Разделы

Цифровизация ИТ в банках Импортонезависимость Ритейл Маркет

От мессенджера к Digital Workspace

Составляя рейтинг корпоративных мессенджеров 2023 г., аналитики Market.CNews детально проанализировали функциональные возможности российских продуктов, представленных на рынке. Результаты показывают, что сегодня решения для коммуникации — это уже не просто мессенджеры, а цифровые рабочие пространства (Digital Workspace), которые содержат большой набор инструментов для общения и взаимодействия сотрудников.

Что такое Digital Workspace

Digital Workspace — это цифровое рабочее пространство, которое представляет собой виртуальную среду для работы и взаимодействия сотрудников внутри организации. Оно объединяет все необходимые инструменты и приложения для выполнения задач, обмена информацией и совместной работы над проектами.

Digital Workspace включает в себя такие элементы, как электронная почта, календари, документы, задачи, чаты, видеоконференции и другие инструменты. Это позволяет сотрудникам работать удаленно, обмениваться информацией и взаимодействовать между собой, независимо от местоположения.

Фото: freepik.com
Digital Workspace — это цифровое рабочее пространство, которое представляет собой виртуальную среду для работы и взаимодействия сотрудников внутри организации

Помимо этого, Digital Workspace позволяет организовать доступ к корпоративным ресурсам и приложениям из любого места и на любом устройстве, что повышает гибкость и эффективность работы.

От мессенджера к Digital Workspace

Эту трансформацию легко объяснить: вместо того, чтобы работать в нескольких приложениях и сервисах сотрудникам компании гораздо удобнее использовать комплексное решение, где будет все – чаты, видеовстречи с возможностью гостевого доступа, совместная работа над документами, а также их поиск и многое другое.

Работая в едином пространстве для коммуникаций, пользователь быстрее находит нужное сообщение или документ, может оперативно собрать встречу, например, на всех участников одного чата, а также использовать чат-ботов для автоматизации рутинных задач.

Отдельно стоит выделить федерации, которые есть у 7 из 13 участников рейтинга. Это специальный режим работы, который позволяет обеспечить сквозные коммуникации между сотрудниками разных организаций будь то структуры одного холдинга или полностью независимые компании.

Таким образом, «просто мессенджер», обрастая новыми возможностями, становится ядром системы унифицированных коммуникаций. Один из самых свежих примеров такого решения – Squadus от компании МойОфис. Продукт выпущен на рынок в апреле 2023 года.

Владимир Толмачев

директор по продуктам МойОфис

По нашей оценке в России объем рынка быстрых корпоративных коммуникаций в 2022 году составил ₽36 млрд и будет расти ежегодно на 20-30%. Еще три года назад мы поняли, что рынку требуется продукт, который поможет командам структурировать общение и упростить работу над документами. Поэтому мы создали Squadus.

Мы изначально разрабатывали это решение не как корпоративный мессенджер, а как цифровое рабочее пространство с разными типами чатов для структурирования общения, умным поиском по всему массиву данных, возможностью совместной работы над документами.

Факторы, действующие на рынке

На данный момент есть несколько ключевых факторов, способствующих развитию унифицированных коммуникаций и, в частности, корпоративных мессенджеров:

  • Легкость перехода от публичных мессенджеров и, особенно, возможность миграции с западных корпоративных решений, таких как MS Teams, Cisco Webex, Slack, Skype for business;
  • Обеспечение информационной, технологической и инфраструктурной безопасности;
  • Создание и развитие экосистемы связанных сервисов и интеграций со внешними системами, продуктами и экосистемами.

Так, протоколы для взаимодействия с Active Directory, Microsoft Exchange, Cisco и другими системами есть у другого участника рейтинга - мессенджера Росчат. У вендора действует пилотная программа, позволяющая компаниям, подпадающим под требования регуляторов, попробовать наш продукт.

Артем Чепрак

генеральный директор АО «Информтехника и Связь»

Важно отметить, что рынок инерционен, компании не спешат менять ИТ-решения, к которым они привыкли. И если вендор, например, Microsoft или Cisco, не ведет себя так резко, как Slack, который одномоментно закрыл аккаунты российских пользователей, то бизнес в силу привычки продолжает пользоваться ранее выбранным решением.

Но в конечном итоге и Microsoft, и Cisco тоже ушли. Кроме того, нет никакой гарантии, что в какой-то момент они не поступят, как Slack. Все это приводит к тому, что на данный момент риски использования решений ушедших вендоров превышают риски перехода на отечественное решение. Мы ожидаем, что процесс активного перехода начнется в следующем году.

Разработчики Росчат занимаются поддержанием аспектов безопасности, от шифрования и интеграции с DLP-системами до кластеризации и резервирования. Некоторое время назад был запущен интегрированный сервис видеоконференций, выполнены интеграции с различными системами, включая системы контроля и управления доступом, системы аутентификации и корпоративными телефонными сетями в различных конфигурациях.

В ноябре продукт был сертифицирован на совместимость с ОС Аврора и системой управления мобильными устройствами Аврора Центр.

Расширение функционала и потенциал в части ВКС

Все игроки последние два года развивают функционал своих детищ ускоренными темпами. Основным ориентиром при этом остается Microsoft Teams.

Облачные тренды-2030: как будет меняться ИТ-климат
Облачные тренды

Так, в части мессенджеров есть большой потенциал в росте количества участников чатов и ВКС, возможности записи звонков, развития интеграций с Outlook. Кроме того, компании планируют развивать ролевую модель и добавлять статусы пользователей.

Сергей Артемов

директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress

Вектор развития у eXpress устойчивый: в планах на 2024 год — реализовать в своем продукте основную функциональность Microsoft Teams и расширять портфель SmartApps. Это интеграции с бизнес-приложениями в разных клиентах — мы хотим создать свой магазин решений для стандартных или узкоотраслевых систем заказчиков.

Я убежден, что рынок корпоративных мессенджеров будет расти, но количество игроков будет уменьшаться, так как ведущая тенденция сейчас — это укрупнение. Мы прогнозируем, что в итоге 80% отечественного рынка корпоративных мессенджеров и систем унифицированных коммуникаций будет сосредоточено у 20% вендоров.

Расширение функционала позволяет захватить больше внимания пользователей и снизить их переходы в другие приложения для решения бизнес-задач. И вновь мы приходим к идее единого цифрового пространства для всех сотрудников компании.

Заключение

Расширение функционала корпоративных мессенджеров является необходимым условием для улучшения качества коммуникации и повышения эффективности общения.

В настоящее время мессенджеры используются не только для обмена текстовыми сообщениями, но и для передачи голосовых сообщений, фотографий, видео и других типов контента. Расширение функционала позволяет пользователям более удобно общаться друг с другом и выполнять задачи связанные с работой.