Разделы

Бизнес

666 в штрих-коде: окончательного ответа нет?

На рубеже столетий произошли волнения, вызванные введением штрих-кода ЕАN-13/UPC для маркировки товаров. Они связаны с предположением о скрытом присутствии в нем числа 6661. Немало христиан увидело в модернизированной системе компьютерного учета насильственное внедрение в их жизнь антихристианской символики и попрание их религиозной совести, а также начало исполнения пророчеств об антихристе. Стал распространяться призыв о бойкоте системы, использующей штрих-коды и электронные номера. Теперь, после того, как волнения улеглись, пришло время всестороннего анализа.

Старый знакомый штрих-код
Кто бросил камень первым?
В чем сложность проблемы?
Технологическая составляющая вопроса
Основные выводы
Касается ли это собственно электронных документов?
Окончательная позиция РПЦ
Отношение других конфессий к штрих-кодам и иным способам электронного учета

Старый знакомый штрих-код

Штрих-код уже давно повсеместно используется. Каждому знакома белая этикетка на упаковке с черными полосками и цифрами под ними. Изобрели этот способ записи чисел в XIX в. на американских железных дорогах, где было необходимо определять номера вагонов у быстро движущегося поезда. Американцы придумали систему штрих-кодов, только не таких маленьких, как у нас, а больших и толстых, которые наносились на стену вагона и по которым с помощью особых приборов определялись номера проходящих вагонов. Потом появилась система EAN-8, потом удвоенная система, названная EAN-13.

Современный штрих-код — это компьютерный тип счисления, где каждой цифре соответствуют разные по толщине линии. Цифры от 0 до 9 записываются компьютером в двух или трех вариантах — сетах — (как в обычном счислении могут быть арабские, римские и славянские цифры). Штрих-код говорит о стране производителе, качестве, наименовании, иногда стоимости продукта.

Основная предпосылка к предположению о закодированном числе 666 в штрих-коде — наличие визуального сходства принятого в этой кодировке изображения числа 6 и изображений ограждающих штрихов этого кода. Последними являются две тонкие параллельные линии, которые несколько длиннее всех остальных и находятся всегда в начале, в центре и в конце штрих-кода. Называются они «параллелями безопасности». Правда, эти линии не подписаны никакими цифрами, но их графическое тождество с теми линиями, комбинация которых подписана цифрой 6, дает основание считать, что любой штрих-код включает в себя три обязательные шестерки. А, значит, любой товар, а теперь, и наши документы, содержащие штрих-коды, помечены знаком антихриста.

Кто бросил камень первым?

Вопрос о числе 666 в штрих-коде был поднят даже не православными. В середине 70-х годов об этом громко начали заявлять адвентисты седьмого дня, которые по учению своей религиозной организации, особо болезненно относятся к эсхатологическим проблемам. Именно они увидели в штрих-коде апокалипсическое число.

В православном мире первыми обратили на это внимание греки. В конце 90-х годов перед Грецией, вступающий в Евросоюз, встал вопрос об унификации документов, удостоверяющих личность, — они должны были отвечать европейским стандартам. Греческие духовные лица, в частности представители монашества горы Афон, сделали заявление, в котором говорили, что в новых документах присутствует штрих-код, а, следовательно — число 666. Заявление было подкреплено результатами экспертизы, проведенной монахами-специалистами.

В июне 1997 года Синод Греческой Церкви сделал заявление, в котором говорилось: «Если и поскольку новые паспорта в будущем будут использовать как код их прочтения электронными механизмами, пользующееся дурной славой и неприемлемое число 666, тогда Священный Синод, полагающий, что попирается религиозная совесть православных верующих, рекомендует верующим не брать новые паспорта. В этом случае правительство должно будет считать этих верующих отверженными по причинам совести и будет обязано урегулировать иным образом их положение в государстве»2.

Вслед за греками с заявлением выступил Синод Украинской Православной Церкви, когда на Украине стали вводить новую электронную систему налогообложения. Украинские церковные иерархи не отождествляют печать антихриста и возможное наличие 666 в документах, говорили: «Призываем соответствующие государственные органы выработать для православных верующих Украины альтернативную недискриминационную систему налогообложения и регистрации физических лиц и религиозных организаций, а также право для всех граждан на свободный выбор системы выплаты налогов, ни в коем случае не принуждая к принятию идентификационного кода, который, кроме всего прочего, обезличивает человека, фактически лишая его фамилии и имени на уровне государственной и гражданской жизни, унижает его достоинство и приводит к нарушению его прав и свобод»3.

