Разделы

Маркет

Рынок унифицированных коммуникаций в России: 5 ключевых трендов

Мировой тренд на онлайн-коммуникации зародился в период пандемии. Спустя четыре года формат удаленной работы стал не так актуален, но рынок унифицированных коммуникаций по-прежнему растет — в том числе и в России. В 2023 г. его оценивали в ₽91 млрд, по прогнозам на 2024 г. он должен вырасти до 110, а к 2028 г. — до ₽182 млрд. Какие тренды на рынке UC есть уже сейчас? Чего ждать в следующем году? Какие решения выбирают пользователи? Об этом рассказал Антон Тен, коммерческий директор VK WorkSpace.

Унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC) представляют собой интеграцию различных средств связи и совместной работы в единую платформу для повышения эффективности взаимодействия между сотрудниками, партнерами и клиентами. Спрос на такие решения в последние годы непрерывно растет.

Причины спроса на унифицированные коммуникации

Унифицированные системы позволяют сотрудникам быстро переключаться между различными каналами общения (телефон, электронная почта, видеоконференции, мессенджеры), что сокращает время на поиск нужной информации и ускоряет процесс принятия решений. Это особенно важно в условиях удаленной работы и распределенных команд.

Пандемия дала мощный толчок онлайн-коммуникациям. Инструменты вроде видеоконференцсвязи, мессенджеров и электронной почты стали не просто востребованными, но превратились в ключевые для бизнеса — от небольших ИП до крупных корпораций. Люди быстро оценили удобство UC-решений, и спрос на них только растет. Пользователи ищут все более продвинутые инструменты, которые бы не просто соединяли их с коллегами, но превращались в полноценные платформы для совместной работы.

Рынок гибко реагирует на эту потребность, и теперь унифицированные коммуникации — это не просто обмен сообщениями, но и возможность редактировать документы, обмениваться файлами, тут же связываться через мессенджеры. Например, в VK WorkSpace мы предлагаем такие возможности: это решение для комплексной работы, которое объединяет коммуникации и совместную работу на одной платформе.

Антон Тен, коммерческий директор коммуникационной платформы VK WorkSpace

Тренд №1. Переход на российские решения

Один из ключевых факторов роста рынка унифицированных коммуникаций в России — уход западных компаний, что создало возможности для российских разработчиков укрепить свои позиции. Сегодня отечественные решения активно занимают освободившуюся нишу, и это отражается на спросе со стороны бизнеса. Кроме того, все большую популярность завоевывают мессенджеры и ВКС.

Тем не менее, по данным VK Tech, для клиентов компании основным инструментом является электронная почта, которую используют компании любого размера и сегмента.

Также наблюдается рост популярности видеоконференций (ВКС) среди крупных и средних организаций, которые рассматривают ВКС как удобное и эффективное решение для внутрикорпоративных коммуникаций и внешнего взаимодействия.

Тренд №2. Экосистемный подход и интегрированные решения

В 2025 г. одним из ключевых трендов в унифицированных коммуникациях станет дальнейшее развитие экосистем, где продукты интегрированы между собой и поддерживают различные сценарии совместного использования. Уже сейчас это востребовано, и в будущем будет только набирать популярность.

В VK WorkSpace активно реализуют этот подход, создавая решения с удобным интерфейсом и понятной функциональностью для сотрудников. При этом эти продукты остаются технологичными и надежными для администраторов системы, что делает их удобными для всех пользователей, от рядовых сотрудников до ИТ-специалистов

Тренд на интеграцию во многом был задан западными компаниями, такими как Microsoft. Сейчас около 34% компаний уже используют подобные решения. В России VK одним из первых начал развивать интегрированные коммуникации, так как это наш основной бизнес-сегмент.

Когда все инструменты поставляются одним поставщиком, у компаний появляется единая точка входа во все сервисы, единая техническая поддержка, что значительно упрощает работу с продуктом. При обновлениях одного сервиса также учитываются его связи с другими решениями, что повышает стабильность всей системы и упрощает масштабирование.

