Разделы

ПО Бизнес Импортонезависимость Техника Аутсорсинг Облака

Олег Тремзин, Softline: За этот год значительный рост и развитие показали направления, связанные с техподдержкой и аутсорсингом

После ухода западных вендоров с российского рынка многие компании оказались в непростой ситуации: техническая поддержка уже внедренных зарубежных решений стала недоступна, а переход на использование отечественного оборудования и ПО требовал больших финансовых вложений. Компания Softline предложила решение этих проблем, взяв на себя полное техническое сопровождение иностранных систем и оказание услуг по миграции на российские продукты. Олег Тремзин, директор по сервисам в России группы Softline, рассказал о том, какие ИТ-услуги были наиболее востребованы среди заказчиков в этом году, поделился основными достижениями компании и планами на будущее.

CNews: Расскажите о сервисном направлении группы Softline. Сколько ему лет, чем вы занимаетесь?

Олег Тремзин: Сервисное направление существует в компании более десяти лет и изначально было организовано как вспомогательное для развития лицензионного бизнеса, чтобы предоставлять клиентам дополнительные услуги. В последние годы направление активно развивается и растёт. На сегодняшний день в составе сервисного направления мы выделяем инфраструктурные решения, техподдержку и аутсорсинг, услуги на базе собственных облаков Softline, бизнес-консалтинг и бизнес-разработку. Мы также обладаем серьезной экспертизой в образовательном сегменте и решениях для транспорта. Кроме того, мы предоставляем услуги по заказной разработке, представленные активами компаний «Девелоника» и Bell Integrator. Наша основная цель — помогать заказчикам максимально эффективно использовать возможности информационных технологий для роста и развития их бизнеса.

Наше подразделение занимает в компании активную позицию. Мы развиваемся и растем за счет новых бизнесов с сервисной экспертизой. В этом году создали группу компании SL Soft, специализирующуюся на разработке собственных бизнес-решений. Приобрели долю в ГК «Борлас» (управленческий и ИТ-консалтинг) и компанию-разработчика АКБ «Барьер».

Олег Тремзин, Softline: За этот год значительный рост и развитие показали направления, связанные с техподдержкой и аутсорсингом

CNews: Какое направление (или направления) внутри сервисного подразделения Softline можно выделить как приоритетное и почему?

Олег Тремзин: За этот год значительный рост и развитие показали направления, связанные с техподдержкой и аутсорсингом, особенно в части работы с зарубежными системами. Это связано с тем, что в прошлом году большинство западных производителей покинули российский рынок, оставив компании без технической поддержки по внедренным продуктам. Мы взяли на себя полноценное сопровождение решений таких производителей как Microsoft, IBM, Cisco, Huawei, VMware, Dell, Oracle, Citrix и др., чтобы обеспечить эффективное функционирование инфраструктуры наших заказчиков.

CNews: Если сравнить запросы, ожидания клиентов в 2022 и в 2023 году, что изменилось?

Олег Тремзин: Если в прошлом году заказчики еще задавались вопросом, вернутся ли зарубежные производители, в этом году большинство из них уже определились, с какими решениями будут работать. В государственных организациях и компаниях с государственным участием активно тестируют и внедряют российские системы. Крупные коммерческие клиенты в основном приняли решение о дальнейшем использовании зарубежных систем.

Ответственность за работоспособность оборудования и ПО легла на ИТ-компании, такие как Softline. Чтобы качественно оказывать эту поддержку, мы постоянно наращиваем экспертизу, обучаем и нанимаем персонал. Мы также инвестируем в развитие компетенций в области российских решений, так как для успешной миграции с западной системы на российскую необходимо досконально разбираться в обеих.

Помимо этого, отмечается рост интереса к российским облачным технологиям со стороны заказчиков. Они понимают, что использование зарубежных облачных сервисов — это риск, из-за чего многие уже перевели свои инфраструктуры в Россию. Текущие мощности постепенно заканчиваются, поэтому активно идет проектирование и строительство новых ЦОДов.

CNews: Как вам удается обеспечивать качество сервисной поддержки клиентов на уровне глобальных вендоров?

Олег Тремзин: Несомненно, зарубежные вендоры задали высокую планку качества поддержки решений, поэтому для нас крайне важно соответствовать ожиданиям наших заказчиков. В особенности это касается крупных компаний, имеющих довольно жесткие требования к компетенциям специалистов и уровню SLA.

Для того чтобы обеспечить наивысшее качество сервисной поддержки, мы постоянно повышаем квалификацию наших специалистов, разрабатываем новые решения и совершенствуем существующие. Мы также проводим мониторинг и оценку качества обслуживания, анализируя обратную связь со стороны наших клиентов и корректируем нашу работу в соответствии с их запросами и потребностями. Важным моментом является грамотное управление процессом поддержки, что позволяет нам быстро и эффективно решать возникающие проблемы и обеспечивать высокий уровень удовлетворенности клиентов.

CNews: Как бы вы оценили темпы перехода с западных решений на российские?