Когда в России было решено модернизировать систему налогообложения с помощью штрих-кодов, в церковной среде стали раздаваться протесты. Об антихристианском духе новой системы учета и перспективах нового мирового порядка высказывались монашествующие Валаамского монастыря и Оптиной пустыни. С предостережениями выступили почитаемые всей православной Россией старцы Рафаил (Берестов) и Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой лавры.

Официальная позиция Русской Православной Церкви была выражена в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года под названием «Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие»4.

В чем сложность проблемы?

Многие специалисты, работающие с вычислительной техникой, уверяют нас: использование знака цифры 6 в качестве разделительной линии не имело никакой необходимости. Из этого можно сделать вывод: сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода, широко используемой сегодня в статистике, торговле, учете движения товаров и во многих иных сферах, избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит, по крайней мере, как дерзостная насмешка.

Видя всю сложность проблемы, Священный Синод, тем не менее, обратился к пастырям и пастве с призывом хранить христианское трезвомыслие5. Также было опубликовано письмо авторитетнейшего старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) от 9 мая 2000 года6.

Казалось, что это положило для многих конец дискуссии, во всяком случае, в вопросе, как следует поступать на практике. Однако волнение в среде верующих не утихало. Для всестороннего рассмотрения проблемы и формулировке четкого мнения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 19-20 февраля 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре, в стенах Московской Духовной Академии состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с участием архиереев, представляющих Православные Церкви четырех стран — России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместников и духовников ставропигиальных монастырей, представителей государственных органов, консультантов и экспертов. Речь здесь шла уже не только о штрих-кода, но и об ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). На комиссии была четко выявлена богословская позиция Церкви, приведены мнения научных экспертов, и на основе этого был принят окончательный документ, следованию которому как соборному мнению Церкви призывались верующие. Так, профессор СпбДА архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ) считает: «С той или иной переписью населения, под номерами или без них, рассматриваемый нами текст Откровения не имеет ничего общего. Здесь экзегету делать нечего».

Технологическая составляющая вопроса

Вопрос о наличии 666 в штрих-коде неясен. Одни специалисты в области компьютерной техники говорят, что 666 есть; другие — что нет. В научном мире нет единства по вопросу о том, видит ли компьютер цифру в разделительных линиях штрих-кода. Это вопрос чисто математический, чисто научный. В науке же принято считать доказанной лишь ту точку зрения, которая смогла ответить на все вопросы и возражения. Сходство линий с теми линиями, что означают цифру «шесть» кажется очевидным. Но сходство все же не есть тождество. К тому же эти знаки предназначены не для людей, а для компьютеров.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своем докладе «Одни ищут спасения, другие — великих потрясений» привел мнение экспертов, которое в определенном смысле стало базовым для формулировки церковной позиции: «В начале прошлого года на Интернет-сайте Сретенского монастыря была проведена открытая дискуссия, в результате которой мы получили решительное экспертное утверждение о том, что в штрих-коде EAN-13 хотя и не содержится в электронном виде числа 666, или, скажем по-другому, трех шестерок, машина не читает разделительных длинных полос как 666, однако визуально для человека, знающего машинный язык, эти параллельные полосы ассоциируются именно с цифрами 6. Физики „пошутили“ — ввели в систему два одиозных числа 13 и 666, хотя никакой технической необходимости в этом не было. Лично я убежден, что это было сделано намерено, хотя вдаваться в рассмотрение возможных целей столь странного эпатажа сейчас, наверное, не время. Вот экспертное заключение, которое я представляю комиссии (ниже приводим только выводы — CNews.ru7.

Основные выводы

Чтобы было возможно сделать вывод о том, что с математической точки зрения, ограждающие штрихи представляют собой три шестерки (666), необходимо выполнение 2-х условий:

  1. Все три ограждающих штриха должны совпадать между собой.
  2. Изображения ограждающих штрихов должны совпадать с изображением цифры 6.

