Игорь Володин, HealthTech эксперт: ИТ помогают людям заботиться о своем физическом и ментальном здоровье
Wellness как концепция физического, ментального и социального благополучия из года в год набирает популярность. Согласно данным Global Wellness Institute объем рынка wellness-индустрии в 2024 году оценивается в 5,6 триллионов долларов, а в 2027 вероятно достигнет объема в 8,5 триллионов. Одна из составляющих роста — HealthTech продукты, в том числе мобильные приложения. Они позволяют анализировать результаты самостоятельного тестирования, которое проводит пользователь с помощью мобильных фитнес-устройств, персонифицировать подходящие для него продукты питания и пользоваться многими другими функциями, предлагаемыми разработчиками приложений. О том, как течение wellness привлекает лучших разработчиков digital-продуктов и благодаря ИТ-технологиям становится ближе и доступней для всё большего числа пользователей, мы поговорили с Игорем Володиным — экспертом в области цифровых решений, помогающих людям следить за своим физическим и ментальным здоровьем.
CNews: Игорь, сегодня цифровые технологии входят во все сферы жизни, а какие сейчас тренды в сегменте HealthTech?
Игорь Володин: Сегодня очень много молодых людей интересуются своим здоровьем, физическим и ментальным, появляется большое количество стартапов этой направленности.
Я бы отдельно выделил три направления развития HealthTech. Первое, это сбор и анализ данных для превентивной медицины, который поможет заранее, без активного участия человека увидеть возможные проблемы. Это и устройства, которые мониторят состояние человека, и сервисы, обрабатывающие данные и предлагающие на их основе советы. Второе, это персонификация — молодые люди предпочитают решения, максимально точно отвечающие их личным запросам и индивидуальным физическим параметрам. Это и персональные диеты, и режим сна, и физические нагрузки, и другое.
Третье, это внедрение в продукты искусственного интеллекта, появление которого обусловлено общим трендом на массовую доступность информационных технологий. Это и боты, заменяющие консультантов, и сервисы, анализирующие данные.
При этом люди стараются глобально решить вопрос, получая советы о своем здоровье в разных его сферах: физической активности, сна, ментального здоровья и других. Сложность и комплексность подхода заставляет людей, как и в любом сложном вопросе, обращаться к специалистам, поэтому перспективной тематикой являются сервисы подбора health-коучей.
CNews: Уже сейчас с помощью мобильного приложения можно получить необходимую поддержку? Насколько отрасль продвинулась в этом направлении?
Игорь Володин: Подобные проекты появляются все чаще. Например, в крупной компании Holland & Barrett, специализирующейся на продуктах здоровья, к которой я присоединился после завершения проектов Simple, я занимался разработкой цифрового продукта, ориентированного на молодежную аудиторию. Продукт был комплексный. После тестирования, изучив предпочтения потенциальных клиентов, я разработал стратегию проекта, и мы разделили проект на три темы. Это позволило ускорить работу, так как проверка гипотез осуществлялась каждой группой по своей тематике. Я возглавил работу команды в теме пищеварения, и мы получили хорошие результаты. Мы прорабатывали идею доступа к врачу гастроэнтерологу удаленно и столкнулись с тем, что мало кто готов делиться проблемами с другим человеком. Сегодня появляется хорошая возможность помочь людям с помощью искусственного интеллекта.
CNews: За короткое время вы прошли большой путь от финансового аналитика компании PepsiCo до эксперта, комплексно занимающегося вопросами ментального и физического здоровья. Как произошла эта трансформация?
Игорь Володин: Я всегда хорошо учился, был отличником в школе, что позволило мне поступить на бесплатной основе и успешно закончить Академию бюджета и казначейства при Минфине РФ. Благодаря хорошей учебе получил престижную для выпускника работу в транснациональной корпорации. Однако меня всегда тянуло к проектной деятельности, в которой можно наблюдать результат своего труда. Я ушел с перспективного в плане карьеры, но не такого интересного места работы, и устроился в Reckitt Benckiser — также транснациональную компанию, где используя аналитический опыт и знание цифровых технологий, стал заниматься трейд-маркетингом в основном продуктов здоровья. Однако продукты здоровья хоть и входили в ассортимент, с которым я работал, но не представляли для меня специального интереса. Если говорить о трансформации, то она произошла позже — в проекте Simple. В него я пришел осознанно, понимая, что смогу принести максимальную пользу людям, если буду одновременно реализовываться в двух самых интересных для меня направлениях: помогать людям заботиться о своем физическом и ментальном здоровье, используя опыты и квалификацию ИТ-специалиста.