Олег Тремзин: Миграция и интеграция систем — это длительный процесс. Цикл перехода может составлять от трех до десяти лет. По сути, сейчас мы создаем «лоскутное одеяло», встраивая российские системы в зарубежный ландшафт. Кто-то из клиентов идет более быстрыми темпами и уже начинает интеграцию бизнес-систем, кто-то только тестирует инфраструктурные решения и делает отдельные шаги по миграции некритичных для бизнеса систем. Если оценивать долю использования российских решений в общем периметре ИТ-инфраструктуры заказчиков, я бы оценил ее приблизительно в 20–30%. Клиенты не торопятся, и их можно понять. Они опасаются, что не все будет работать, не готовы мириться с меньшей функциональностью по сравнению с той, к которой привыкли. Отечественные решения часто приходится глубоко дорабатывать, адаптировать под нужды заказчиков. В то время как западные решения созданы с запасом на годы. Российский бизнес в свое время вложил в них огромные деньги, и пока они продолжают работать, многие компании переход на отечественные системы даже не рассматривают.

CNews: Но рано или поздно этот момент наступит. Как вы считаете, когда?

Олег Тремзин: Основная проблема заключается в том, что внедренные ранее системы больше не развиваются. Заказчики окукливают их, делают закрытые контуры. Но бесконечно так работать невозможно. Рано или поздно бизнес-процессы потребуют новых функций, решений, технологий. И вот они уже будут реализовываться на российских продуктах. Компании останутся на западных решениях, пока могут, но по мере необходимости будут дополнять их российскими.

CNews: Если взглянуть на рынок в целом, какие наиболее актуальные тенденции и тренды — возможно, проблемы — вы бы отметили?

Олег Тремзин: В целом на рынке можно выделить несколько актуальных тенденций. Во-первых, одной из главных проблем является растущая конкуренция среди производителей отечественных ИТ-решений. Это приводит к тому, что заказчикам становится все сложнее выбрать, с кем сотрудничать. Во-вторых, компании ищут опытных и квалифицированных специалистов для работы над своими проектами, им важно знать, имеет ли компания опыт выполнения подобных проектов в прошлом. Также заказчиков интересуют гарантии на внедряемые системы и возможность получения надежной технической поддержки в долгосрочной перспективе.

Чтобы повысить и укрепить уровень доверия со стороны заказчиков к нашей компании, мы активно совершенствуем свои навыки и компетенции, привлекаем новых специалистов, обучаем и сертифицируем инженеров в области отечественного программного обеспечения и аппаратных решений. Это позволяет нам предоставлять услуги на самом высоком уровне.

Мы тщательно подходим к формированию нашей команды, приглашая в нее только профессионалов, обладающих широкой экспертизой, знаниями и опытом в различных областях информационных технологий. В отделе технической поддержки работают более ста специалистов, каждый из которых является экспертом в своей области. Такое разнообразие навыков и компетенций позволяет нам предлагать клиентам комплексные решения для удовлетворения всех их потребностей.

Кроме того, мы постоянно совершенствуем наши продукты, расширяем их функциональность и адаптируем под новые требования рынка. Мы стремимся упростить заказчикам процесс выбора партнера для сотрудничества и обеспечить долгосрочную поддержку внедряемых систем.

CNews: На что же стоит ориентироваться?

Олег Тремзин: Основная проблема, если оценивать текущий рынок, заключается в обеспечении взаимодействия нескольких систем между собой. Их выпускают разные производители, активно их дорабатывают, но даже этого не всегда бывает достаточно для корректной работы с другими системами.

В ответ на эту проблему мы разработали экосистему SL Universe. Это полностью импортозамещенная экосистема, основанная на российском оборудовании. В качестве базовой операционной системы мы выбрали ОС «МСВСфера». Это российская разработка, включенная в Реестр отечественного ПО. Основные сервисы размещены на мощностях облака Softline, что позволило нам включить в экосистему как наши продукты, так и наших партнеров. В результате получилась готовая к работе полноценная ИТ-инфраструктура, включающая в себя все системы, необходимые для ведения бизнеса: инфраструктурные сервисы (ОС, офисные приложения, рабочие места), системы ИБ, коммуникации (почта, телефония, мессенджеры, работа с документами), аппаратное обеспечение. И, что особенно важно, мы доработали ее на совместимость с другими системами, которые уже есть у заказчика. Даже в случае возникновения каких-либо трудностей, наши специалисты смогут донастроить SL Universe так, чтобы все работало.

CNews: Эта экосистема подойдет любой компании?

Олег Тремзин: Да. Мы создавали SL Universe достаточно гибкой и открытой, чтобы ее можно было не только настроить на «сотрудничество» с другими системами, но и адаптировать под специфику бизнеса. Уникальность SL Universe в том, что мы первыми на рынке предложили подобное универсальное комплексное решение, не только полностью готовое к работе и заменяющее зарубежные сервисы, но и совместимое с другими системами и включающее в себя техподдержку 24/7. Переход с одной системы на другую всегда сопряжен с большими сложностями и стрессом. SL Universe мы разработали так, чтобы этот переход происходил максимально бесшовно для наших заказчиков.

