Разделы

ПО Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Импортонезависимость Конференции

Импортозамещение должно превратиться в технологическую независимость

Импортозамещение идет полным ходом. Однако очевидно, что для целого ряда иностранных решений еще не существует полноценной отечественной альтернативы. Что делать в такой ситуации? Чем импортозамещение должно отличаться от технологической независимости? Об этом говорили участники секции «Импортозамещение», которая прошла в рамках CNews FORUM 2023.

Константин Аксенов: У нас за спиной 15 лет опыта в построении и поддержке клиентских инфраструктур

Kubernetes — это Open Source решение. Однако, работать с ним не так просто, как может показаться. Альтернатива — создание собственного решения, использование облачного сервиса или готовой платформы. О преимуществах и недостатках каждого подхода рассказал Константин Аксенов, технический директор компании «Флант».

CNews: Насколько сложно самостоятельно создать Kubernetes-платформу?

Константин Аксенов: С «ванильным» Kubernetes работать непросто, и, естественно, компании задумываются о том, как эту сложность снизить, а потому смотрят в сторону готовых продуктов или создания собственных решений.

Какие основные сложности возникают с разработкой внутренних решений? Во-первых, сложность с экспертизой. Потребуется очень глубокое погружение в инфраструктуру, Kubernetes и разработку — готовых специалистов не так много, собрать их всех в одном месте еще сложнее. Можно наработать и свою экспертизу, однако такой процесс занимает годы. И не факт, что получится «оторвать» этих сотрудников от их основных задач.

Во-вторых, подбор команды. Этот пункт частично перекликается с предыдущим — в условиях нехватки кадров на рынке будет трудно собрать команду крутых профессионалов. К тому же понадобятся не менее квалифицированные управленцы: техлид, тимлид, менеджер проекта, менеджер продукта. Квалификацию команды необходимо постоянно поддерживать, а опыт и знания передавать дальше.

В-третьих, время на разработку. Разработка с нуля такого большого проекта, как Kubernetes-платформа, съедает немало времени, и здесь не обойтись несколькими месяцами даже для более-менее рабочего MVP. При этом и сам Kubernetes, и все остальные компоненты постоянно обновляются и развиваются — за этим придется постоянно следить, чтобы не отстать.

В-четвертых, поддержка платформы. Чтобы команды поддержки могли работать эффективно, необходимо многократно тестировать свое решение, накопить большой опыт эксплуатации и сформировать подробную документацию. Сделать это даже в большой компании на одной внутренней платформе достаточно сложно и долго. Придется регулярно отвлекать команду разработки, что будет снижать ее ресурс.

В разработке собственной платформы есть один несомненный плюс — компания прокачает свою экспертизу в Kubernetes на максимум.

CNews: Каковы плюсы и минусы использования Managed Kubernetes от облачных провайдеров?

Константин Аксенов: Это удобно и гораздо проще построения своей платформы или работы с «ванильным» Kubernetes — часть вопросов настройки инфраструктуры берет на себя облачный провайдер, у которого есть своя сильная техподдержка и наработки, можно быстро «накликать» необходимые мощности, относительно безболезненно решать вопросы масштабирования инфраструктуры. С точки зрения времени получения услуги Managed Kubernetes — самое быстрое решение. Кроме того, в облаках провайдеров бизнес платит только за фактически потребленные ресурсы.

Главные научные открытия 2024 года для ИКТ-отрасли: выбор CNews
Цифровизация

Однако при работе с облачными провайдерами не сложится серьезная внутренняя экспертиза и всегда будет сохраняться зависимость от конкретного облака. А еще последние годы все ярче обозначается тренд на multi-cloud — когда инфраструктура распределена по нескольким публичным и приватным облакам. В такой ситуации потребность в единой платформе для одновременного управления узлами on-premise и в публичных облаках разных провайдеров особенно возрастает.

CNews: В чем, на ваш взгляд, преимущества Kubernetes-платформы Deckhouse?

Константин Аксенов: Я бы обозначил пять основных моментов. Во-первых, огромный опыт. Deckhouse уже 6 лет работает в production, и у платформы есть подтвержденные внедрения на высоконагруженных проектах — в банках, ретейле, нефтегазовой отрасли и др. У нас за спиной 15 лет опыта в построении и поддержке клиентских инфраструктур, за это время мы отработали десятки тысяч сценариев использования различных компонентов и отладили огромное количество процессов. Кроме того, мы №1 контрибьютор Kubernetes в России и вносим вклад во множество других Open Source-компонентов, которые стали стандартом построения современной корпоративной инфраструктуры.

Исследование CNews Analytics и «Лаборатории Касперского»: как российские компании защищают свои ИТ-системы в облаке
Облака

Во-вторых, готовый продукт со всеми необходимыми функциями, которые закрывают солидный пласт потребностей любого бизнеса. В платформу уже встроены средства автомасштабирования, удобного обновления всех компонентов, продвинутый мониторинг, средства доставки приложений в Kubernetes, инструменты обеспечения безопасности. ИТ-команды и сотрудники ИБ-департамента получают полностью готовую к работе и безопасную среду, способную масштабироваться под потребности бизнеса, а также единый интерфейс для управления инфраструктурой.

В-третьих, большая команда разработки. Почти 70 инженеров фултайм занимаются разработкой и развитием Deckhouse. Кроме того, мы постоянно получаем обратную связь по более чем 200 инсталляциям платформы от инженеров «Фланта», которые используют Deckhouse как решение по умолчанию для обслуживания инфраструктуры клиентов.

В-четвертых, программы обучения, партнерская сеть и сформированное сообщество вокруг продукта. В чате по Deckhouse на вопросы новых пользователей уже отвечают не только разработчики платформы, но и другие пользователи, программу обучения за год будут проходить сотни специалистов, а вакансии с требованием «знать Deckhouse» стали все чаще появляться на профильных ресурсах.

И в-пятых, поддержка от вендора и умение решать любые проблемы. В командах сформировалось четкое разделение на несколько линий поддержки, написаны все инструкции, обработано огромное количество типовых и нетиповых ситуаций, то есть все знают, как действовать, чтобы все работало без сбоев, а если и появляются какие-то проблемы, они устраняются максимально быстро. Качество поддержки и уровень сервиса подчеркивают все наши клиенты.

Наталья Рудычева