Разделы

Цифровизация Маркет

Андрей Врацкий, CEO eXpress: Просто мессенджер никому не нужен. Важна экосистема

Платформа eXpress второй год подряд является лидером рейтинга корпоративных мессенджеров от ИТ-маркетплейса Market.CNews. Итогами уходящего года и планами на ближайшую перспективу поделился Андрей Врацкий, CEO eXpress.

Итоги года и тренды на рынке

Market.CNews: Андрей, добрый день! Давайте начнем с итогов. Как вы оцениваете 2022-2023 годы на рынке корпоративных мессенджеров?

Андрей Врацкий: Это был период активного роста российского рынка цифровых коммуникаций. Мы за этот год выросли в 2 раза по всем показателям: по выручке, по числу клиентов, по количеству пользователей.

Все больше заказчиков осознают необходимость использования корпоративных мессенджеров взамен общедоступных, чтобы информация не покидала цифровой контур компании, и все рабочие вопросы решались во внутренних корпоративных чатах, а не внешних. Этот тренд развивается постепенно, без сильных всплесков, поэтому мы говорим об эволюции, а не о революции.

Все клиенты, особенно успевшие поработать в Microsoft Teams, признают, что в одном решении должны быть и чаты, и видеоконференции, и другой функционал. Они ждут этого от российских решений, а мы в свою очередь идем по этому пути. Просто мессенджер сегодня никому не нужен. Важна экосистема, включающая как мессенджер и ВКС, так и, желательно, почту и телефонию.

С технической точки зрения на рынке победила концепция Федерации. Речь о возможности общаться в приложении не только внутри компании, но и с внешними пользователями этого же мессенджера. Мы первые в мире, кто реализовал Федерацию в самом полном смысле этого слова, и я горжусь нашей командой, которая смогла создать самый сложный протокол из существующих сегодня.

Просто мессенджер сегодня никому не нужен. Важна экосистема

Market.CNews: О режиме Федерации заявили многие вендоры. Чем ваша Федерация отличается от других?

Андрей Врацкий: С нашей подачи это слово стало трендом, теперь все за него хватаются. Но стоит отличать полноценную Федерацию от отдельных мостиков, созданных вручную между разными инсталляциями.

Концепцию таких мостиков много лет назад опробовал Microsoft и понял ее бесперспективность. Можно объединить в сеть 2-3-4 компании и управлять этой интеграцией вручную. Но управлять интеграцией из 15 компаний невозможно, так как администраторы просто не договорятся между собой об открытии нужных портов, создании разрешающих правил для фаерволов и т.д. Поэтому мы сразу решили, что Федерация должна быть глобальной сразу для всех, и реализовали эту идею.

Рано или поздно в Федерации начинает работать сетевой эффект. Мы его уже ощущаем

На данный момент в Федерации eXpress почти миллион пользователей. За ближайший год, я думаю, цифра удвоится, и начнет работать сама на себя. Возникнет сетевой эффект: ценность сети будет расти для всех участников с каждым новым участником. И eXpress на сегодня — единственное решение, на базе которого может строиться такая сеть.

Market.CNews: В последнее время вы часто говорите про смартаппы и первые проекты в этой сфере. За смартаппами будущее?

Андрей Врацкий: Смартаппы — это еще один сильный тренд на рынке, который мы видим и который важен для конечных заказчиков. Всем нужна мобильность, но мобильная разработка — больной вопрос в любой компании. Раньше проекты занимали не меньше года-двух от старта работ до выхода в продакшн. Смартаппы сокращают это время до нескольких месяцев и даже недель.

Суперапп (англ. SuperApp) — это мобильное приложение, объединяющее в себе несколько сервисов и платформ для удобства пользователей, например, функции мессенджера, ВКС, электронной почты, корпоративного портала, документооборота, кадровых сервисов и пр.

Смартапп (англ. SmartApp) представляет собой часть супераппа. Это графическое приложение, обеспечивающее мобильный доступ к корпоративным системам и сервисам компании.

При создании супераппа мы сразу проходим полную проверку информационной безопасности, проверяем канал передачи данных, проходим аттестацию, а потом накрываем этой защитой каждый новый смартапп, вследствие чего и разворачиваем их очень быстро. Именно этот подход — «накрыть все единой защитой» — и позволяет добавлять в суперапп новые сервисы так быстро.