Из исследования ясно видно, что:

  1. При наличии визуального сходства, имеет место только непрямое совпадение ограждающих штрихов между собой, т.к. на уровне внутреннего представления и на уровне результатов применения алгоритма распознавания, ограждающие штрихи LGP/RGP не совпадают с центральным штрихом CGP.
  2. Имеет место также непрямое совпадение изображений ограждающих штрихов и цифры 6, т.к. при наличии 3-х вариантов изображения цифры 6, различных в Set A, Set B и Set C, в представлении Set A цифра 6 вообще не совпадает с ограждающими штрихами, в Set C не совпадает на уровне внутреннего представления в сканере, и только в Set B (22,5% от всех возможных вариантов изображения цифры 6) присутствует полное совпадение изображений ограждающих штрихов и цифры 6.

Символ можно инвертировать
Символ можно инвертировать
При проведении данного исследования применялся односторонний подход к анализу информации — чисто математический. Однако известно, что число 666 как имя зверя — число символическое, не имеющее уже математического смысла. Следовательно, и рассматривать его надо символически, как состоящее из символов 6. Шестерки, таким образом, теряют свой математический смысл и также становятся символами. Что же остается от 3-х вариантов представления цифры 6? — Ничего, так как можно символ инвертировать — обратить (преобразование по вертикали), можно зеркально отобразить (по горизонтали) — он останется тем же символом — «6».

Такая же ситуация и с различием левого/правого ограждающих штрихов LGP/RGP и центрального штриха CGP. Добавление белых полосок слева (или даже справа) не меняет значения символа. Таким образом, изображения ограждающих штрихов и шестерок совпадают символически, и, следовательно, можно говорить, что штрих-код EAN-13 все-таки содержит число 666. Однако, подобных заключений было несколько, в выводах все они ничем не отличаются друг от друга. Итак, в штрих-коде EAN-13 знакомый с данной системой человек (а число это оказывается адресованным именно человеку, а не машине), прочитывает число «666».

Касается ли это собственно электронных документов?

Дмитрий Удод, «Ингосстрах»: Роботы трудятся круглосуточно и с постоянным уровнем качества
Цифровизация

Теперь о том, что касается собственно электронных документов. Именно об этом говорят многие, именно об этом предупреждают они вслед за греками: что все электронные документы также будут содержать число 666. Имеются в виду пластиковые карточки, на которых содержится магнитная линия, несущая информацию, — начиная от карточек метро, и кончая электронными документами, удостоверяющими личность, финансовыми документами. На запрос в одну очень серьезную организацию мы получили ответ, подписанный кандидатом технических наук А. Кораблевым. Эксперт утверждает, что в электронных документах, использующих системы, отличные от EAN-13/UРС, апокалиптическое число не содержится. А. Кораблев и другие специалисты готовы провести дискуссию, или организовать какую угодно повторную экспертизу. Те же результаты были получены и от нескольких экспертов в Белоруссии. Они опубликованы Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в церковных газетах Минска8.

Добавим, что на епархиальном собрании московского духовенства 15 декабря 2000 г. патриарх Алексий сказал — «Заверяю вас, в штрих-кодах нет никаких шестерок!».

Окончательная позиция РПЦ

После всестороннего обсуждения Богословской комиссией был принят итоговый документ, выражающий позицию РПЦ по проблеме введения новой системы компьютерного учета. Вот некоторые его положения:

1. Согласно экспертному заключению, ИНН является последовательностью из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код региона, следующие две — номер местной налоговой инспекции, следующие шесть — номер налоговой записи налогоплательщика и последние две — так называемые «контрольные цифры» для проверки правильности записи. Наличие трех шестерок в этом наборе цифр может быть только случайным. Говорить о непременном присутствии числа 666 в ИНН нет никаких оснований. В некоторых публикациях имеется утверждение, что в электронных документах, использующих магнитно-считываемую запись, в качестве кодового содержится число 666. Согласно экспертному заключению, полученному нашей комиссией, подобное утверждение не имеет основания.

Олег Маковельский, «Росатом»: Чтобы стать лидером, нужно идти не параллельно с конкурентами, а перпендикулярно им
Цифровизация

Предположение о скрытом присутствии 666 может считаться отчасти обоснованным лишь тогда, когда речь идет о кодировании информации с помощью штрих-кода, исполненного в соответствии со стандартом EAN-13/UPC, который применяется для маркировки товаров (при этом нужно заметить, что собственно компьютер не воспринимает три пары удлиненных разделительных линий в качестве шестерок; однако их графическое начертание является схожим с графическим начертанием цифры шесть в этом же стандарте кодирования). Когда же речь идет о записи иными известными нам системами, отличными от EAN-13/UPC (товарных штрих-кодов), в частности, на магнитных полосах, присутствующих в электронных документах, то эксперты не обнаруживают наличия числа 666 в этом типе записи информации.

