Разделы

Цифровизация Внедрения

Алексей Карпинский: Здравоохранение «умирает» с точки зрения интегратора. Время «умной» медицины

Почему здравоохранение «умирает» по мнению интегратора, где существуют проблемы информатизации отрасли и как их можно решить, рассказывает заместитель генерального директора компании iCore Алексей Карпинский.

Очень правильно, что наше государство пошло по этому пути и инвестировало в ЕГИСЗ. Это, в свою очередь, подстегнуло разработчиков. И естественно, при государственном финансировании все исследования, разработка, все создание продукта не перекладываются на плечи пациентов, потому что стоимость лицензий на рабочие места очень небольшая по сравнению с Европой и Соединенными Штатами.

CNews: Как, на ваш взгляд, должна выглядеть современная система здравоохранения?

Алексей Карпинский: Для меня как потребителя система здравоохранения должна выглядеть приблизительно так же, как ритейл в банке. Это – работа с клиентом по любым каналам, любыми способами, удобными мне: электронными, голосом и смс по телефону, лично в отделении. Я должен обладать информацией о своем здоровье, чтобы она была доступна мне через личный кабинет на сайте. Я должен иметь возможность управлять этими процессами, например, записываться на прием через интернет.

Второй пример для подражания – гостиничный бизнес. Одна из новых коммерческих клиник даже привлекла для обучения своего медицинского персонала специалиста из всемирно известной сети гостиниц, и тот провел тренинг для младшего и среднего медперсонала. Вначале, конечно, было сопротивление – чуть не до бунта: «Мы не прислуга и не официанты!» Ведь в советской системе врач – это бог, ты к нему приходишь и терпишь любое отношение к себе, лишь бы получить диагноз и лечение. Но владельцы объяснили сотрудникам, что в клинику приходят не бедные люди, они платят немалые деньги, они уже знают, что такое европейский сервис, и давайте сделаем так же. Мне кажется, этот опыт – он уникальный. И мне очень интересно проследить, как будут идти дела в этой клинике.

CNews: Как вы считаете, справятся ли наши разработчики с задачами информатизации в условиях санкций? Можно ли заменить решения основных западных поставщиков своими системами, азиатскими, СПО?

Алексей Карпинский: Я хотел бы сказать, что справятся. Отчасти так и есть. Российские разработчики справятся с созданием программных продуктов. При тех задачах, которые сейчас стоят перед ними в здравоохранении – это начальный уровень информатизации, – мы все вполне спокойно сделаем. Тем более, что эта индустрия всегда была российской – у нас не было иностранных разработчиков, потому что инвестиции небольшие. То есть на 3–5 лет у нас особых проблем не будет.

Алексей Карпинский: В любых информационных системах важно не только наличие данных, но еще и контроль их качества

Но с точки зрения строительства инфраструктуры, необходимой для работы этих решений, конечно же, будут сложности. На уровне отдельных медицинских учреждений и даже небольших региональных систем нам хватит того, что сможем найти на азиатском рынке. Но все-таки, если выходить на уровень здравоохранения в рамках всей страны, то, я думаю, СПО не готово к работе с такими объемами информации при достаточном уровне надежности. Понятно же, почему Oracle не боится, когда все заявляют о переходе на СПО: нужно инвестировать миллиарды долларов в создание таких надежных баз данных, которые смогут работать в масштабах всей страны.

Есть еще одна угроза – если санкции расширятся и на медицинское оборудование, это будет та область, где мы вообще не сможем никак ответить, заместить, потому что большая часть высокоточной техники – это все-таки европейские и американские производители. Это будет проблема.

CNews: Чем занимаетесь вы на этом направлении?

Алексей Карпинский: Мы для себя определили направления, по которым работаем в области здравоохранения. Первое – это внедрение медицинских информационных систем. Для себя мы определили 2–3 компании, с которыми мы сотрудничаем. И еще у нас есть большой плюс – хорошая команда консультантов, тех, кто анализирует процессы, прежде чем предлагать решение. К сожалению, они у нас на аутсорсинге, потому что людей, понимающих в информатизации здравоохранения, в стране очень мало и, как правило, они все работают в крупных структурах на стороне заказчика. И нам повезло, что мы имеем договоренность на привлечение этого ресурса для работы на других проектах.

Второе направление – работа с новыми медицинскими учреждениями, когда идет строительство нового ЛПУ. Здесь мы можем предложить создание базовой ИТ-инфраструктуры, сети передачи данных, центра обработки данных, центра мониторинга, Wi-Fi сети, соединения со всем медицинским оборудованием, сбор этих данных, базы данных и так далее.

CNews: Есть перспективные разработки?

Алексей Карпинский: Да, мы работаем над такими специфическими проектами, как «умные палаты». Для коммерческих клиник особенно актуально, чтобы заказчик попадал в привычную и комфортную среду с управлением климатом, светом, чтобы у него был полный мультимедийный комплекс для развлечений, чтобы он не терял связь с родственниками, коллегами, ему были доступны досуговые удовольствия: кино, музыка. И, естественно, установлен модуль интеграции с медицинскими системами. Например, у пациента есть доступ к результатам анализов, если ему врач это разрешает по состоянию здоровья.