Дальше мы делим смартаппы на «толстые» (полноценное Web-приложение, которое необходимо разрабатывать, мы научились с такими работать в прошлом году) и «тонкие» (уже существующий Web-фронт, к которому достаточно прикрутить наши коннекторы, это наше достижение 2023 года). Следующий шаг — «тонкие» смартаппки no-code без участия разработчиков, только силами инженеров, это еще больше упростит процесс их создания.

Как подход к разработке приложений смартаппы уже победили, те заказчики, кто выбрал эту технологию, не дадут соврать. Однако работать с ними на данный момент может только eXpress. Когда-нибудь до этого дойдут остальные игроки (но сначала безопасность! Без нее не получится).

Смартаппы как подход к созданию приложений уже победили

Поддержка российских ОС и сертификация

Market.CNews: Недавно вы получили сертификаты соответствия РЕД ОС и Astra Linux. Расскажите об этом подробнее. Планируете ли поддержку ALT Linux, Основы, Авроры?

Андрей Врацкий: Доля российских ОС растет, и мы адаптируем все наши решения под них. Десктопные версии ПО поддерживают их уже давно. Мобильные ОС раньше были мало распространены, но за последний год заметно прогрессировали, и мы обеспечили их поддержку.

В целом, рынок движется в сторону ПАК (программно-аппаратных комплексов) — российских смартфонов с российской ОС и российским ПО.

Доля российских ОС растет, и мы адаптируем все наши решения под них

Market.CNews: Также вы уделяете большое внимание сертификатам ФСТЭК и шифрованию по ГОСТ. Процесс их получения длился более года. Почему так долго и что пришлось изменить в продукте?

Андрей Врацкий: Менять ничего не пришлось, наша архитектура исходно построена на принципах полной безопасности данных. Первый сертификат на 6-й уровень доверия мы получили в 2020 году. В этом году подтвердились на 4-й уровень. Длительность процесса обусловлена длительностью самих процедур — подачи заявки, ее рассмотрения, проверки исходных кодов и т.д.

Market.CNews: Какие реальные выгоды сертификация дает вашим клиентам?

Андрей Врацкий: Наличие сертификатов дает клиентам возможность обрабатывать персональные данные и коммерческую тайну в наших приложениях. В первую очередь это важно для ФОИВ и госкорпораций, в регламентирующих документах которых наличие сертификатов прописано как базовое требование.

Наличие сертификатов ФСТЭК и шифрования по ГОСТ дает возможность клиентам обрабатывать персональные данные и коммерческую тайну в наших приложениях

Масштабы внедрений

Market.CNews: Самое масштабное ваше внедрение, если мы не ошибаемся, это РЖД. Можно ли побить этот рекорд?

Андрей Врацкий: По количеству пользователей — безусловно да, но есть еще несколько метрик, которые можно применять.

Если мы говорим о количестве пользователей, то РЖД — наш самый крупный проект, приложением пользуется несколько сотен тысяч человек, но это в принципе самая крупная корпорация в России, к примеру, в Росатоме списочных сотрудников примерно вдвое меньше. Поэтому по числу пользователей РЖД есть и будет лидером с большим отрывом.

В РЖД нашей платформой пользуется несколько сотен тысяч человек, в Росатоме десятки смартаппов, а в Норникеле проникновение супераппа уже больше 50%

Другая важная метрика — доступный пользователю функционал или количество смартаппов в приложении. В этом плане лидер — Росатом. В приложении уже сейчас более 10 смартаппов, а в перспективе ожидается много больше.

Или есть третья метрика, очень интересная, — доля сотрудников, перешедших на платформу. В этой номинации рекордсменом является Норникель. Благодаря переносу на платформу важных сервисов компании корпоративное приложение Суперника на базе eXpress установили более половины всех сотрудников всего за полгода.

Рекламаerid:2SDnjcmvpREРекламодатель: ООО "Анлимитед Продакшен"ИНН/ОГРН: 7707374437/5167746246080Сайт: https://express.ms/