Разделы

Безопасность Телеком Интернет

Вызовы российской телеком-отрасли: не хватает свободных частот и спутников связи

CNews продолжает серию публикаций, посвященных проекту Стратегии развития отрасли связи до 2035 г. Документ подготовило и направило на утверждение в Правительство РФ Минцифры. В материале идет речь о текущем состоянии и перспективах рынков мобильной и спутниковой связи, а также о проблемах с доступным радиочастотным спектром.

Мобильная связь: перспективы

В конце 2022 г. количество абонентов 5G (пятое поколение сотовой связи) в мире превысило один миллиард человек. Ожидается, что в концу 2025 г. эта цифра достигнет двух миллиардов. По состоянию на март 2023 г. 523 оператора подвижной радиотелефонной связи (ПРТС) в 155 странах мира инвестировали в сети 5G в форме проведения тестов, организации «пилотных» проектов, приобретения лицензий на использование радиочастотного спектра. Из них 249 операторов ПРТС в 97 странах запустили коммерческие услуги на основе сетей 5G. К концу 2023 г. количество доступных в продаже моделей абонентских устройств с поддержкой 5G может составить более 1,5 тыс. штук. В России сети 5G существуют только в тестовых зонах.

Исследования и разработки в области создания технологий 6G (шестое поколение сотовой связи) активно ведутся в наиболее технологически развитых странах (КНР, Республика Корея, США, Япония и др.). Предполагается, что развертывание сетей 6G начнется в 2030 г. Сети связи 6G будут использовать терагерцевый и субтерагерцевый диапазоны радиочастот и обеспечат существенно меньший уровень задержки при передаче данных, чем сети 5G.

Развитие 6G позволит операторам связи обеспечит более высокую скорость передачи данных

Одна из технологий, которая может быть реализована в 6G — использование радиофотонных цифровых антенных решеток на базовых станциях в сочетании с технологией Massive MIMO. Развитие 6G позволит операторам связи обеспечит более высокую скорость передачи данных: от 100 Гбит/с до 1 Тбит/с, а использование технологий искусственного интеллекта для управления системами связи позволит в режиме реального времени обрабатывать большие объемы информации и увеличить пропускную способность сетей.

Низкоорбитальные системы связи успешно прошли «инкубационный» период и подтвердили техническую реализуемость и востребованность. В 2022 г. консорциум 3GPP стандартизировал использование спутникового сегмента для сотовой связи NTN (Non-Terrestrial networks). Предполагается, что в период 2028–2032 гг. будет создан стандарт для универсальной единой наземно-воздушно-космической мобильной сети 5GA/6G в проводном и беспроводном сегментах. Начиная с 2022 г., крупные производители ЭКБ (электронно-компонентная база) для мобильных устройств (Qualcomm, Samsung, Apple и др.) массово анонсируют выпуск продукции с поддержкой прямой спутниковой связи со смартфонами.

Развертывание выделенных сетей Private 4G/5G позволяет создавать ИТ-инфраструктуры предприятий на основе беспроводных подключений различных объектов и элементов управления производственными процессами, обеспечивая их мобильность. Такой способ построения ИТ-инфраструктуры способствует цифровизации производственных процессов. Выделенные сети Private 4G/5G могут функционировать в закрытом режиме, изолированном от сетей связи общего пользования, или в гибридном режиме с доступом к сетям связи общего пользования, управляемым политиками безопасности предприятия и гибкими правилами на уровне устройств, пользователей или сервисов. Вариативность построения выделенных сетей Private 4G/5G позволяет обеспечить высокую функциональность, надежность и безопасность цифровой инфраструктуры предприятий.

В 2022 г. объем мирового рынка выделенных Private 4G/5G составил приблизительно $2,5 млрд. По данным ассоциации GSMA на начало 2023 г., более тысячи предприятий по всему миру используют или тестируют Private 4G/5G. Объем российского рынка сетей Private 4G/5G в 2022 г. достиг 1,5 млрд руб., увеличившись на 20% к 2021 г. Среди отраслей, на предприятиях которых были развернуты выделенные сети Private 4G, 60% проектов пришлось на отрасли промышленности (горнодобывающая, нефтехимическая, нефтегазовая, угольная и машиностроительная), 18% — на транспортную отрасль и 6% — на энергетическую отрасль.