Источник: iCore, 2014

Еще один шаг в будущее – «умные операционные». В них организуется сбор информации со всех медицинских приборов и вывод ее в различных разрезах в графическом виде, чтобы операционная бригада могла анализировать и контролировать состояние больного в реальном времени. Можно получать данные с устройств телеметрии, получать данные из других информационных систем, если понадобятся результаты анализов или медицинские изображения: томограммы, рентгеновские снимки и так далее. Это новое для России направление, и оно не имеет ничего общего с обывательским представлением об «умной операционной» как о помещении, где операцию пациенту делают роботы.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

К сожалению, в мире есть всего два готовых решения для «умной операционной». И, по нашему опыту работы с одним из них, оказалось, что это не готовое решение, а конструктор. Мы столкнулись с этим в ходе одного проекта, когда интегрировали свою видеоконференцсвязь с «умной операционной». Мы как специалисты по ИТ увидели очень много недоработок в софте и приняли решение сотрудничать с разработчиками, чтобы сделать его гораздо лучше, в том числе в плане возможностей интеграции с различным медицинским оборудованием. Это, конечно, отнимает наш ресурс, но мы приняли стратегическое решение, что здравоохранение – интересная для компании сфера и в ней у нас есть преимущества.

Алексей Карпинский: Для потребителей система здравоохранения должна выглядеть приблизительно так же, как ритейл в банке

И последняя часть, которая также очень бурно развивается – это работа с хранением и анализом медицинских изображений – КТ, МРТ, рентген и все остальное. Здесь мы для себя выбрали независимую от поставщиков «железа» и систем хранения данных платформу. То есть заказчик сам определяет, какая система у него должна быть, а дальше мы работаем уже с программно-аппаратными комплексами, аналитическими модулями.

CNews: С российскими системами тоже работаете?

Алексей Карпинский: Да, в этой области есть российские разработки. Но это пока не полноценные системы работы с медицинскими изображениями. То, что мы видели, представляет собой обычные системы хранения и классификации изображений. Наши сделали то, что отняло у них минимум времени и средств. Но мы не хотим заниматься такими системами. Нам интересны более умные медицинские системы, которые дают врачу возможность анализировать изображения и получать подсказки: например, построение изображения скелета, нумерация позвонков, прорисовка мягких органов, чтобы понять, насколько их размер отклоняется от нормы. На УЗИ сейчас пользуются линейками или встроенными инструментами измерения, но так можно измерить, например, печень, а если речь о сосудах? Здесь без аналитического модуля не обойтись. Вот такими системами нам интересно заниматься, но их российских пока нет, к сожалению. Мировые лидеры здесь – немцы и израильтяне. С последними мы и сотрудничаем.

CNews: Одна из особенностей нашей страны – это обилие труднодоступных мест, где тоже работают врачи. И они тоже должны получать медицинскую информацию, использовать современные МИС. Что делается в этом направлении?

Алексей Карпинский: Здесь работать надо, по нашему мнению, в двух направлениях. Первое: концепция ЕГИСЗ, конечно, хорошая, но она облачная. А в ряде регионов страны доступ к облакам – огромная проблема. Огромные территории до сих пор обеспечены только спутниковой связью, а это очень узкий и ненадежный канал. Поэтому мы считаем, что ЕГАИС и конкретно МИС должны иметь локальную часть, которая позволяла бы работать без подключения к облаку. А синхронизацию данных можно проводить отдельно по запросу или при определенных событиях.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Второе направление – это развитие систем телемедицины. Эта тема давно поднимается, есть национальное агентство, все, кто могли, уже внедрили ВКС. Технически все давно проработано – есть даже мобильные решения на КамАЗах. Но с точки зрения организации и коммерческой части проработки нет. Основные трудности при внедрении – законодательные. То есть на каком основании один врач должен консультировать другого? Кто из них несет ответственность за решение консилиума? Это должно быть законодательно закреплено. После этого внедрение телемедицины должно пойти гораздо лучше. Останется решить проблему узких каналов в ЛПУ и развития существующих систем ВКС в нормальные решения для телемедицины, со всеми интерфейсами для подключения к МИС и инструментарием для работы с необходимой информацией.

А пока мы видим, что в телемедицине упражняются интеграторы и большие медучреждения, настроено общение республиканских центров с Москвой, Москвы с Нью-Йорком, тогда как самого главного – связи с какой-нибудь маленькой клиникой в удаленном районе – у них нет. Но именно для того направление и создавалось, чтобы опытные врачи центральных клиник могли консультировать своих коллег в регионах.

В этом направлении мы тоже работаем, сотрудничаем с уфимским разработчиком телемедицинских систем и создаем решение, не зависящее от вендоров «железа». В нем можно будет использовать любые камеры, видеопанели, кодеки, планшеты и смартфоны.

Павел Притула