2. Распространенное в среде некоторых православных христиан представление о том, что «антихрист еще не явился, а печати уже ставят», или что существует некая «предпечать», противоречит церковному учению о явлении антихриста в «последние времена» человеческой истории. Как уже было сказано в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года под названием «Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие», «пытающимся связывать идентификационные номера с „печатью антихриста“; напоминаем, что в святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа… Вопреки этой традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому „печать зверя“ ставится на тех, кто сознательно уверует в него „единственно ради ложных его чудес“ (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

Участники заседания Богословской комиссии высказали мнение о целесообразности создания церковно-общественного совета, который в контакте с государственными органами осуществлял бы изучение вышеуказанных процессов и тенденций, анализировал развитие соответствующих норм международного права, а также законодательные инициативы и действия исполнительной власти, представляющие опасность для свободы личности и сохранения культурно-религиозного своеобразия народов, исторически связанных с Православием. В связи с этим было бы целесообразно направить Президенту РФ и в Федеральное Собрание РФ соответствующее письмо от лица Святейшего Патриарха или Священного Синода.

При том, что сама технология производства и применения подобных идентификаторов не может считаться предосудительной, необходимо добиваться гарантий сохранения тайны личной жизни, открытости для человека всей собираемой о нем информации при одновременной недоступности ее для кого-либо, кроме особо уполномоченных государственных инстанций, действующих на основании соответствующих законов.

Признавая объективный и неоднозначный характер процессов глобализации, участники пленума считают своим долгом напомнить о том, что Творцом и Промыслителем мира является Бог. За свою двухтысячелетнюю историю Церковь Христова пережила многие государственные устройства, которые ставили целью уничтожение Церкви и духовное порабощение христианских народов, но все они разбились о камень обетования Христова: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

5. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (III.5) говорится, что в случае, если государство понуждает граждан ко греху, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Однако эти слова из деяния Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года говорят о Церкви, а не об отдельных священнослужителях или мирянах, самочинно дерзающих говорить от имени Церкви.

7. У Церкви есть свои средства сопротивления нарастанию греха в мире: это не митинги и листовки, а исполнение заповедей Божиих, молитва и покаяние. Противостояние умножающемуся в мире злу становится подлинно христианским делом не тогда, когда христиане заражают друг друга необоснованными страхами, а тогда, когда мы живем конкретными делами, направленными на укрепление нашей веры и помощь ближнему. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16)«.

Почти тоже самое сказал в своем обращении к верующим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II от 4 марта 2001 г. При этом заверив, «что Святая Церковь будет пристально наблюдать за происходящим вокруг нее. Технологическое развитие может дать злонамеренным силам в стране и мире слишком много возможностей для контроля над жизнью человека. Чтобы этого не случилось, церковное Священноначалие продолжит диалог с властью и с международными структурами, побуждая их сохранить богоданную свободу личности».

Отношение других конфессий к штрих-кодам и иным способам электронного учета

О системе компьютерного учета представителями других христианских конфессий не было сделано каких-либо заявлений, касающихся ее духовного аспекта (если не считать упомянутых адвентистов). На Западе, где преимущественно распространены иные конфессии, все электронные номера давно эффективно используются, и в этом не видят никакой духовной опасности.

На заседании Богословской комиссии в МДА в докладе архимандрита Тихона (Шевкунова) прозвучали мнения иерархов Русской Православной Зарубежной Церкви, в странах, где подобные номера давно приняты. Вопросы задавались по телефону (ответы см. в сноске)9. Также на комиссии было приведено мнение старообрядческой церкви10.

Илья Кабанов / CNews.ru


1Это число упоминается апостолом Иоанном Богословом в книге Апокалипсис как число антихриста (согласно пророчествам антихрист — антипод Бога, которому в конце истории поклонятся большинство людей как истинному Богу):
«И он [антихрист] сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

(Апокалипсис. Глава 13, 16-18).