Постепенное отключение поддержки технологии 3G (третье поколение сотовой связи) осуществляется 10% операторов ПРТС во всем мире (по состоянию на конец 2022 г.). До 2030 г. большинство операторов ПРТС отключат сети 3G и переиспользуют высвободившийся радиочастотный ресурс для более эффективных и современных технологий 4G или 5G.

Ожидается, что к 2025 г. технологией LTE (относится к четвертому поколению сотовой связи, 4G) в России будет пользоваться 81% мобильных абонентов, на сети 2G и 3G будут приходится 7% и 4% соответственно

Происходит «переток» сообщений и голосовых вызовов абонентов мобильной связи в популярные программы для обмена сообщениями через интернет. Во всем мире операторы мобильной связи потеряют из-за поставщиков бизнес-сообщений (OTT-мессенджеры) $2,5 млрд в 2023 г., что на 20% больше, чем в 2022 г. «Переток» увеличивает дисбаланс голосового и пакетного трафика и ведет к росту нагрузку на каналы передачи данных операторов связи со стороны мессенджеров.

Аудитория телевещания переходит на стриминговые сервисы. В 2022 г. в США 34,8% зрителей ТВ-программ использовали сервисы потокового вещания, на кабельное телевидение пришлось 34,4% зрителей, а эфирное телевидение заняло третье место с показателем 21,6% зрителей. Тенденция на переход зрителей в стриминговые сервисы наблюдается и в Великобритании: по состоянию на 2022 г. стриминговыми сервисами пользуются 75% опрошенных, кабельным и эфирным телевидением — 68%. При этом 90% зрителей в возрасте от 18 до 24 лет предпочитают исключительно стриминговые сервисы. В России около 82,6% населения страны пользуются услугами операторов платного телевидения (кабельное телевидение, спутниковое вещание, IPTV).

Российский рынок сотовой связи

Доли крупнейших телеком-операторов, %

МТС
«Мегафон»
Tele2
«Вымпелком»

Доля по абонентам, %

Доля по выручке, %

Растут требования и к минимизации задержек сигнала. Они определяются набором услуг, для которых высокие уровни задержки сигнала не обеспечивают требуемую функциональность. Среди них: «умный» город, цифровая промышленность (удаленный контроль и автоматизация технологических процессов), интеллектуальный и беспилотный транспорт, развлечения и игровая индустрия, контроль и управление большим количеством БПЛА (беспилотные летательные аппарарты) в режиме реального времени, телемедицина. Необходимые задержки обеспечиваются функционалом URLLC на сетях связи 5G SA (Standalone).

Инициативы по регулированию мобильной и фиксированной связи

Индексация тарифов

Авторы Стратегии предлагают в качестве одного из способов повышения инвестиционной привлекательности отрасли связи проводить ежегодную индексацию тарифов на услуги связи. При этом подход к определению размера допустимой индексации должен быть дифференцированным и зависеть от того, как оператор связи будет использовать дополнительно извлеченную (благодаря индексации тарифов) прибыль. В случае реинвестирования оператором связи существенной части получаемой дополнительной прибыли в значимые проекты развития сетей связи и освоение новых технологий может быть допущена индексация таким оператором связи тарифов на уровне, который превышает индекс потребительских цен за заданную регулирующими органами власти величину.

Для снижения издержек операторов связи и ЦОД на развертывание инфраструктуры запланированы следующие меры. Это введение льготных тарифов для операторов связи на размещение объектов связи на объектах в государственной и муниципальной собственности, объектах, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств. Обеспечение безвозмездного размещения сетей связи и доступа к ним операторов связи в многоквартирных домах (за исключением оплаты потребляемой оператором связи электрической энергии). Также предполагается снятие административных барьеров и обеспечения недисикриминационного доступа в пространственно-распределенной линейной инфраструктуре смежных отраслей (например, опор, столбов, канализации) в рамках проектов строительства и модернизации автомобильных и железных дорог, трубопроводов, электроэнергетических сетей и т.д.

Будет упрощен доступ операторов связи к информации о существующей и планируемой к созданию объектах линейной инфраструктуры (электроснабжения, транспортных сетей, газоснабжения, телекоммуникационных сетей) путем создания соответствующего информационного ресурса. Также введут льготный доступ операторов ЦОД и электрическим сетям, льготные тарифы на оплату потребляемой электроэнергии. Появятся льготные тарифы для операторов связи на технологическое присоединение отдельных категорий объектов, ограничат предельный уровень тарифов на технологическое присоединение к объектам электроснабжения.

