АЭС: К экономике реального времени
На Кольской АЭС, самой северной в России, где производится более 50% всей электроэнергии Мурманской области, 1 июля 2003 г. введена в промышленную эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью. Пилотный проект реализуется в рамках создания единой информационной системы концерна «Росэнергоатом» совместно с корпорацией «Парус» и компанией NetSL, в качестве единой интеграционной платформы выбран SAP. В эти же дни, 29 июня текущего года, Кольская АЭС праздновала 30-летие со дня ввода в эксплуатацию первого энергоблока. Содержание:Шаг к экономике реального времени
Первые итоги
Интеграция систем
Перспективы: 1x10
Кольская АЭС, где трудятся 3122 человека, находится за Полярным кругом, что означает не только многомесячную зимнюю эксплуатацию, но и длительную работу в режиме полярной ночи в условиях распределенной структуры производственных и хозяйственных помещений. Так, система транспортного обеспечения и железнодорожный узел расположены в 15 км от производственно-управленческого блока, гостиничное хозяйство – в 20 км, складское хозяйство – в 2 км, другие службы – в 0,5-1,5 км.
Подобная распределенная структура характерна и для других российских АЭС. Значительно увеличиваются издержки, сроки согласования и потери времени для персонала при подготовке отчетности и др. бумажной документации. Заместитель директора по экономике и финансам Кольской АЭС Евгений Никора отметил: «У нас были проблемы с оперативным информированием руководства и эксплуатирующих организаций о состоянии складских запасов, состоянии бухгалтерского учёта; формирование планов и отчётов в режиме реального времени, естественно, тоже не осуществлялось».
Подарок к 30-летию Александр Карпачев, президент корпорации «Парус» (слева) Юрий Коломцев, директор Кольской АЭС (справа) |
По причине диспетчерских ограничений летом один из энергоблоков, как правило, не работает , однако в зимний период нагрузка на генерирующие мощности возрастает, как, впрочем, и требования к бесперебойной эксплуатации.
Недовыработка электроэнергии Кольской АЭС по диспетчерским ограничениям
Источник: дирекция Кольской АЭС
|
По словам Евгения Никоры, еще в 1998 г. было решено, что необходимо внедрять на станции современные ИТ-технологии управления. Но, как сообщил на пресс-конференции в Мурманске Геннадий Мальцев, директор NetSL: «Они держали от нас это в тайне и только в 2000 году мы перешли к неким диалогам». Реализация проекта началась в октябре 2000 г.
Генеральным подрядчиком работ на месте выступила упомянутая мурманская компания NetSL в лице своего специализированного подразделения «NetSL-Консалтинг». Выбор NetSL обусловлен тем, что компания десять лет успешно сотрудничает с Кольской АЭС и имеет в своем составе подразделение «NetSL-Консалтинг». По словам директора NetSL, доля Кольской атомной станции в структуре бизнеса компании в последние 5 лет составляет около 20%.
Первый этап проекта был реализован в сжатые сроки, что стало возможным благодаря изменениям, которые произошли на станции в течение последних 10 лет. «С аналоговых систем управления, которыми станция была насыщена в начале 90-х годов, за 10 лет она полностью перешла на цифровые технологии, - отметил Геннадий Мальцев. - Это очень существенная база, потому что была создана вся техническая инфраструктура, на которой возможно внедрение современных систем управления. В частности, это существенным образом повлияло на оценки надежности и управляемости». Именно современные ИТ-технологии, постепенно приходившие на станцию, оказали значительное воздействие на представления о том, что станции жить не 30 лет, а существенно дольше.1 За эти годы на атомной станции было проложено оптоволокно, впервые было установлено оборудование для коммутируемого доступа по протоколу FDDI. «Одна из первых концепций развития информационной системы, которую разработало наше предприятие, как раз была сделана для атомной станции, - продолжает Геннадий Мальцев. - Мы одинаково рассматривали значение инженерного состава в предприятиях и значение профессиональных знаний у персонала. Мы были друг другу открыты». Это подтверждает и Юрий Коломцев, директор Кольской АЭС: «Персонал в любой момент подключается к работам, и это дает хороший эффект».
