Почему ритейлерам выгоднее создавать собственные ИТ-компании
Современный ритейл не может существовать без мощной цифровой поддержки. Речь идет не только о крупных торговых сетях, но и о небольших предприятиях. Отрасль занимает лидирующие позиции по уровню использования ИТ. Однако сейчас перед многими компаниями стоит задача импортозамещения, усиления мер информационной безопасности и внедрения уникальных цифровых сервисов, способных повысить конкурентоспособность бизнеса. Как это сделать, обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровизация ритейла и электронная торговля 2025».
Как развивается цифровизация в ритейле
Импортозамещение в ритейле развивается в трех направлениях. Первое — замена сложных систем на отечественные продукты, такие как решения 1С. Второе — переход на новые инфраструктурные продукты: Linux, PostgreSQL и т.д. Третье — переход на новые проектные технологии. «Крупные проекты внедрения, как правило, подразумевают использование нескольких продуктов 1С. Большинство проектов внедрения 1С происходят в условиях жесткого цейтнота. В последнее время проекты внедрения 1С проходят в условиях кадрового дефицита и нуждаются в слаживании проектных команд», — говорит Александр Заржецкий, руководитель дирекции реализации интеграционных проектов компании «1С-Рарус».
Он поделился технологией проектирования и особенностями проектирования высоконагруженных систем 1С. Для разработки высоконагруженных систем 1С надо регулярно проводить нагрузочное тестирование кастомизированных блоков системы и интеграционное нагрузочное тестирование при сдаче системы в эксплуатацию, правильно выстроить процесс контроля производительности. «Затраты на регулярный контроль производительности увеличивают бюджет проекта не более чем на 20%, но позволяют значительно уменьшить расходы на этапе эксплуатации», — уверен Александр Заржецкий. Нового подхода требует и организация сопровождения таких систем — необходимо строго следовать разработанным регламентам эксплуатации и ИТ-безопасности с первых дней промышленной эксплуатации и постоянно мониторить производительность системы, даже при отсутствии значительных изменений.
Ритейлеры общаются с контрагентами в основном с помощью ЭДО. С 1 марта все сделки между юрлицами стали регистрироваться только в электронном виде, напомнила Алла Пестова, маркетолог СКБ «Техно». Ее компания предлагает платформу для регистрации сделок с недвижимостью в Росреестре. В качестве примера Алла Пестова привела проект, реализованный для сети магазинов «К&Б». Ритейлер использует сервис с 2022 г., сделки проводится в 70 регионах России. На первом этапе в электронном виде регистрировались только договоры аренды, теперь —все сделки, которые Росреестр проводит в электронном виде.
Что можно подписать
Также в системе можно совершать массовые действия, такие как продление договора аренды сразу нескольких объектов. Реализован сервис удаленного подписания документов (СУП), есть аналитический сервис мониторинга объектов недвижимости «ГеоГраф».
Валентин Каськов, директор по информационным технологиям «Специальные системы и технологии», затронул популярную сегодня тему использования ИИ для оптимизации бизнес-процессов. Но его внедрение стоит недешево, а критерии эффективности неочевидны. Он предложил универсальный метод — каскадное тестирование LLM. Процесс каскадного тестирования полностью автоматизирован, и по его результатам можно провести дообучение нейронной сети.
Безопасность превыше всего
Обеспечение кибербезопасности уже несколько лет остается важнейшей задачей любой компании. По словам Алексея Киселева, руководителя отдела по работе с клиентами среднего и малого бизнеса «Лаборатории Касперского», в 2025 г. в этой сфере появились новые тренды: необходимость обеспечения безопасности Linux, противодействия все более изобретательным фишинговым атакам на b2b, атакам на цепочки поставок. Среди киберпреступников растет число хактивистов, они активно применяют в кибератаках искусственный интеллект.
Однако, построение системы ИБ требует денег, и необходимо убедить бизнес в необходимости таких инвестиций. Зачастую, сделать это совсем непросто. Главный аргумент ИБ-службы заключается в том, что уровень финансовых потерь в случае успешной кибератаки вероятнее всего превысит сумму требуемых инвестиций. А глядя на текущий ландшафт угроз, сложно представить, что компании без надежной защиты удастся избежать инцидентов.
Платформа ИБ
Алексей Киселев провел небольшой тренинг по работе с возражениями бизнеса, предложив аргументы для обоснования инвестиций в кибербезопасность. «Лучше потратить время на сложную аргументацию необходимости инвестиций в ИБ, чем принимать решение по итогам пропущенного инцидента», — уверен он.
48% затрат на безопасность в ритейле — это затраты на физическую безопасность, 34% — на технические решения, 7% — на проверку контрагентов, 4% — на юридическую безопасность, 3% — на страхование и по 2% — на кибербезопасность и защиту от мошенничества, поделился результатами опросов на конференциях Димитрий Матвиенко, эксперт по автоматизации «Контур.Фокус». Его компания предлагает сервис «Проверка контрагентов».
Что проверяет сервис «Проверка контрагентов»
Скоринг от «Контур.Фокус» позволяет быстро проверить организацию по четырем критериям – финансовое состояние, благонадежность, вероятность ликвидации, налоговая проверка — и присвоить ей числовое значение — скоринговый балл. Можно использовать готовую модель или создать собственную. При интеграции сервиса в учетную систему он автоматически проверяет всех контрагентов и блокирует их, если это необходимо. Если в учетной системе есть API, ее можно подключить к сервису проверки контрагентов напрямую.