Отказ от принципа сетевой нейтральности

Еще одна инициатива состоит в отказе от принципа сетевой нейтральности к перехода к рациональному и экономически эффективному распределению ресурсов сетей связи между потребителями их услуг. Принцип сетевой нейтральности, подразумевающий недискриминационный пропуск трафика любых интернет-сервисов, появился на ранней стадии существования сети интернет. Его цель — устранение препятствий для развития и создания преимущественных условий для небольших интернет-компаний со стороны сильного телекоммуникационного сектора. В настоящее время в условиях зрелого рынка интернет-сервисов и их поставщиков, капитализация и объем бизнеса которых стали сопоставимы или даже превысили капитализацию и объем бизнеса операторов связи, эффективно действовавший на предыдущем этапе развития принцип утратил свою актуальность.

Значительный рост потребления «тяжелого» интернет-трафика (в частности, просмотра видео в сети, который за последние годы достиг 80% от всего размера интернет-трафика) начал приводить к деградации качества услуг связи для всех пользователей, так как операторы связи ограничены в своей возможности по перенесению затрат на конечных абонентов и имеют производственные и финансовые ограничения по скорости расширения пропускной способности сетей связи. Проблема усугубляется тем, что любые улучшения качества услуг связи операторами связи ведут к симметричному повышению разрешения транслируемого видео (то есть нагрузки на сети связи) со стороны поставщиков видео-сервисов, что ведет к устойчивому снижению качества услуг сети для всех потребителей, а, значит, сдерживает цифровизацию всех секторов экономики, не связанных с развлечениями, ведет к повышению издержек в экономике на развитие и эксплуатацию сетей связи исключительно в интересах сегмента информационно-развлекательных услуг.

Аналитики фиксируют рост потребления «тяжелого» интернет-трафика

В текущих условиях дальнейшее применение данного принципа может негативно сказаться на развитии инфраструктуры связи, остро нуждающемся в источниках экономического роста, и приведет к деградации этого важного инфраструктурного сектора экономики с последующими негативными мультипликативными эффектами всех его потребителей. Авторы Стратегии предлагают на законодательном уровне закрепить прекращение применения принцип сетевой нейтральности в отрасли связи и создать правовые и финансово-экономические механизмы для обеспечения выравнивания рыночных условий между телекоммуникационными и интернет-компаниями, предусматривающие в том числе возможность введения регулирующими органами минимального тарифа, взимаемого операторами связи пропуск трафика от крупнейших интернет-компаний в рамках заключенных прямых договоров.

Первичная сеть связи

Другая законодательная инициатива — введение понятий «первичная сеть связи» и «оператор первичной сети связи», а также установление требований по построению, эксплуатации и учету таких сетей связи. Должны быть определены полномочия по инвентаризации первичных сетей связи и координации восстановления функционирования сетей связи, в том числе в угрожаемый период и период военного времени.

Сети связи, предназначенные для организации и обеспечения функционирования каналов связи, образуют транспортную основу для функционирования различных видов сетей связи с коммутацией каналов или с коммутацией пакетов-сообщений. Такие сети в соответствии с законодательством, действовавшим в РФ до 2003 г., выделялись в отдельную группу первичных сетей связи.

Для операторов сотовой связи планируется организовать взаимодействие их информационных систем и инфраструктуры электронного правительства. Это нужно для заключения договоров оказания услуг связи в дистанционной форме, идентификации и аутентификации абонентов сотовой связи, актуализации сведений об абонентах, направления абонентам информации по вопросам исполнения сторонами существенных условий договоров об оказании услуг связи, взаимодействия операторов ПРТС с органами государственной власти. Также планируется продолжить дальнейшее внедрение современных и перспективных технологий идентификации абонентов сотовых сетей (e_SIM, а в дальнейшей — iSIM) с введением усиленной неквалифицированной электронной подписи, а также упрощенных процедур использования Единой биометрической системы для идентификации абонентов.

От чего отказались

Из инициатив, которые изначально входили в Стратегию, но затем были из нее исключены, можно отметить: запрет в ввоз в Россию сотовых телефонов, работающих в режиме 3G-only; снижение для операторов фиксированной связи ставки НДС (налог на добавленную стоимость) до 10% по аналогии с налогообложением авиаперевозок, в том числе в восточных районах России.