Примерно для половины компаний основным критерием выбора поставщика является стабильная работа сервисов и отсутствие технических сбоев. На втором месте по значимости находятся требования к безопасности. В VK WorkSpace мы реализуем высокий уровень защиты данных:

  • для SaaS-решений используются более 5 дата-центров в разных регионах, и количество ЦОД продолжит расти.
  • для On-premises продукты из коробки уже готовы к защите от внешних угроз.

Например, у одного из наших госзаказчиков приложение VK Teams развернуто на 500 тыс. пользователей — это одна из крупнейших on-premises инсталляций в мире, что наглядно подтверждает отказо- и катастрофоустойчивость нашей системы. Такие требования к надежности обязательны для крупных компаний и предприятий государственного и не только сектора.

Тренд №3. Защита корпоративных данных

Крупные предприятия чаще выбирают on-premises — локальные решения, а малый бизнес предпочитает SaaS-модель. VK WorkSpace предлагает пользователям безопасные решения независимо от формата: и on-premises, и SaaS гарантируют высокую защиту данных.

Мы также предлагаем гибридную модель поставки, сочетающую преимущества обоих подходов, что позволило привлечь широкий интерес со стороны клиентов. Этот гибридный формат популярен среди компаний в разных сегментах — он помогает гибко адаптировать решение к особенностям бизнеса и его потребностям.

Для крупных предприятий безопасность данных является критически важным вопросом. Развертывание системы на собственных мощностях позволяет компаниям контролировать весь цикл обработки данных, минимизировать риски утечек и несанкционированного доступа. Это особенно актуально для отраслей с высокими требованиями к конфиденциальности, таких как финансы, здравоохранение и государственные структуры.

Кроме того, локальное развертывание дает компаниям большую свободу в настройке и адаптации системы под конкретные нужды бизнеса. Это включает возможность интеграции с другими внутренними системами, разработку уникальных модулей и функционала, а также адаптацию интерфейсов и рабочих процессов.

Тренд №4. Спрос на мобильность и быстрые коммуникации

Сотрудники сегодня доступны практически всегда. Это изменило структуру коммуникаций: они стали быстрее, удобнее, требуют меньше переключений.

Современные инструменты коммуникации, такие как мессенджеры, электронные письма и видеозвонки, позволяют передавать информацию мгновенно. Это ускорило процессы принятия решений и реагирования на внешние события. Например, срочные вопросы теперь решаются за считанные минуты, тогда как раньше могли занимать часы или даже дни.

В ответ на этот тренд мы видим востребованность платформ, которые объединяют множество инструментов на одной платформе. Так, Harvard Business Review выяснили, что сотрудники в среднем переключаются между приложениями 1200 раз за день, что отвлекает и снижает продуктивность. Платформы решают эту проблему: с ними сотрудники могут общаться, управлять задачами и документами на одной платформе.

В VK WorkSpace есть корпоративная почта и календарь, мессенджер, видеоконференции, диск, документы, задачи, заметки и доска для идей. Сотрудники могут, например, поставить встречу в календаре и сразу прикрепить ссылку на звонок. А после звонка организовать рабочий чат на всех участников, обсудить там итоги встречи, обменяться документами, которые хранятся на корпоративном диске — и все в рамках одной экосистемы с компьютера или телефона через приложение VK Teams.

Тренд №5. Внедрение ИИ

Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в продукты для унифицированных коммуникаций открывает перед компаниями огромные возможности для оптимизации процессов, повышения эффективности и улучшения пользовательского опыта. Разработчики активно предлагают различные решения, чтобы улучшить взаимодействие сотрудников и повысить эффективность работы.

В VK WorkSpace мы сейчас тестируем сейчас у крупных заказчиков новый сервис AI-ассистент. Этот инструмент будет выполнять несколько важных функций: сортировать письма, делать саммари сообщений в чатах и письмах, а также подводить итоги видеосовещаний. Такой подход значительно облегчит работу сотрудников, оптимизируя рутинные задачи и позволяя сосредоточиться на более важных задачах.

Заключение

Унифицированные коммуникации имеют огромный потенциал для дальнейшего развития и улучшения. Компании, которые смогут эффективно использовать эти технологии, получат значительные преимущества в конкурентной борьбе и обеспечат себе устойчивое будущее в цифровую эпоху.