Как рынок SRM-систем реагирует на внешние вызовы
С какими вызовами столкнулись компании-потребители SRM-решений за последние два года и как они отразились на развитии отрасли, рассказывает Роман Гнатко, коммерческий директор «Норбит» (входит в группу «Ланит»).
Стратегии миграции
В 2022–2023 гг. после массового оттока крупных иностранных вендоров и ведущих консалтинговых агентств с российского рынка SRM-систем отечественные компании столкнулись с целым рядом проблем. В первую очередь появился дефицит решений и сервисов необходимого уровня зрелости, резко сократились бюджеты инвестиционных проектов и были пересмотрены сроки их реализации. Возникли проблемы и с квалифицированными кадрами. Все это привело к кардинальному пересмотру стратегий развития в области закупок и взаимодействия с поставщиками.
В самой сложной ситуации оказались те, кто использовал облачные платформы зарубежных гигантов — запаса времени у них не было, сохранить устойчивость возможно было, только экстренно мигрировав на альтернативный российский софт. Компании с on-prem системами были не так ограничены и переходили на новые решения планово, с учетом их доступности и развития. Они выбирали в зависимости от задач из продуктов B2B-center, Bidzaar, «Норбит» (Norbit SRM), Агора, iSource, Альтимета и других. А бизнес с высоким уровнем зрелости закупочной функции, предъявляющий серьезные требования к возможностям решения, предпочел вариант совместного развития необходимого ПО с вендором или интегратором.
«Черные лебеди»
В 2023 году компании в целом отошли от шока, вызванного событиями 2022 года, но влияние внешних факторов оставалось все еще очень высоким. С учетом имеющихся негативных последствий и сохранением высоких рисков для бизнеса руководители закупочных функций обратили внимание и направили основные усилия на четыре направления и соответствующие им мероприятия.
Поддержание уровня надежности поставок в контексте сложностей с закупкой требуемой номенклатуры:
- обеспечение качества данных и справочников НСИ,
- внедрение/оптимизация управления данными и внедрение системы класса MDM,
- организация эффективных процессов коммуникации — внутренних и с поставщиками,
- использование инструментов аккредитации для контроля надежности поставщиков,
- оперативная квалификация и аудит новых поставщиков,
- использование рейтингов для управления поставщиками критической номенклатуры.
Компенсация сложностей с организацией импортных поставок:
- качественное управление поставщиками,
- использование высококлассных логистических операторов,
- гибкость бизнес-процессов и систем,
- плотное взаимодействие с финансовой службой.
Нивелирование роста цен, в том числе в связи с удорожанием номенклатуры и перестройкой цепей поставок:
- использование возможностей различных электронных торговых площадок (ЭТП,)
- оптимизация процессов и внедрение систем, чтобы справляться с теми же или возросшими объемами работы прежней или даже сокращенной командой,
- применение маркетплейсов и аутсорсинга для малоценных закупок,
- централизация закупочной функции, выделение категорийного управления,
- пересмотр существующих категорийных стратегий (диверсификация или переход к партнерству),
- организация ОЦО.
Необходимость построения целостного и прозрачного процесса закупок на системной основе:
- внедрение НСИ/MDM,
- автоматизация сквозного процесса Source-to-Pay на базе SRM-решения,
- перевод в цифру всей цепочки P2P,
- внедрение инструментов аналитики и отчетности.
Трансформация требований
В 2022-2023 гг. наблюдался повышенный интерес со стороны корпоративных клиентов к автоматизации практически всех процессов закупочной деятельности.
Вместе с тем появился интерес и к отдельным функциям SRM-систем. В частности, в ходе проведения закупок товаров или услуг многие заказчики хотели бы видеть предложения для аналогов и заменителей, а также иметь возможность оценивать квалификацию поставщиков. Кроме того, появилась потребность в системах SRM, где предусмотрена возможность взаимодействия с партнерами по различным каналам коммуникации (почта, электронные площадки, порталы, операторы ЭДО) и на разных этапах закупочного процесса (анализ рынка, закупочные процедуры, договоры, заказы, работа со счетами и оплатами).