Также предлагалось снижение страховых взносов до 7,6% по аналогии с компаниями отрасли ИТ; введение повышающих коэффициентов по расходам на амортизацию телекоммуникационного и иного оборудования отечественного производства. Средства Фонда национального благосостояния планировалось направить на реализацию инфраструктурных проектов с целью модернизации и строительства магистральной инфраструктуры связи, необходимой для территориальной ребалансировки трафика.

Среди других инициатив было предложение создать механизм частичной компенсации затрат, понесенных жителями сельской местности на оплату услуг по прокладке линий связи от построенных в рамках государственных программ объектов до их домохозяйств; запрет на выход внутрироссийского сетевого (сигнального) трафика за пределы России, обеспечение обязательной защиты сигнального и пользовательского трафика межу Калининградской областью и остальной частью России.

Спутниковая связь

Более 80% территории России в данный момент возможно обеспечить связью только при использовании спутниковой связи. Для арктической зоны этот показатель составляет более 90%. 17 космических аппаратов (КА) орбитальной группировки России занимают 80% российского рынка спутниковой связи. Лидерами-операторами по объемам орбитально-частотного ресурса и предоставлению инфраструктуры для организации спутниковой связи являются госпредприятие «Космическая связь» (ГПКС) — 12 аппаратов серии «Экспресс», «Газпром космические системы» (ГКС) — 5 аппаратов серии «Ямал».

Срок активной службы КА составляет 10–15 лет. Для аппаратов орбитальной группировки России до 2030 г. заканчивается срок активной службы 11 аппаратов и до 2036 г. — срок 6 аппаратов. С учетом сложившейся геополитической обстановки и ведения против России международных санкций в настоящее время отсутствует возможность поставки ключевого зарубежного оборудования и комплектующих для создания отечественных спутников связи, которое ранее составляло в отечественных космических аппаратах связи более 80%.

Рынок спутникового ШПД

Рынок спутникового широкополосного доступа является незначительным и занимает около 1% в общем объеме рынка связи. Объем российского рынка спутниковой связи в 2022 г. вырос на 5% до 150 тыс. станций VSAT, приближаясь к насыщению. Общий мировой объем пользователей VSAT-услуг составляет 2,5 млн абонентских станций. Доля России в количестве активных терминалов VSAT составляет 6%.

Крупнейшими российскими операторами спутниковой связи, предоставляющими услуги спутникового ШПД (широкополосный доступ в интернет), по состоянию на конец 2022 г. являются: «РТКомм.ру» («дочка» «Ростелекома», 32,8 тыс. станций), AltegroSky (28,6 тыс. станций), «Евтелсат нетворкс» (2,43 тыс. станций), «КБ Искра» (24,1 тыс. станций) и «Русат» (9,3 тыс. станций).

В связи с развитием цифровых сервисов реального времени, ростом количества устройств и потребителей сетевых услуг приоритет развитие сетей связи начинает смещаться с гарантии заданной скорости подключения в сторону обеспечения задержки сигнала и большого количества подключений к сети. Этот вопрос невозможно решить без создания НГСО (негеостационарная орбита) многоспутниковых систем связи. В этой связи в последние годы за рубежом наблюдается развертывание спутниковых группировок и спутников с высокой пропускной способностью (HTS) нового поколения, в том числе на низких орбитах (LEO). В частности, по состоянию на I квартал 2023 г,. спутниковым ШПД от компании Starlinkl пользуется свыше 1 млн человек.

В мире рынок спутникового ШПД с применением НГСО-систем растет опережающими темпами

До 2035 г. совокупный объем рынка спутникового ШПД вырастет на 28%, по сравнению с предыдущим десятилетием, и достигнет $292 млрд. Спрос на емкость HTS-систем, которые в период с 2020 по 2025 гг. станут источником нового этапа роста спутниковой широкополосной связи и залогом конкурентоспособности их операторов, будет расти на 26% ежегодно. После ввода в эксплуатацию новых НГСО-систем, в частности, Starlink, объем предложения пропускной способности увеличится в 12 раз, обеспечив увеличение суммарной скорости передачи данных с 2,1 Гбит/с в 2019 г. до 26,54 Гбит/с в 2024 г.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

При этом появление HTS-систем привело к формированию переизбытка предложения емкости в целом ряде регионов, результатом чего явилось снижение стоимости спутниковой емкости. Спрос на пропускную способность с 2016 г. по 2021 г. вырос в 2,3 раза (с 849 Гбит/с до 2 тыс. Гбит/с), а предложение за тот же период выросло в 7,3 раза, достигнув значения в 10,7 тыс Гбит/с — во многом благодаря активному развитию НГСО-систем. В результате средняя выручка с одного пользователя (ARPU) снизилась на 60% с $1,044 тыс. до $413 в месяц.