CNews: Но перед этим был «Яндекс». Вы участвовали в создании одного из самых востребованных сегодня проектов — «Яндекс Go». Скажите, насколько сильное влияние оказала эта деятельность на ваше становление как эксперта в HealthTech?
Игорь Володин: На меня сильно повлияла не только эта роль, но и весь опыт в Яндексе. Попав туда после школы менеджмента, то есть почти с нуля войдя в профессию, я начал активно развивать разные проекты. В начале это были турбо-страницы — ускоренные мобильные версии сайтов, которые позволяли получать доступ к информации с поисковой выдачи за секунды, даже с плохим интернетом. Это был сложный технологичный проект, который мы создавали в то же время, когда похожую технологию AMP развивал Google. Это было интенсивно, сложно и увлекательно. Через какое-то время я перешел в другой стартап — «Яндекс.Еду». Благодаря знанию самого «Яндекса» и его системы, я включился в проект, который на тот момент назывался просто «Суперапп». Его идеей было объединить несколько сценариев пользователей в одном приложении, что уже делали на азиатском рынке. Это были интересные задачи, нужно было объединить разные продукты в рамках одной простой и удобной платформы. Было важно, чтобы клиент сразу видел наличие новых сервисов в приложении, при этом нельзя было перегружать интерфейс. Сейчас этот проект все знают как «Яндекс Go».
CNews: Во время начала коронавируса вы руководили запуском сервиса доставки продуктов из магазина, позволившего большому количеству человек оставаться дома, что в те времена представлялось очень важным для здоровья людей. Расскажите об этом проекте, насколько сложным он был?
Игорь Володин: Это был действительно сложный проект. Мы только что запустили «Яндекс Go», который необходимо было дорабатывать и улучшать. Параллельно с этим мы решили реализовать идею, которая уже витала у нас на мозговых штурмах: а давайте будем доставлять не только готовую еду, но и продукты! Внешне идея выглядела, как уже существовавшая на тот момент «Яндекс.Лавка», но операционно это был совершенно иной процесс. У нас уже было подключено несколько партнерских магазинов, которые предоставляли готовую еду. А почему бы не получать по API их линейку товаров? В результате вместо 20-100 блюд получили 1000 и более товаров, которые надо было учиться группировать, сортировать и делать по ним хороший поиск. В итоге мы усовершенствовали процессы, подключили новые магазины и запустили новый продукт в рамках «Яндекс.Еды», сделав редизайн главной страницы приложения, позволяющего пользователю интуитивно получать информацию обо всех его новых функциях.
В период пандемии он был очень востребован. В процессе его создания я решил много интересных задач, например, доставку весовых продуктов, стоимость которых нельзя определить заранее, или группировка большого списка товаров в понятные категории и поиск по ним... Этот продукт востребован и является одним из самых популярных и сегодня.
CNews: Впечатляющая карьера в одной из самых крупных цифровых компаний мира, управление одним из самых масштабных её проектов. Для многих это многообещающий старт и основа для продолжения головокружительной карьеры. Почему вы приняли решение окончательно сменить направление деятельности в сторону ИТ-решений для здоровья?
Игорь Володин: Я всегда был движим стремлением быть полезным обществу. Создавая цифровые продукты, делающие жизнь людей удобной и комфортной, я получал внутреннее удовлетворение, не сравнимое ни с чем. Поэтому, получив предложение от компании Simple, специализирующейся в сегменте продуктов для здоровья, я решил, что такая работа больше соответствует моим ценностям. Кроме того, я получил колоссальный опыт в Яндексе и мне хотелось попробовать и научиться чему-то новому, работая в других компаниях и стартапах.
В должности старшего менеджера компании я занимался продуктами, которые делают людей более свободными и здоровыми. Осознание этого меня максимально мотивировало. К слову, это то, чем я занимаюсь и по сей день. Например, я полностью переделал интерфейс популярного продукта, посвященного интервальному голоданию, Simple внедрив в него решения, кратно увеличившие вовлеченность пользователей, затем запускал с нуля сервис для работы с health-коучами. После создавал MVP в рамках крупной британской корпорации для помощи пользователям в вопросах здоровья пищеварения.
CNews: Сегодня вы вышли за рамки HealthTech и сами стали делиться своим опытом в вопросах связанных с физическим и ментальным здоровьем, ведёте популярный телеграм-канал, свой подкаст, являетесь ментором Founder Institute. Что вам помогло стать экспертом в этой области?
Игорь Володин: Я всегда занимался тем, что мне было интересно. Благодаря этому я не уставал, несмотря на то, что много и непрерывно работал. Я всегда искал новые решения, не боялся пробовать. Меня не раз выручало умение наладить коммуникацию и избегать конфликтов. Но самое главное — это работа в проектах, командах и компаниях, ценности которых я разделяю.