Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Алексей Козырев: О планах развития ЕПГУ, СМЭВ и других систем электронного правительства

О борьбе с «пробками» в СМЭВ, новой версии портала госуслуг, приоритетах регионов в развитии электронного правительства и рейтингах их успеваемости, роли «Ростелекома», Почты России и НИИ «Восход» в интервью CNews рассказал заместитель министра связи Алексей Козырев.

CNews: Какие приоритеты на 2014 год стоят перед регионами по развитию электронного правительства?

Алексей Козырев: Первое – это реализация в электронном виде услуг из перечня 20 приоритетных, которые установлены в концепции развития электронных услуг; второе – это внедрение в МФЦ регистрации граждан в ЕСИА и использование ЕСИА на региональных порталах; третье – это вывод в СМЭВ сведений, которые необходимы для межведа. Прежде всего, это сведения ЗАГС, соответственно, будет необходимо заниматься автоматизацией ЗАГС. Ну и поддержание в актуальном состоянии тех услуг, которые уже выведены на Единый портал, в части оптимизации административных регламентов.

Сейчас по последней статистике в федеральном реестре государственных услуг зарегистрировано 125 тыс. услуг за счет того, что тонкие нюансы смыслов по муниципальным услугам создают много-много реплик одинаковых услуг. Муниципалитет, создавая услугу, может как бы заново написать регламент, разместить его в федеральном реестре госуслуг в виде документа вложения и создать фактически новую услугу. Мы совместно с Минэкономразвития делаем технологию, при которой административный регламент будет прикрепляться не в виде аттачмента, а данные из административного регламента будут в структурированном машиночитаемом виде вноситься в сами поля федерального реестра госуслуг. И таким образом услуги, которые оказывают муниципалитеты, можно будет сделать на основе справочника. А справочники предполагают стандартизацию и уход от вот этих уникальных разновидностей.

То есть сам процесс утверждения административного регламента меняется. Одно дело, когда у тебя нет никаких ограничений, ты пишешь документ прямо с нуля и выкладываешь его. Другое дело, когда ты выбираешь тип услуги, орган, который оказывает. Все поля заполнил — система сама поймет, какая это услуга, и типизирует ее в соответствующий раздел. Это автоматически опять-таки на уровне технологий приведет к стандартизации муниципальных услуг, сокращению общего количества, номинального количества услуг, к переходу от формального утверждения услуги к реальному утверждению сути услуги, которая оказывается.

Мы с Минэкономразвития так же собираемся стандартизовывать формы документов, которые органы власти выдают в результате оказания услуг. Это тоже очень важная работа, потому что там один и тот же документ, вне зависимости от того, какой муниципалитет его выдал, должен быть примерно одинаковым. Содержать примерно одинаковый набор полей, состав реквизитов. Для этого мы делаем реквизиторий форм документов, который будет привязан к федеральному реестру госуслуг и в котором будут храниться вот эти типовые формы документов, которые можно использовать при создании госуслуг.

Эта новая версия реестра госуслуг также позволяет обеспечить авторизованность запроса сведений по межведу. Потому что сейчас мы не имеем возможности анализировать, действительно ли в административном регламенте предусмотрено право органов власти запрашивать то или иное сведение по межведу. И мы считаем, что, если орган власти запрашивает, он это делает под свою ответственность. Если будут нарушения, мы сможем привлечь к ответственности, потому что все логируется, записывается. При помощи нового реестра госуслуг при проектировании услуги из справочника будут выбираться сведения, которые можно запрашивать. Каждый раз, когда в СМЭВ приходит запрос, мы будем проверять, по какой услуге он пришел и может ли он у органа власти, оказывающей эту услугу, запрашивать именно эти сведения. Это позволит организовать контроль уже не по факту, а превентивно. Нет нормативного права запрашивать сведения – не можешь запросить.

CNews: Оцениваете ли вы бюджеты регионов на электронное правительствов 2014 году?

Алексей Козырев: Судить об объеме бюджетов регионов можно по объему субсидий, которые они запросили из федерального бюджета.Порядок предоставления субсидий предполагает софинансирование из федерального бюджета. Регион дает свои деньги и запрашиваетфедеральные средства по определенным правилам. Так вот объем субсидий, который регионы запросили сейчас, примерно такой же, как был в 2013 году и в 2012 году. Из чего я делаю вывод, что, наверное, региональные бюджеты в 2014 году не выросли и не уменьшились.

CNews: Минкомсвязи планировала создать Совет главного конструктора. Он уже работает? Назначен ли главный конструктор?

Как «Росатом» в шесть раз сократил время на трассировку документов при помощи AI-ассистента
Энергия ИИ

Алексей Козырев: Приказ сейчас согласовывается (на момент публикации интервью приказ уже вышел, — прим. CNews), хотя, на самом деле, проведено два заседания Совета. Цель создания Совета заключается в том, чтобы обсуждать инициативы и потенциальные решения в формате консультаций. То есть это орган, который не призван принимать те или иные решения, а скорее, призван давать оценку тем или иным решениям для того, чтобы потом уже можно было их принимать на подкомиссии, на правительственной комиссии, на уровне ведомств.

В состав Совета вошли как представители федеральных органов власти, так и регионы, вошли представители ИТ-компаний, интеграторов, которые реализовывают проекты в области электронного правительства. Получилась дискуссионная площадка, на которой довольно удобно обсуждать вопросы, которые затрагивают интересы, зоны ответственности различных участников инфраструктуры.


Алексей Козырев: Планируется провести исследование пользовательского опыта и основных приоритетных направлений дальнейшего развития электронного правительства, на основании которого мы сможем построить план развития портала и инфраструктуры на период с 2015 года и дальше

Инфраструктура стала большая, включает много участников со своей конкретной спецификой. Поэтому прежде чем выходить с тем или иным решением на уровень фиксации, важно их обкатывать на консультативном совете. Кроме того, чтобы обсуждать эти решения не только в теории, но и на практике, мы создали стенд главного конструктора, который воссоздает инфраструктуру электронного правительства.

CNews: Каковы возможности этого стенда?

Тренды ML-разработки, R&D и Bare Metal: как меняются облачные технологии для бизнеса
Облака

Алексей Козырев: Он расположен в «Ростелекоме». Это шесть серверных стоек, на которых подняты информационные системы электронного правительства. У этих информационных систем есть интерфейсы, к которым можно подключиться через терминальное соединение с серверами. Основная задача стенда главного конструктора заключается в том, чтобы можно было накатать на него тестовые версии информационных систем и посмотреть: сделать интеграционное тестирование, как это влияет на интеграцию информационных систем между собой. Это очень важная возможность, потому что часто, когда по отдельным контрактам реализуются проекты, направленные на развитие каких-то отдельных информационных систем, тестирование на всей инфраструктуре с анализом эффекта на другие системы провести довольно сложно. Поэтому стенд нужен для того, чтобы на этапе разработки учитывать специфику интеграции большого количества систем, чтобы потом при переходе к стадии внедрения не вскрывались какие-то проблемы, которые препятствуют тому, что эти системы пошли в бой.

Александр Левашов