2О самом числе с богословской точки зрения было сказано следующее: «О нем написано и сказано много. Наша Церковь признает, что печать Христова не есть некий внешний символ, но есть благодать Святого Духа, освящающая человека в Таинстве Крещения. Так и печать антихриста не есть нечто внешнее, навязанное извне, но есть вольное отсечение себя от благодати Святого Духа через добровольное отречение от веры в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира. На эту тему тоже написано много.
Но в то же время число 666, как число антихриста, указанное в Апокалипсисе, не может нами игнорироваться в то время, как оно под самыми разными предлогами систематически вводится в нашу жизнь. Безусловно, число 666 может фигурировать и без всякого мистического значения. Но сам факт, что наша православная страна примет закон, по которому она автоматически включается в электронную систему, главным элементом которой является кодовый номер 666, говорит о многом».

3Приводим высказывание в более полном виде: «Каждый православный христианин вправе сам определять для себя: возможно ли для него принятие подобного кода. В связи с этим, не усыпляя бдительности верных, считаем, что принятие сегодняшних идентификационных номеров еще не означает измены Христу и поэтому не означает принятия „печати антихриста“. Святая Церковь в нужное время поднимет свой голос, предупредит и сохранит своих верных чад от непоправимой ошибки.
Таким образом, сознавая, что предлагаемое сегодня введение кодификации в Украине нельзя отождествлять с наложением „печати антихриста“, Украинская Православная Церковь, вместе с тем, не может не выразить своей серьезной обеспокоенности возможными последствиями этого шага, хотя бы и в далекой перспективе. Церковь призывает государственную власть к взвешенному и продуманному подходу к разрешению такого важного вопроса, как введение идентификационного кода, что, кроме всего прочего, может привести к дестабилизации в обществе и потере доверия народа к власти.
Призываем соответствующие государственные органы выработать для православных верующих Украины альтернативную недискриминационную систему налогообложения и регистрации физических лиц и религиозных организаций, а также право для всех граждан на свободный выбор системы выплаты налогов, ни в коем случае не принуждая к принятию идентификационного кода, который, кроме всего прочего, обезличивает человека, фактически лишая его фамилии и имени на уровне государственной и гражданской жизни, унижает его достоинство и приводит к нарушению его прав и свобод. В любом случае, уважая религиозные убеждения граждан, каждому верующему необходимо дать право отказаться от принятия кода, в котором будет находиться три и больше „шестерок“».

4В заявлении говорилось: «Немаловажным вопросом, по поводу которого к нам обращаются верующие, является проблема символики, используемой при регистрации граждан. В некоторых документах содержится или будет содержаться штрих-код — изображение чисел в виде линий разной толщины. Каждый из этих кодов заключает в себе три разделительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры 6. Таким образом, в штрих-кодах по воле создателей международной системы их написания заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровение святого Иоанна Богослова как число антихриста (Откр. 13,16 -18), а посему используется сатанинскими сектами для оскорбления Церкви и христиан.