CNews: Расскажите о крупных интересных проектах, над которыми вы работали в этом году.

Олег Тремзин: Проектов десятки, они разноплановые и каждый по-своему интересен. Например, у нас много проектов в сфере образования — мы создаем высокотехнологичную среду в вузах, оборудуем школы и детские технопарки. Это не всегда самые масштабные и сложные проекты, но для нас это важная и интересная часть работы.

Если говорить о крупных и сложных проектах, то сейчас на первом плане для компаний надежность, безопасность и эффективность инфраструктуры — экономическая в том числе. Важно не только, чтобы все безотказно работало, но и чтобы — очень желательно — решение было выгодным, позволяющим сэкономить средства.

Выше мы говорили о том, что сейчас вся нагрузка по поддержке западных решений легла на российские ИТ-компании. В этой сфере мы обладаем одной из самых сильных экспертиз на рынке, за счет чего можем браться за проекты, от которых по разным причинам отказываются другие игроки рынка. В частности, Softline на сегодняшний день единственная компания в России, которая предоставляет проактивную поддержку ИТ-инфраструктуры на базе продуктов Microsoft. В этом году мы разработали стратегию резервного копирования и восстановления Active Directory для авиакомпании «Якутия» и отработали все процедуры по аварийному восстановлению Active Directory c нуля — так, чтобы даже в случае серьезного инцидента можно было обеспечить непрерывность ведения бизнеса и свести к минимуму потерю данных. Мы также стали единственной компанией, которая оказалась готова обеспечить круглосуточную поддержку всех решений Microsoft для одного из ведущих российских производителей цемента.

Для «Норникеля» мы делаем большой проект по оптимизации управления программными активами. Начали мы этот проект с внедрения ПО западного вендора. После его ухода с рынка возник вопрос импортозамещения. Команда Softline проанализировала представленные на рынке продукты, и в итоге мы остановились на разработке собственного решения с использованием ПО Softline для дискаверинга — iTMan, которое собирает данные в режиме реального времени и обрабатывает их с помощью ИИ. Как результат, «Норникель» получил эффективный инструмент повышения прозрачности бизнеса и контроля затрат на ИТ.

Но самые масштабные и сложные проекты — это аудит ИТ-систем клиентов, которые переводят бизнес из международного в российский, и разработка плана безопасной миграции систем в российский периметр на отечественные решения. Мы разработали систему, в рамках которой все бизнес-критичные системы заказчика переводятся на российскую территорию или на российские решения в срок от месяца до года.

CNews: Насколько это сложный процесс?

Олег Тремзин: Довольно сложный. Главная трудность заключается в том, что приходится взаимодействовать с международными корпорациями. Когда готовится сделка по приземлению какого-то зарубежного актива и становления его российским, на первой же стадии зарубежный участник может отключить компанию от всех систем. В этом случае дальнейшую работоспособность инфраструктуры обеспечить практически невозможно. Поэтому приходится договариваться с зарубежной компанией, рекомендовать им оставить какие-то системы на поддержке. Разрабатывать четкий, выдержанный, понятный план, при этом безопасный для российской компании, чтобы ее инфраструктура и бизнес-решения продолжали функционировать. Это очень трудоемкая и кропотливая работа.

CNews: За счет каких ресурсов вы справляетесь с такими сложными проектами?

Олег Тремзин: Для большей части проектов достаточно наших собственных ресурсов и экспертизы. У нас работают опытные и компетентные инженеры, аналитики, программисты, архитекторы, тестировщики. Мы активно растем за счет новых ресурсов, нанимаем целые команды с рынка. Там, где у нас недостаточно своей экспертизы, мы идем по более простому пути: не создавать ее с нуля, а приобретать готовую.

CNews: Вы говорили, что в последние годы сервисное подразделение активно растет. Какие направления будете развивать в первую очередь?

Олег Тремзин: В первую очередь мы планируем запустить практику на основе наших собственных решений, которые наш вендорский бизнес сейчас активно продвигает на рынке. Это продукты компании SL Soft, которую мы создали в апреле этого года, платформа цифрового документооборота «Цитрос», системы автоматизации HR-задач «Босс», инструмент текстовой аналитики Preferentum, BI-решения Polymatica. Спрос на российские бизнес-решения растет, и мы хотим занять долю в этой нише.

Мы также продолжим усиливать блок техподдержки — как своими силами, так и нанимая дополнительный персонал, — и продвигать экосистему SL Universe как единую инфраструктуру для решения задач наших клиентов.

Помимо этого, мы планируем и дальше инвестировать в активное развитие собственных облачных решений и сервисов Softline, разрабатывать новые продукты, отвечающие требованиям рынка и соответствующие спросу со стороны наших заказчиков.

erid:2SDnjf1CYmvРекламодатель: ПАО СофтлайнИНН/ОГРН: 7736227885/1027736009333Сайт: https://softline.ru/