Характерно, что в 2022 и 2023 гг. запросы на автоматизацию процессов закупок значительно отличались друг от друга. Так, в конце 2022 — начале 2023 года главенствовали процессы стратегических закупок: анализ потребности, формирование стратегии и выбор поставщиков, управление договорами и базой поставщиков. Реагировать на возникшие проблемы с источниками поставок нужно было максимально оперативно.
Во второй половине 2023 года — начале 2024 года требования существенной части заказчиков уже предусматривали автоматизацию сквозного процесса «от потребности до взаиморасчетов с поставщиками» или автоматизацию операционных закупок (формирование заявок, закупки из каталога, размещение и экспедирование заказов, контроль поставок, приемка, претензионная работа и оплата). Причины — в необходимости эффективного мониторинга, контроля новых цепочек поставок и в сокращении операционных затрат.
Тренды и взгляд в будущее
Говоря о рынке SRM-систем, нельзя не упомянуть основные тренды, на которые сегодня ориентируются компании-разработчики. Учитывая повышенные требования к скорости реакции на изменения, особенной популярностью пользуются решения на базе low-code подхода. Именно они дают нужную адаптивность и маневренность, а также снижают критичность кадрового дефицита.
Вторая ощутимая тенденция — переход на микросервисную архитектуру. Сейчас бизнес не готов месяцами ждать внедрений систем для автоматизации закупок (раньше такие проекты занимали не менее 10-12 месяцев), а также стремится к максимальной экономии ресурсов, не только бюджета, но и времени и сил специалистов. ИТ-ландшафт масштабируют постепенно, добавляя приоритетные для бизнеса процессы и тестируя каждый элемент, минимизируя стоимость ошибки. Другими словами, первым внедряется коробочное решение, а затем, по мере «взросления», роста или изменения стратегии, оно дополняется новым функционалом.
Помимо этих технологических акцентов, наблюдается изменение подхода к использованию методологической поддержки проектов внедрения. Такое сопровождение теперь требуется не только до старта проекта, но и на всем его протяжении вплоть до этапа постпроектной поддержки. Это позволяет подобрать правильные инструменты и менять их по мере развития функции закупок или с появлением новых вводных со стороны бизнеса или внешнего мира.
Одной только автоматизации процесса закупок больше недостаточно, она должна быть реализована в комплексе с бизнес-консалтингом, доработкой смежных систем, повышением квалификации персонала. Поэтому крайне значимой становится зрелость решения и команды внедрения. Иначе есть реальный риск получить «узкое горлышко», а еще потратить бюджет на решение, которое потеряет свою актуальность в течение пары лет.
Именно поэтому при разработке нашего собственного решения Norbit SRM мы привлекали не только внутреннюю экспертизу своей команды, но и профессионалов с отраслевым опытом — директоров по закупкам крупных компаний, а также специалистов с развитыми консалтинговыми компетенциями из Big4.
Очевидно, что в ближайшее время рынок SRM-систем сохранит курс на переход на российские решения. После экстренной замены отдельных блоков большее внимание будет уделяться целостности процессов и данных, затрагивающих сразу несколько внутренних и внешних систем, например, SRM, ERP, СЭД и ЭТП. Кроме того, ряд компаний продолжит трансформацию закупочной функции. Вполне вероятно, что появятся разработки, предполагающие перестройку бизнес-процессов, а также упрощение взаимодействия с внутренними подразделениями и поставщиками. Предположительно, решив основные проблемы с поддержкой и адаптацией закупочных процессов под новую реальность, компании более предметно начнут тестировать новые технологические инструменты на базе ML и RPA.
Вместо резюме
Изменения произошли действительно колоссальные. Российские компании до сих пор находятся в сложном положении. Многие все еще в процессе выбора оптимальных решений. Чтобы упростить для них трансформацию, мы собрали всё об автоматизации закупок в один большой гайд — SRMBook. В нем есть описание стратегий и подходов к выбору систем и инструментов для эффективного управления закупочными процессами в нынешних реалиях. Это опыт Центра компетенций «Норбит», подкрепленный внутренними данными и результатами исследований.
■ Рекламаerid:LjN8KUpfJРекламодатель: ООО «НОРБИТ»ИНН/ОГРН: 7702314674/1027700305490Сайт: https://www.norbit.ru