В мире рынок спутникового ШПД с применением НГСО-систем растет опережающими темпами. Объем трафика таких систем превысит объем трафика ГСО-систем (геостационарная орбита) в 2030 г., а к 2035 г. будет превышать уже в два раза. Выручка от реализации емкости вырастет с применением HTS-систем на $15,6 млрд в период с 2021 по 2031 гг., из которых 28% придется на ГСО-системы, 72% — на НГСО-системы.

Прямой доступ с мобильного терминала

Отдельным направлением развития сетей подвижной спутниковой связи является создание сетей, переиспользующих стандарты сотовой связи LTE (E-UTRA) или 5G NR для спутникового радиоинтерфейса для организации прямого доступа с мобильного терминала.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

В 2022 г. свыше 15 компаний в мире анонсировали намерение реализовать и продолжить реализацию систем наземно-спутниковой связи. При этом среди компаний, имеющих опережающее развитие, можно выделить такие, как AST Space Mobile (США), Globalstar (США), beiDou (Китай), Lynk (США), Omnispace (США), SpaceX (США), GalaxySpace (Китай), Telesat (Канада) и др.

Российский рынок спутникового доступа в интернет

Количество малых спутниковых станций (VSAT), которые принадлежат телеком-операторам, тыс.

«Евтелсат нетворкс»

Сети ГСО и НГСО уже предоставляют связь с подвижными объектами с использованием активных антенных систем. При этом размеры антенн для компенсации потерь в более высоких диапазонах не позволяют миниатюризировать такие терминалы до носимых вариантов, что сводит их применение в качестве терминалов до использования на автомобилях и других видах транспорта.

Направления развития прямой спутниковой связи со смартфонами 4G, 5G, а к 2030 г. и 6G как дополнение наземных сетей для расширения их покрытия является наиболее значимым среди становления гибридных сетей. Реализация спутниковых систем NB-IoT при этом может рассматриваться как промежуточный этап развития или составная часть таких систем. В отличие от развития сетей только на основе низкоскоростного радиоинтерфейса Nb-IoT, такие сети должны иметь многократно большую емкость и энергетику для обеспечения устойчивой связи со смартфонами, причем в качестве массовой услуги за пределами покрытия наземных сетей.

Эти же факторы определяют организационные и технические особенности гибридных сетей: преимущественное использование низкоорбитальных группировок с большим числом спутников; использование полос частот ниже 6 Ггц, близких к полосам сотовой связи, и переиспользующих их; использование больших по меркам традиционной спутниковой связи широкополосных активных антенных решеток для создания большого числа лучей даже в диапазонах ниже 6 Ггц. Требуются также сложная система управления спутниковой группировкой и многолучевыми антеннами для создания квазистационарной сотовой сети на земной поверхности; необходимость снижения стоимости вывода таких спутников на околоземную орбиту.

Стратегия предполагает поэтапное обновление спутниковой группировки на геостационарной орбите Земли путем своевременного создания и вывода на орбиту космических аппаратов отечественной разработки нового поколения, в том числе с цифровой полезной нагрузкой. Также запланировано создание отечественной многоспутниковой НГСО системы. Государство должно будет предоставить долгосрочное льготное финансирование для разработки системы, обеспечить финансовую поддержку запуска космических аппаратов на орбиту.

Также запланировано создание и внедрение гибридных сетей связи, в том числе в целях развития систем на основе беспилотных авиационных систем, включающих как наземный, так и спутниковый сегменты.

Радиочастотный спектр

Наиболее технологически освоенным диапазоном РЧС (радиочастотного спектра) является полоса от 3 кГЦ до 30 ГГц, которая практически полностью занята радиоэлектронными средствами (РЭС) пользователей различных радиослужб. При этом в России 27% указанного диапазона преимущественно используется РЭС правительственного назначения (в США —19%, в Финляндии — 2%, в Великобритании — 14%). 71% выделен для совместного использования (в США — 42%, в Финляндии — 13%, Великобритании — 9%). Лишь 2% РЧС доступно для использования преимущественно РЭС гражданского назначения (в США — 39%, в Финляндии — 85%, в Великобритании — 77%).

