили и актуализировали ее. В итоге на четырехмесячный курс понадобилось около шести месяцев работы. Время ушло на то, чтобы создать курс, записать видеоуроки, проработать домашние задания. На подготовку одного часа лекций уходило 22 часа

У джавистов и у питонистов сейчас уходит порядка 40-50 часов на один час лекции. Это довольно много, и мы ищем пути сократить это время.

Главное — найти свою нишу

В случае «Точки входа» в начале это были курсы, которые мы создавали для себя, с прицелом на то, что выпускник будет работать и расти внутри компании. Мы делали акцент на том, чтобы человек приносил пользу компании и проекту, когда придет работать.

Мы сделали курсы, в которые сами верим. Много лет учили разработчиков и тестировщиков для себя, поэтому знаем, какие навыки пригодятся на настоящей работе. Важно научить человека думать и понимать принципы работы языков программирования, чтобы ему было легко осваивать другие навыки, а не делать по принципу «Повторяй за мной». Для этого нужны хорошие преподаватели. Они должны сочетать реальный коммерческий опыт с умением грамотно упаковать учебную программу, составить учебный план.