Динамика приема молодых специалистов
Источник: дирекция Кольской АЭС
До начала проекта на станции уже была развития техническая инфраструктура, были автоматизированы технологические процессы и оборудовано более 500 рабочих мест. Кольская АЭС не случайно занимала первые места в конкурсах «Росэнергоатома». «Но и культура персонала и руководителей была, на мой взгляд, очень хорошей, - отмечает директор NetSL. - Ведь не секрет, что важную роль во внедрении играет влияние первых руководителей». Для реализации проекта NetSL создала проектную группу, «которая там (на Кольской АЭС) жила и живёт ещё до сих пор». «Существенно для такого объекта – это привести всё в порядок. Нам кажется, что на станции, несомненно, будет идти развитие всех систем, - говорит Геннадий Мальцев. - Сегодня нельзя создавать систему «единой моделью», нужны разные уровни, предстоит большая работа по интеграции того, что сделано с новыми продуктами. Продукция SAP – это новое поколение продуктов, новая генерация …и новое поколение управления. Дай Бог, чтобы оно создалось из тех же людей, которые уже имеют опыт». Напомним, что в качестве единой интеграционной платформы «Росэнергоатом» выбрал SAP.
Во время работ по ИТ-проекту началась реорганизация концерна «Росэнергоатом». «Его руководство не стало вмешиваться, не стало останавливать проект, не стало его ломать и дало возможность этому проекту развиваться в надежде, что его результаты могут быть потом использованы и в общей информационной системе, - отметил Александр Карпачев, президент корпорации «Парус». - Было желание станции, было желание специалистов NetSL. Нам удалось поделить риски на всех, и это очень важно, когда много участников разного профиля, разной квалификации готовы делать работу вместе. Но, наверное, самая большая сложность была в том, чтобы отработать это взаимодействие между всеми участниками, а это было необходимо, потому что проект получался не простой».
Стоимость первого этапа ИТ-проекта составила около 9 млн. рублей, до конца года планируется освоить еще около 6 млн. рублей. По словам Сергея Иванова, исполнительного директора концерна «Росэнергоатом», экономический эффект от внедрения автоматизированной системы будет оцениваться в конце 2003 г. Именно тогда планируется принятие решения о дальнейшем использовании опробованных ИТ-решений и системы в целом на других АЭС. Источником финансирования стали амортизационные отчисления концерна, которые приходятся на долю этого филиала, то есть Кольской АЭС.
|
Реализация первого этапа уже привела к повышению прозрачности и прогнозируемости финансовой деятельности, при ощутимом снижении издержек и затрат времени административно-управленческого персонала. «Первое, что было сделано, - это запуск глобальной программы обучения, подготовки и переподготовки персонала, - говорит Александр Карпачев, президент корпорации «Парус». - Второе, что, наверное, важно отметить, - основной акцент этого проекта был в поиске путей снижения расходов, снижения издержек. И поэтому основной удар приходился на наиболее затратоемкие направления. Это капитальное строительство, материально-техническое снабжение техобслуживания и ремонтов, работа с дебиторской задолженностью, управление своими обязательствами. И именно здесь специалисты станции и мы ожидали получить наиболее весомый результат».
Виктор Урусов, «Скала^р»: Крупный бизнес и госсектор отказываются от точечного импортозамещения
При внедрении первого этапа ИТ-проекта, по словам Евгения Никоры, заместителя директора по экономике и финансам Кольской АЭС, дебиторская задолженность сократилась более чем на 30%, а кредиторская задолженность – более чем на 35%. Сократились и складские запасы, что особенно важно во время огромного объема работ по программам реконструкции и модернизации атомной станции. «Что касается складских запасов на ремонтно-эксплуатационные нужды – мы их сократили с помощью системы «Парус». Речь идёт пока о сокращении на 10-15%, но главное - сейчас понятно, откуда, что взялось и для чего это лежит на складе, - продолжает Евгений Никора. - Поэтому мы достигнем еще более серьезного эффекта по сокращению складских запасов поэтапно, в течение ближайшего года».
Cегодня корпоративная информационная система Кольской АЭС охватывает более 20 подразделений:
- отдел производственно-технологической комплектации (систему используют в работе 24 экономиста);
- складские службы (автоматизировано 10 рабочих мест);
- производственные цеха и отделы (систему используют в работе 52 специалиста);
- бухгалтерия (автоматизировано 26 рабочих мест);
- расчетно-договорной и планово-экономический отделы (13 рабочих мест);
- отдел капитального строительства (9 рабочих мест).
В системе реализовано 24 основных бизнес-процесса финансово-хозяйственной деятельности предприятия, программа установлена на 120 рабочих местах. Эксплуатируются модули «Управление закупками, складом, реализацией», «Бухгалтерский учет» (в разделе «Материальные запасы»). Заместитель директора по экономике и финансам получил возможность работать с информацией о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности в режиме реального времени, а также с информацией о наличии средств на расчетном счете и в кассе; главный инженер имеет оперативную информацию об исполнении мероприятий по планово-предупредительным ремонтам, о выполнении работ самостоятельными силами и силами подрядчиков Кольской АЭС, а также возможность получать информацию о текущем использовании резервных средств. Теперь планово-экономический отдел получает оперативную информацию о планировании и фактическом исполнении текущих обязательств, состоянии взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками (например, отчет по капитальным вложениям теперь готовится 15 минут, хотя раньше на это требовалось две недели).