Малая доля РЧС в России, доступного для использования гражданскими РЭС без дополнительных ограничений в наиболее востребованных и гармонизированных на международном уровне полосах радиочастот, приводит к дополнительным финансовым нагрузкам на операторов связи. Они связаны с тем, что операторы связи и владельцы сетей технологического назначения вынуждены нести существенные затраты на развитие и модернизацию сетей (в связи с ограничениями по мощности излучения и местам расположения РЭС, накладываемым со стороны военных и специальных потребителей РЧС).

Конверсия РЧС является основным способом обеспечения РЭС гражданского назначения дополнительным радиочастотным ресурсов. При этом конверсия в интересах сетей связи гражданского назначения, особенно сетей подвижной радиотелефонной связи, с 2012 г. проводится в весьма ограниченных объемах. В России операторам ПРТС выделены, с учетом режима технологической нейтральности, следующие объемы РЧС: для сетей GSM — 220 МГц, для сетей UMTS — 190 Мгц, для сетей LTE (FDD и TDD) — 833,8 Мгц. При этом распределение спектрального ресурса в диапазонах 900 МГц и 1800 МГц между операторами ПРТС различается в зависимости от субъекта России, что приводит к определенному неравенству между регионами по качеству обслуживания абонентов.

Глобальный рынок радиочастот

Распределение радиочастот в диапазонах от 3 кГц до 30 ГГц по типу возможного использования в России и в мире, шт.

27
Россия
19
США
2
Финляндия
РЭС правительственного назначения
71
Россия
42
США
9
Великобритания
РЭС совместного использования
2
Россия
39
США
85
Финляндия
77
Великобритания
РЭС гражданского назначения

Выделенный операторам связи РЧС в «традиционных» для ПРТС диапазонах радиочастот практически исчерпан. К 2025 г. прогнозируется существенное снижение качества обслуживания абонентов мобильных сетей в связи с быстрым ростом объемов передаваемого трафика. Так, например, в Москве дефицит РЧС достигает 50%, при этом для мегаполисов приемлемым является дефицит на уровне 20–30% (в Пекине — 14%, в Нью-Йорке — 26%). Исходя от мирового опыта развития и функционирования сетей 5G и прогнозов роста трафика в таких сетях, общие дополнительные потребности сетей 5G в РЧС оцениваются в 800 МГц (в диапазонах радиочастот ниже 6 ГГц) и 2 Ггц (в диапазонах радиочастот от 6 ГГц и до 30 ГГц). Оценка потребностей в РЧС для систем связи 6G зависит от учитываемых сценариев их применения и составляет от 1 ГГц до 3 ГГц.

Развитые страны, начиная с 2019 г., вступили в технологическую «гонку» за работку стандарта систем связи 6G, в том числе и области их радиочастотного обеспечения. Для внедрения гибридных сетей связи, объединяющих наземные и спутниковые сети с поддержкой бесшовного процесса передачи с персональных абонентских устройств в условиях отсутствия наземной мобильной связи, наметилась тенденция на совместное использование полос радиочастот 1980–2010 МГц и 2170–2200 МГц. Также для этих целей рассматривается возможность использовать все полосы радиочастот для наземных систем IMT, в диапазонах радиочастот 700 МГц, 800 МГц, 900 МГЦ, 1800 МГц, 2300 МГц и 2400 МГц.

Способы совместного использования радиочастотного спектра

В части геостационарных спутниковых систем прогнозируется переход в более высококочастотные Q/V (40/50 ГГц) для реализации в спутниковых сетях каналов, пригодных для пропуска и обработки высокоскоростных потоков информации. В сфере управления радиочастотными ресурсами необходимо отметить важную тенденцию, направленную на совместное использование и гибкое управление РЧС. В настоящее время в мире применяются, а также разрабатываются несколько подходов к обеспечению совместного доступа к РЧС. Среди них такие системы, как LSA, SAS, TVWS, IIC, AFC, OSA и др.