5Видя всю сложность проблемы, Священный Синод, тем не менее, обращается к пастырям и пастве с призывом хранить христианское трезвомыслие: «Беспокойство, порождаемое у вас действиями власти, разделяется церковным Священноначалием, ибо, в конце концов, речь идет о защите права верующих жить в соответствии со своими религиозными убеждениями. Впрочем, при этом мы хотим ясно заявить: не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви. Ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к Таинствам церковным. Святой апостол Петр пишет: „Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением“ (1 Пет. 3,.13- 15).
Некоторые пастыри самовольно включили вопрос о принятии налогового номера в число вопросов, задаваемых на исповеди, а отказ от налоговой регистрации поставили в качестве условия допущения к Святому Причастию. Пытающимся связывать идентификационные номера с печатью антихриста напоминаем, что в святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа. По слову Ипполита Римского, „та печать будет гласить: „Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую““.
Так же говорит и преподобный Нил Мироточивый: „На печати же написано будет следующее: „Я твой есмь“ — „Да, ты мой еси““. Вопреки этой традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому „печать зверя“ ставится на тех, кто сознательно уверует в него „единственно ради ложных его чудес“ (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры.
Сказав это, от имени наших пасомых одновременно обращаемся к власти, имея в виду все упомянутые причины озабоченности и недоумении.
Церковь с пониманием относится к стремлению усовершенствовать сбор налогов, поскольку от этого во многом зависит благосостояние людей, в первую очередь страждущих от бедности, недугов и старости. Мы также приветствуем любые попытки облегчить доступ гражданина к социальной помощи и другим благам, предоставляемым государством, ибо знаем, с какими затруднениями сопряжен сегодня такой доступ.
Однако Священный Синод напоминает государству: согласно нормам светского права, в частности российской Конституции, сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 24).
Отвечая на обеспокоенность чад нашей Церкви, призываем власть имущих со всей серьезностью откликнуться на наше заявление. Нас, в частности, беспокоит отсутствие доступа граждан к информации о них, которая может содержаться в электронных хранилищах налоговых органов и других административно-финансовых учреждений, и возможность использовать эту информацию во вред людям.
Полагаем важным создание для верующих возможности не выступать просителями о предоставлении индивидуального налогового номера.
Призываем власти России и других стран СНГ с преобладающим православным населением поставить вопрос об устранении из штрих-кодов кощунственного символа путем изменения международной системы написания соответствующих знаков. Если же это будет невозможно сделать, считаем необходимым создание альтернативного национального электронного языка.
Есть и еще одно существенное обстоятельство. Вскоре люди, не имеющие налогового кода или пластиковой карточки, могут оказаться практически лишены возможности получать социальную и даже медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах равноправия граждан и свободы совести — принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация. Именно поэтому мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг.
Церковь не может не возвысить свой голос в защиту человеческой свободы.
Ведь для духовного единства общества крайне важно, чтобы верующие не ощущали себя гражданами второго сорта, вновь видя в государстве гонителя и оскорбителя веры. Да, православный христианин, которому власти навяжут принятие документов с печально знаменитым числом, не повредит своей душе. Но в то же время ему придется снова, как и во времена гонений, делать мучительное различение между Родиной и государством. Подлинное покаяние за преступления, совершенные в XX веке против верующих, совершится тогда, когда государство будет неизменно уважать чувства верующих и не станет вторгаться в человеческую совесть по каким бы то ни было мотивам — политическим, экономическим, идеологическим или полицейским.
С молитвой о России и о других странах, где проживает наша паства, надеемся на то, что государственные власти не останутся равнодушными к боли миллионов христиан. А к служителям Христовым и к пасомым нашим обращаем слова апостола Павла: „Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса“ (Рим. 15, 5)».

6В своем письме от 9 мая 2000 года архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «В отношении новых документов, проходящих через компьютер, все уже сказал Святейший и наш Синод.
Сейчас эти документы в том виде и с такой подачей опасности для нас не представляют. Но, безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху. N, запомни и уясни для себя волю Божию: „Сыне, даждь Ми твое сердце“ — не паспорт, не пенсионное удостоверение, не налоговую карточку, но сердце. Вот зачем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием — кому мы в жизни служим, чем живем.
Писать прошение о присвоении нам номеров мы не будем, а если их проведут без нашего на то произволения, сопротивляться не будем. Ведь получали мы в свое время паспорта и были все в системе учета государственного, так и ныне. Ничего не изменилось. Кесарево кесарю, а Божие Богу».

7Исходные материалы:

  1. Иеромонах Лука, монах Продром, насельники афонского монастыря Григориат. «Штриховой код и число 666». Исследование третье (23.6.1997). Обитель преподобного Григория. 23 июня 1997 года. Использованы приведенные в работе описания штрих-кода EAN-13 и описания способов его обработки сканерами.
  2. Устные высказывания двух независимых инженеров-программистов, работавших в разное время со сканерами штрих-кодов, о способе представления и передачи кодов от сканера к компьютеру.


