Разделы

Маркет

МЧД: обзор главного законодательного новшества 2024 г. в сфере ЭДО

В современном цифровом мире, где электронные документы становятся все более распространенными, вопрос подтверждения авторства и правомочности подписи остается актуальным. В этом контексте вступают в игру машинно-читаемые доверенности (МЧД) — инновационный инструмент, предназначенный для упрощения процесса подписания электронных документов и обеспечения безопасности электронного документооборота.

В данной статье мы рассмотрим цели внедрения МЧД, их определение, а также основные преимущества и недостатки этого инструмента в современном бизнес-окружении.

Общие сведения

МЧД является электронным вариантом обычной бумажной доверенности, используемой для утверждения электронных документов. В ней содержится информация о том, кто выдает доверенность (доверитель), кому она предоставляется (уполномоченному сотруднику), а также о их конкретных правах и обязанностях.

Основная цель внедрения машинно-читаемых доверенностей (МЧД) состоит в том, чтобы подтвердить, что сотрудник или контрактный работник имеет право подписывать электронные документы от имени организации.

МЧД является электронным вариантом обычной бумажной доверенности, используемой для утверждения электронных документов

Доверенность подписывается директором компании с использованием квалифицированной электронной подписи (КЭП). При представлении отчетности или утверждении счетов-фактур сотрудник прикрепляет МЧД к пакету подписанных документов.

Перейти к обзору СЭД 2024

Примеры реализации МЧД в отдельных СЭД

Вендоры реализуют возможность работы с МЧД в виде встроенного функционала и дополнительных модулей, подключаемых через маркетплейс решений.

На примере СЭД ELMA365 ECM

В СЭД ELMA365 ECM предусмотрен бесплатный модуль «Управление МЧД». Он позволяет выдавать сотрудникам машиночитаемые доверенности, автоматически регистрировать их через распределенный реестр ФНС и хранить в интерфейсе ELMA365. «Управление МЧД» помогает:

  • автоматизировать процесс оформления доверенностей в электронном виде по утвержденному ФНС формату;
  • выдавать доверенности физическим лицам или зарегистрированным индивидуальным предпринимателям;
  • выбирать тип доверенности и указывать сведения о передаваемых полномочиях;
  • подписывать доверенности квалифицированной электронной подписью доверителя организации;
  • автоматически регистрировать выданные доверенности в распределенном реестре ФНС;
  • вести учет действующих и истекших доверенностей, сохраняя их в отдельном приложении.

Модуль состоит из трех компонент:

  • модуля для оформления доверенностей,
  • модуля для маршрутизации доверенностей,
  • модуля интеграции с сервисами Диадок и Контур.Довернности для автоматической регистрации доверенностей через распределенный реестр ФНС, отзыва и отслеживания их статуса.

На примере СЭД ТЕЗИС

СЭД ТЕЗИС поддерживает и развивает функциональность работы с машиночитаемыми доверенностями.

В системе реализована возможность использования машиночитаемых доверенностей созданных на сайте ФНС или других системах, как при подписании и отправке документов с ЭП через систему Диадок, так и при работе с внутренними документами.

Система позволяет выбирать сотруднику при подписании одну из нескольких МЧД, выпущенных на его имя, в зависимости от типа подписываемого документа и необходимых полномочий при подписании.

Что ждут пользователи от российской системы ВКС?
Импортонезависимость

В СЭД ТЕЗИС доступна поддержка нескольких наиболее востребованных типов МЧД:

  • Формат ФНС для B2B операций — 1.02;
  • Формат доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика, используется при передаче документов в ФНС — 5.01;
  • Формат единой формы доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде — EMCHD_1;

Помимо этого, поддержка МЧД при подписании добавлена в мобильное приложение СЭД ТЕЗИС.

В планах команды СЭД ТЕЗИС реализация в системе возможности ведения МЧД внутри системы (формирования МЧД через конструктор, выпуск, подписание и отзыва), создание процессов выпуска и отзыва доверенностей, отправка доверенностей в распределенный реестр ФНС с помощью интеграции с одним из сервисов управления МЧД.

Перспективы технологии

Перспективы будущего МЧД пока не исключают наличие проблем, но есть определенные направления развития. Минцифры РФ активно работает над разработкой стандартов и форматов для МЧД, включая возможное создание единой базы данных и обмена информацией между различными системами.

Операторы электронного документооборота активно тестируют новые функциональности МЧД, стремясь сделать их использование более удобным и безопасным для клиентов. Уже сейчас можно начинать применять МЧД в отчетности и электронном документообороте, но для этого необходимо убедиться в готовности и вашей компании, и ваших контрагентов к работе с электронными доверенностями.

Преимущества

Преимущества МЧД по сравнению с обычной бумажной доверенностью:

  • Надежность. Исключается возможность подделки рукописной подписи руководителя организации. МЧД сохраняется безопасно в нескольких информационных блокчейн-системах, принадлежащих различным организациям, включая операторов электронного документооборота, аккредитованные удостоверяющие центры, ФНС России и Минцифры.
  • Удобство. Процесс управления доверенностями становится легким, быстрым и беспроблемным: от создания и подписания до передачи представителю, изменения прав доступа сотрудников и отзыва МЧД.
  • Экономия. Использование цифровой формы доверенности позволяет сократить расходы на бумагу и расходные материалы для принтеров. Также не требуется оплата доставки доверенности, если она предназначается для сотрудника из другого региона.
  • Исключается необходимость обращения к нотариусу — МЧД оформляется без его участия. Руководителю компании нужно лишь подписать документ своей электронной подписью и отправить его сотруднику.

Перейти к обзору СЭД 2024

Недостатки

К недостаткам МЧД можно отнести следующее:

  • Отсутствие единой базы данных. На данный момент нет централизованного хранилища для всех доверенностей, что затрудняет доступ к ним. Сотрудникам необходимо знать, где искать нужную доверенность, что приводит к потере времени и увеличению административной нагрузки на организации.
  • Несовместимость с некоторыми системами. Некоторые платформы еще не поддерживают машиночитаемые доверенности, что создает необходимость использования других форм подписи документов, либо приводит к использованию разных типов доверенностей в разных системах.
  • Недостаточная готовность некоторых организаций. Многие компании только начинают переходить на электронные доверенности и сталкиваются с проблемами внедрения. Это включает в себя необходимость обучения сотрудников, получение электронных подписей физических лиц и организацию процесса хранения и передачи доверенностей.

Заключение

Машинно-читаемые доверенности (МЧД) — цифровая форма традиционных бумажных документов, предназначенная для подписания электронных документов. Их внедрение направлено на упрощение процесса подписания и сокращение затрат. Преимущества включают надежность и экономичность, но существуют недостатки, такие как отсутствие единой базы данных и несовместимость с некоторыми системами. В целом, МЧД являются перспективным решением, требующим доработки и адаптации со стороны организаций и технических платформ.