Чем заняты кэптивные компании
Существует несколько подходов к цифровизации розничной сети — ИТ-продукты можно создавать собственными силами, при помощи аутсорсинга, аутстаффинга или по гибридной модели. По словам Михаила Кудашева, ИТ-директора Sokolov, модератора конференции, у каждой из них есть свои плюсы и минусы. По его опыту, аутсорсинг больше подойдет для реализации краткосрочных и разовых проектов, создания второстепенных систем, решения задач вне профильных компетенций, а также когда деньги есть в бюджете, а не в ФОТ. Аутстаффинг оптимален при масштабировании существующего проекта или реализации долгосрочных проектов с изменяющимся объемом работы, а также при появлении сезонных нагрузок на основную команду разработки.
Использование собственной разработки дает возможность внедрять продуктовый подход и инновации, устанавливать высокие требования к безопасности, накапливать уникальную экспертизу и реализовывать сложные стратегические проекты. При этом создавать для этого собственную ИТ-компанию просто экономически выгодно.
Георгий Хотьян, начальник отдела разработки бэк-офис систем «Детмир-Тех», рассказал о системе управления контентом (PIM), которую его компания разработала собственными силами. Система взаимодействует с интернет-магазином, системой управления заказами, логистической системой и пр. Главная сложность заключалась в том, чтобы обеспечить высокую доступность в период распродаж. Георгий Хотьян рассказал, как велась разработка системы, какие статистические методы и метрики использовались при оценке сроков ее внедрения.
Главные проблемы сотового ритейла — это высокий порог входа на рынок, нехватка сотрудников и желание продавцов хакнуть систему, поделился Алексей Воропаев, директор по информационным технологиям «Мегафон Ритейл». «Чтобы больше зарабатывать, надо меньше тратить. Если конкретно, то надо знать о реальной картине исполнительской дисциплины в салонах, системно работать с данными о нарушениях и в итоге кардинально сократить их число», — говорит он.
В «Мегафон Ритейл» решили собирать события из разных систем, установленных в салонах сотовой связи, и анализировать их для того, чтобы понимать, где и какие нарушения происходят. Основные индикаторы — открытие и закрытие салона, инкассация, прием и отправка товара, обратная логистика документации, недопродажи, увольнения, перекуры, продолжительная работа салона на резервном канале связи, стоп-продажи. Затем к системе прикрутили модуль рассылки информации по соответствующим специалистам. На первом этапе это были СМС, затем появился бот в Telegram. Для руководителей существует агрегатор сообщений с данными по нескольким салонам. Также понадобилось установить спам-фильтр на случай сбоя системы рассылок.
Онлайн-торговля осуществляется через маркетплейсы и интернет-магазины. Есть ли между ними конкуренция? По мнению Игоря Татаренко, директора департамента «Мастер Дата» компании «Русклимат», ответ на этот вопрос такой: «Если ваших товаров нет в кнопочках смартфона, вас больше не существует!». Именно в смартфон, а не в интернет идут люди за покупками. А значит, в конкурентной борьбе побеждает тот, у кого самое удобное мобильное приложение.
В 2022 г. на российском ИТ-рынке остались традиционные вендоры, появились стартапы и кэптивные ИТ-компании. Причинами появления последних Сергей Семенченко, руководитель скаутинга инноваций ROLFTech, считает то, что бизнес решил избавиться от зависимости от внешних поставщиков и максимально использовать накопленные внутренние компетенции и отраслевую экспертизу. Кроме того, проекты внедрения новых ИТ-решений могли претендовать на поддержку со стороны государства, а реализация их силами собственных ИТ-компаний обходилась существенно дешевле, чем привлечение сторонних подрядчиков.
Сейчас кэптивные ИТ-компании стремятся выйти со своими продуктами на открытый рынок. Однако, это непросто. Внутренний продукт сильно увязан с внутренним ланшафтом компании, поэтому могут быть специфические интеграции, которые вряд ли будут плюсом для рынка. Закрывая потребность материнского бизнеса, отдельные функциональные составляющие могут закрываться какими-то другими системами или легаси-костылями. Также важно помнить о законе Конвея: архитектура системы повторяет архитектуру коммуникаций корпорации. А архитектура коммуникаций в разных корпорациях может очень сильно отличаться. Кроме того, при разработке внутренних продуктов часто игнорируются актуальные инженерные практики.
Сергей Семенченко уверен, что кэптивная ИТ-компания должна быть композитным предприятием, а для этого в ней должна быть организована композитная разработка. «Именно по этому принципу строится ROLFTech», — говорит он.
Вячеслав Филимонов, директор по маркетингу «Ёбидоёби», рассказал, что находится «под капотом» клиентской доставки суши и роллов. Фундаментом является ERP от Iiko, CDP-платформа Sailplay, e-comm платформа EVO, аналитика DataLens, система логистики «Курьерика». Для перехода из одной системы в другую требуется время. Кроме того, они не всегда отвечают требованиям конечных клиентов. Например, в Москве для них важно получить заказ как можно быстрее, а в регионах — иметь возможность оплатить заказ в рассрочку. Существует и проблема с курьерами — они хотят работать тогда, когда им удобно. «Для решения этих задач необходимо собственное уникальное решение, которое позволит делать именно то, что надо конкретной компании. Те, кто не будет создавать такие решения, умрут в ближайшие 5 лет», — говорит Вячеслав Филимонов.