Разделы

Бизнес Телеком Импортонезависимость

Видеоконференции Compass: как создать российский Zoom на своем сервере

Compass — корпоративный мессенджер и встроенные видеоконференции на 1000+ активных участников. Продукт можно использовать в облаке или развернуть на собственном сервере. За 2024 год аудитория мессенджера выросла в 5 раз, а в число клиентов вошли два банка из топ-10, один из крупнейших аэропортов страны и несколько авиакомпаний. О секретах роста продукта на конкурентном рынке, видеоконференциях уровня Zoom и будущем российских ВКС — в статье Евгения Перова, директора по продукту в корпоративном мессенджере Compass.

Российский рынок сервисов видеоконференций сегодня

За три года бизнес принял факт, что полноценно использовать западные продукты в России не получится, но не хочет отказываться от их качества и функциональности.

На встречах с клиентами и на конференциях звучит понятный запрос — нужен Zoom или Microsoft Teams, но на своем сервере. Российские компании ожидают от отечественных продуктов сравнимого качества, функциональности и соответствия стандартам информационной безопасности.

И сейчас бизнес все еще в поиске идеального решения.

В первую волну ухода западных сервисов российского аналога Zoom не существовало. Часть компаний экстренно перешли в те продукты, которые смогли найти. Однако за три года количество и качество сервисов сильно выросло. Поэтому бизнес снова смотрит на рынок, чтобы найти решение, которое полностью заменит привычные западные продукты.

Корпоративный мессенджер и встроенные видеоконференции

Есть компании, которые все еще пользуются бесплатной версией Zoom. Они выбирают работать с высокой степенью риска и неопределенности. Бизнес боится обжечься о качество российских сервисов и потерять время на адаптацию в новом продукте.

Если верить исследованиям Telecomdaily, больше половины компаний использует Zoom даже после его ухода из России. При этом после ограничений, доля сервиса на российском рынке только выросла.

Поэтому импортозамещение ВКС еще далеко от завершения. Тренд перехода на российские сервисы видеоконференций сохранится как минимум еще на 2-3 года.

Лидерами рынка станут те сервисы, которые сфокусируются не только на количестве необходимых функций, но и на качестве, пользовательском опыте и стабильности.

Как сделать продукт, который заменит Zoom

В России нет разработчиков уровня Microsoft — ресурсы вендоров сильно ограничены. Сделать свой Zoom или MS Teams до сих пор ни у кого не вышло.

Сразу после ухода западных сервисов из России, отечественные вендоры в шоковом состоянии добавляли в свои продукты сотни новых функций, которые просили клиенты. В таком темпе фокус был на количестве, а не на качестве. Бизнес получил привычные возможности ВКС, однако их скорость, стабильность и продуманность были под вопросом. В итоге ожидания бизнеса от сервисов не сошлись с действительностью.

Zoom установил высокую планку качества — это технологически сложный продукт, максимально простой и дружелюбный для пользователя. Видеоконференции стали стандартом для рынка благодаря высокому качеству и стабильности встреч даже при слабом соединении или тысячах одновременных участников.

Мы с первых дней разработки видеоконференций Compass сфокусировались на качестве и простоте использования. Для этого провели масштабные исследования, разработали адаптивный алгоритм оптимизации видеопотоков и отдельное внимание уделили качеству мобильных приложений.

Исследования и пользовательский опыт

В основе видеоконференций Compass — детальное исследование пользовательских сценариев. Мы провели сотни JTBD-интервью, чтобы понять все контексты использования конференций, и выяснили, что важно пользователям в конкретных ситуациях и различных отраслях бизнеса.

Мы собрали карту из 800 описанных сценариев — от наиболее частотных задач до редких и специфических кейсов. Для всех сценариев сделали макеты под каждую платформу — суммарно получилось более 1800 общих концептов и продуманных микровзаимодействий.

Карта сценариев видеоконференций Compass

Мы разработали продукт таким образом, чтобы каждый сценарий занимал у пользователя не более трех секунд и двух нажатий. Например, чтобы собрать конференцию, пользователю нужно всего два клика: один, чтобы создать ее, и второй, чтобы отправить ссылку в нужный рабочий чат.

Как создать видеоконференцию в Compass

Все это помогло построить простой и при этом функциональный интерфейс, которые решает потребности клиентов из разных сфер — от банков из топ-10 до авиакомпаний и авиационных заводов.

Качество видеоконференций

В большинстве сценариев сотрудники проводят встречи через офисный WiFi. В пиковые часы сеть перегружается, и видеоконференции начинают тупить — зависает видео, пропадает звук, резко падает качество картинки. Такие же проблемы можно наблюдать, если подключаться через слабую мобильную сеть.

Мы это решили.

За качество картинки в видеоконференциях Compass отвечает кодек H.264, который использует Zoom.

Мы провели большое исследование кодеков — сравнивали и тестировали H.264, AV-1 и VP-8. Остановились на H.264. Он совместим с большим количеством устройств, хорошо себя зарекомендовал как при небольшом количестве участников, так и при тысячах пользователей на звонке. А если правильно его настроить, видеоконференции станут еще и энергоэффективными даже на слабых устройствах.

Кодек — только половина успеха. Мы разработали собственный адаптивный алгоритм, чтобы видеоконференции работали стабильно при любом битрейте и скорости соединения. Алгоритм в реальном времени анализирует качество подключения каждого пользователя и подбирает подходящее разрешение видео.