LSA (License Shared Access) была представлена в 2011 г. в рамках работы европейской конференции администраций почтовых служб и служб связи (CEPT). Основная идея системы LSA заключается в обеспечении совместного использования РЧС ПРТС и РЭС различных служб с обеспечением отсутствия помех. При этом свободный радиочастотный ресурс предоставляется держателям лицензий с гарантией эксклюзивного пользования и защиты от помех на статической основе.

OSA (Opportunistic Spectrum Access) — система использования РЧС, при которой вторичный (нелицензируемый) пользователь РЧС в динамическом режиме использует свободные каналы, но не имеет гарантий ни по качеству, ни по объему, ни по защите от помех. SAS (Spectrum Access System) — концепция совместного пользования спектра, разрабатываемая в США. Особенностью концепции SAS является совмещение специфики LSA и OSA.

TVWS (TV White Spaces) — система использования РЧС для предоставления фиксированного доступа, выделенного для телевидения. Применяется для нелицензируемого совместного пользования спектра с ТВ-вещателями. Относительно простая реализация через использование централизованной геоинформационной базы данных, определяющей возможности пользования спектром.

IIC (Incumbent Informing Capability) — глобальная система управления спектром от NTIA. Планируется в применении для совместного пользования спектром со спецпотребителями. Позволит динамически распределять спектр в режиме, близком к реальному времени, на основе «поставки» в централизованную базу данных информацию о территориально-частотной потребности спецпотребителей.

AFC (Automated Frequency Coordination) — механизм совместного пользования спектром между нелицензируемыми средствами связи (например, Wi-Fi) и территориально фиксированными РЭС различного назначения (РЛС, радиообсерватории и пр.). Используется геоинформационная база данных о фиксированных средствах связи, на основе которой проводится расчет допустимой мощности излучения вторичных пользователей спектра.

Совместное использование спектра включает в себя как технические вопросы электромагнитной совместимости между различными типами РЭС, так и организационно-технические методы, регулирующие доступ к спектру различных групп пользователей. Новые механизмы позволят предоставлять операторам связи больший объем РЧС и повысить эффективность его применения за счет расширения его совместного использования.

Авторы Стратегии предполагают создать механизм совместного использования и динамического управления радиочастотным спектром в целях внедрения мобильной связи на основе доверенного телекоммуникационного оборудования с возможностью управления для специальных потребителей ограничением использования полос радиочастот гражданскими пользователями.

Концепция электромагнитной безопасности

Также предполагается, что проведение разработки новых радиоэлектронных средств вооружения и военной техники в дефицитных (международных) диапазонах радиочастот будет производиться с учетом интересов внедрения и развития гражданских радиотехнологий операторами связи. В законодательстве должна быть закреплена норма об использования части средств, поступающих от операторов связи в качестве платы за использование радиочастотного спектра, на финансирование мероприятий по конверсии радиочастотного спектра. В частности, таким образом планируется финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) радиоэлектронных средств вооружения и военной техники для их использования в других диапазонах радиочастот.

Задачу по координации проведения конверсии радиочастотного спектра и постановке задач на соответствующие НИОКР предполагается возложить на Военно-промышленную комиссию. При этом планирование работ и финансирование мероприятий по конверсии радиочастотного спектра следует осуществлять в рамках государственного оборонного заказа, в том числе в счет средств, поступающих от операторов связи в качестве платы за спектр.

Кроме того, необходимо разработать концепцию электромагнитной безопасности (ЭМБ) населения и обеспечить проведение широкомасштабных исследований влияния электромагнитного излучения на живые организмы РЭС действующих и перспективных сетей (в том числе РЖС сетей 5G и 6G, включая РЭС, работающие в помещениях). Потребуется также разработать рекомендации по обеспечению ЭМБ населения с учетом его возрастной градации и различных сценариев использования РЭС действующих сетей и перспективных сетей связи 5G и 6G и внести изменения в нормы СанПин, определяющие допустимые предельные уровни электромагнитных излучений РЭС в различных диапазонах радиочастот.

Читайте также

В предыдущем материале была освещена ситуация на российском и мировом рынках фиксированной связи и положение дел с экономикой и финансами в отрасли связи.

В следующем материале читайте о предложениях по импортозамещению телекоммуникационного оборудования и реформированию нормативного регулирования телекоммуникационной отрасли, а также об информационной безопасности в сфере связи, исследованиях, разработках и кадровом потенциале отрасли.

Игорь Королев