Кольская АЭС во время полярной ночи
Источник: Kolanpp.ru
До запуска управленческой ИТ-системы административный персонал атомной станции был вынужден совершать продолжительные и неоднократные пешие маршруты с бумагами как в летнее, так и в зимнее время (в основном, совпадающее с полярной ночью). Сейчас заместитель директора по общим вопросам получает оперативную информацию о наличии и составе товарно-материальных ценностей на складах и объемах неликвидов, а топ-менеджеры Кольской АЭС имеют возможность работать с оперативными отчетами на своих рабочих местах. Все это позволило перейти к оперативному планированию дебиторской, кредиторской задолженности и будущим платежам. В итоге осуществлен переход к менее затратному оперативному планированию. Ожидается, что по мере разворачивания работ по следующим этапам информатизации уровень производственных затрат будет уменьшаться, при одновременном повышении прозрачности и управляемости.
Параллельно на Кольской АЭС ведутся работы по II и III этапам упомянутого ИТ-проекта, а также интеграция других информационно-вычислительных систем в единую информационную систему управления производством и поставками электроэнергии. Одновременно увеличивается число автоматизированных рабочих мест. Предполагается, что в 2003 году их количество достигнет 1000 (напомним, что до начала проекта было компьютеризировано 500 рабочих мест).
|
Помимо ИТ-системы для ведения финансово-хозяйственной деятельности, на Кольской АЭС работают другие модули, позволяющие вести наблюдение за радиационной обстановкой и контролировать состояние работы энергоблоков. Так, в единую информационную систему к упомянутому сроку, 1 июля 2003 г., также была интегрирована новая информационно-вычислительная система отображения параметров энергоблоков атомной станции. В качестве программного обеспечения использовалась интегрированная SCADA и Softlogic система TRACE MODE2 компании «АдАстра». Аппаратная часть проекта разработана на базе контроллеров Schneider-Electric и Omron. Информация архивируется глобальным регистратором TRACE MODE (высокопроизводительная система сбора технологической информации). Генерирование отчетов ведет глобальный сервер документирования TRACE MODE.3 Проект этой системы для Кольской АЭС готовили специалисты из ВНИЭФ-Волгогаз (г. Саров, Нижегородская область). Внедрение прошло в кратчайшие сроки силами инженерного состава Кольской АЭС.
Атмосферный локатор АСКРО |
|
В долгосрочной перспективе все 10 российских АЭС будут объединены в единую информационную систему на единой интеграционной платформе SAP, где в качестве корпоративных приложений будут использоваться модули системы «Парус». Основная цель – переход концерна «Росэнергоатом» к продаже электроэнергии на открытом рынке в режиме реального времени.
Сергей Иванов, исполнительный директор концерна «Росэнергоатом» |
При этом ведущие специалисты по ядерной энергетике считают наиболее целесообразным для Европейской части России производить электроэнергию именно на атомных электростанциях. Об этом говорилось в декларации участников 14-ой ежегодной международной конференции Ядерного общества России «Научное обеспечение безопасного использования ядерных энергетических технологий», проходившей в первых числах июля 2003 г.4
Модернизации Кольской АЭС, работе энергоблоков, технологиям транспортировки отработавшего ядерного топлива, строительству комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов и применяемым здесь know-how, а так же программам зарубежной технической помощи будет посвящен наш следующий материал.
Сергей Шалманов / CNews.ru
- Проведенные реконструкция и модернизация первого блока станции, анализ его безопасности и безаварийной надежной эксплуатации в течение 30 лет позволили продлить проектный срок его эксплуатации сверх назначенного еще на 15 лет. Подробнее о работе АЭС и ее энергоблоков – в следующем материале Cnews.ru
- Системы «Парус» и TRACE MODE имеют продолжительную историю совместных проектов, в частности на предприятиях «Татэнерго», где «Парус» и TRACE MODE выбраны в качестве корпоративных стандартов.
- Система на базе TRACE MODE также запущена в промышленную эксплуатацию и на Калининской АЭС.
- Cегодня доля АЭС в энергобалансе Европейской части России достигает 35% (в общем энергобалансе страны – около 16%).