Например, если руководитель подключается ко встрече через мобильную сеть, алгоритм подстроит наиболее подходящее разрешение видео с учетом скорости Интернета. Это поможет провести встречу в HD-качестве без зависаний и вылетов, даже если в какой-то момент смартфон переключится на 3G.

Картинка при этом останется четкой, а у остальных участников не будет рассинхрона звука и видео. Когда скорость подключения придет в норму, алгоритм постепенно повысит разрешение видео до максимально возможного. Картинка будет стабильной независимо от количества активных участников встречи.

Кроме того, модератор сам может переключить разрешение видео всех участников встречи, чтобы добиться желаемого качества картинки при перегруженной сети.

Как работает настройка качества в видеоконференциях

Оптимизация видеоконференций на смартфонах

Когда проводили исследование, выяснили, что большинство пользователей старается проводить конференции на компьютере, даже если комфортнее подключиться с телефона. Все из-за того, что при работе со многими популярными сервисами смартфон быстро разряжается и сильно греется.

Мы оптимизировали видеоконференции так, чтобы устройство не грелось и не теряло много заряда при микшировании потоков. В итоге добились расхода 5% батареи за полтора часа встречи с включенной камерой.

Возможности видеоконференций Compass

У видеоконференций есть наиболее частотные сценарии — мы закрыли их базовыми функциями. В Compass есть демонстрация экрана с трансляцией звука, запись звонка, поднятие руки, размытие и замена фона, чат конференции, опросы, реакции и т.д. В конференции может участвовать 1000+ активных пользователей, при этом картинка всегда будет в HD-качестве.

Однако есть редкие и критически важные кейсы, о которых мы позаботились.

Один из таких сценариев — встреча руководителей разных компаний. Один из участников вынужден устанавливать приложение и проходить регистрацию, чтобы просто поучаствовать в конференции. Это раздражает и занимает время, особенно если необходимость установки приложения или регистрации выясняется за минуту до начала встречи.

В Compass этой боли нет — подключиться к звонку можно без установки приложения, даже на мобильном устройстве. При этом все стабильно работает в любом браузере — от Safari до Яндекс Браузера.

Мы много внимания уделили интерфейсу — пользователи часто не замечают разницы с Zoom.

В интерфейсе нет визуального шума, приложение работает плавно и стабильно. У пользователя под рукой только самое необходимое — приложение интуитивно понятное, и при этом функциональное.

Видеоконференции Compass доступны на всех платформах

Почему бизнес выбирает Compass

В 2024 году десятки крупных компаний доверили свою работу Compass: два банка из топ-10, один из крупнейших аэропортов в стране, несколько авиалиний, две международных судоходных компании, авиационный завод и другие.

Бизнес оценил безопасный корпоративный мессенджер Compass, качественные встроенные видеоконференции и их бесшовную интеграцию. Приложение разработано так, чтобы пользователь за секунды переходил между разными сценариями взаимодействия продукта. Например, мгновенно создавал видеоконференцию прямо в чате и там же приглашал участников на встречу.

Compass — под капотом технологически сложный продукт. В то же время для пользователя приложение максимально дружелюбное и понятное.

Сервис буквально за час можно развернуть на собственном сервере компании любого размера. Compass соответствует корпоративным стандартам безопасности — это подтверждено аудитами крупных финансовых организаций и лидеров рынка ИБ.

Еще одно преимущество — круглосуточная клиентская и техническая поддержка в отдельном чате внутри приложения. В течение 5 минут персональный менеджер поможет решить любой вопрос — от установки продукта на сервер до настройки чатов внутри рабочего пространства. При этом, поддержка уже входит в стоимость лицензии — клиенты не платят за заботу.

Чего ждать в Compass в 2025 году

Один из наших основных принципов — прозрачность. Это касается и дорожной карты развития продукта, на которую каждый клиент может повлиять в равной степени.

Мы отталкиваемся от реальных задач и потребностей российского бизнеса, чтобы сделать продукт максимально удобным и полезным. Для этого выделили три фокусных направления.

Корпоративный мессенджер

Мессенджер — ядро работы любой компании. Сотрудники проводят в чатах более 80% рабочего времени. Компании выбирают Compass за безопасность, стабильность и аптайм 99,999%.
Мы продолжим развивать мессенджер, чтобы он решал даже редкие и специфические задачи в узких отраслях.

Видеоконференции

В 2024 году мы сделали видеоконференции на 1000+ активных участников со всеми привычными функциями. Мы позаботились о том, чтобы пользователи проводили стабильные встречи даже при слабом соединении и бесшовно переходили из популярных западных продуктов.
Наша задача на ближайшее время — сделать лучшие видеоконференции на рынке.

Встроенные бизнес-приложения

Один из основных запросов бизнеса сейчас — интеграции с внешними сервисами для работы.
Мы не хотим ограничиваться интеграциями через открытый API или вебхуки, которые уже есть в Compass. В нашей дорожной карте — встроенные мини-приложения для работы, например, как это реализовано в Telegram Mini Apps.
Первые попытки создать подобные приложения на российском рынке уже были. Наша цель — сделать встроенные бизнес-приложения настолько качественными, чтобы бизнес мог быстро и безопасно работать в нескольких сервисах в едином окне Compass.

Рекламаerid:2W5zFHDkLkYРекламодатель: ООО "Бизнес решения"ИНН/ОГРН: 5609186826/1175658015851Сайт: https://getcompass.ru/