8Ниже приведено заключение эксперта о присутствии числа 666 в электронных документах.
«В ответ на Ваш запрос по поводу наличия в электронных документах и в электронных средствах расчета (смарт-картах, магнитных картах и т.д.) числа шестьсот шестьдесят шесть как постоянно присутствующего, могу сообщить следующее.
В электронных системах используется двоичная система счисления. Например, число 6 записывается в виде 110, число 7 — 111, число 2 — 010.
Таким образом, число 666 на компьютерном языке будет выглядеть как 1 010 011 010 (двоичная форма представления числа), или как принято в компьютерной индустрии 12328 (восьмеричная форма представления числа).
Ни о каком постоянном наличии указанной последовательности (то есть как такового числа 666) в вышеперечисленных документах не может идти и речи.
Откуда все же может возникнуть мнение о том, что упоминаемое число может присутствовать?
При распознавании электронной записи на магнитных или других носителях (в частности на магнитных или других картах) должна присутствовать постоянная неизменяемая последовательность чисел, которая необходима для обеспечения работы считывающего устройства. Обычно она представляет последовательность из 16 нулей.
Но в отдельных случаях разработчик устройств, где используются магнитные карты, может ввести другие группы чисел для улучшения работы устройства. Одним из многочисленных вариантов подобного рода (но ни в коем случае не универсальным и не единственным) может быть и воспринимаемая как ряд шестерок следующая последовательность: 11011011011011011011.
При желании (подчеркиваю, при желании) часть этой последовательности может быть воспринята как группа шестерок (она же может быть воспринята как группа троек), причем этих шестерок будет не три, а четыре, пять либо значительно большее количество.
Вместе с тем последовательность даже из трех шестерок при переводе в обычную человеческую числовую форму является числом 438, что не имеет под собой, сколько я знаю, никакого сакрального значения.
На второй Ваш вопрос по поводу применения принципов кодирования или совпадения системы ЕАN-13 (товарные штрих-коды) и электронной передачи информации, о которой шла речь выше, могу сообщить, что принципы кодирования информации (стандарты) для этих системах различны. ЕАN-13 — это очень старая, простая система учета, применимая в простых системах учета типа учета товаров. В современных сложных цифровых системах передачи информации используется соответственно более сложные и принципиально отличающиеся системы кодирования.
В связи со всем вышесказанным, хотелось бы особо подчеркнуть, что человеческие ценности и понятия не применимы к электронным вычислительным машинам. В настоящее время в связи с широчайшим развитием средств цифровой обработки информации поиск числа 666, как и любого другого в цифровых последовательностях потерял всякий здравый смысл, так как при колоссальных объемах передаваемой информации всегда есть вероятность выявления любого числа или последовательности чисел. Спекуляция на подобного рода занятиях не нова. С научной точки зрения она абсурдна, с точки зрения блага Отечества — несомненно, несет разрушительный потенциал.
С уважением,
кандидат технических наук А. Кораблев»

9Епископ Александр Буэнос-Айресский и Южноамериканский
12 февраля 2001 г. 8:35 по Москве
— Это совершенно не имеет никакого значения для духовной жизни. Только когда с присвоением числа будет совершаться отречение от веры или изменение идеологии, тогда это будет представлять опасность.

Архиепископ Алипий Чикагский и Детройтский
12 февраля 2001 г. 8:50 по Москве
— У нас такие номера есть в Америке, и мы не испытываем по этому поводу давления от власти. Этот номер очень помогает нам в социальном обеспечении. Поэтому я не вижу в нем никакой опасности.

Епископ Даниил Ирийский, викарий восточно-американской епархии, единоверческий епископ
12 февраля 2001 г. 18:00 по Москве
— Я считаю, это просто безответственно — представлять идентификационные номера как эсхатологическую опасность. Надо очень осторожно и ответственно относиться к апокалиптической тематике.

Архиепископ Марк Берлинско-Германский и Великобританский
12 февраля 2001 г. 18:25 по Москве
— Я знаю эту вашу проблему. Для чистого — это чисто, для нечистого — нечисто. Никакие волнения подобного рода нас в дебри не заведут.

10Мнение старообрядческой церкви: «Старообрядчество, неоднократно переживавшее эсхатологические тревоги, приняло события вокруг ИНН достаточно спокойно. Объяснять это можно, наверное, по-разному, но факт несомненен. Древлеправославная поморская церковь (беспоповцы) вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви в октябре 2000 г. определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые „беглопоповцы“ или Древлеправославная Церковь (иерархия в которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева)). Ее Освященный Собор в августе 2000 г. пришел к выводу, что ИНН — предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. Малочисленность паствы Древлеправославной Церкви, положение которой усугублено внутренними нестроениями, не позволяет назвать ее позицию типичной для российского старообрядчества» (Ложная тревога как побочный эффект напряженного ожидания. Доклад М. О. Шахова, профессора Российской академии госслужбы при президенте РФ, директора старообрядческого исследовательского центра).

11Подготовлено с использованием материалов сайта «Православие.ru»