Разделы

Бизнес

Алексей Кудрявцев: Федеральному заказчику - федеральный ИТ-аутсорсер

Создание компании ISG стало темой горячих обсуждений для участников отечественного ИТ-рынка еще до официального представления этого нового бизнеса. О том, как компания собирается выполнить амбициозные планы и стать крупнейшим ИТ-аутсорсером России, корреспонденту CNews рассказал Алексей Кудрявцев, генеральный директор ISG.

CNews: Почему экспертизу SAP, например, не хотят отдавать на аутсорсинг? Разве экономически выгодно держать у себя 2-3 высокооплачиваемых консультантов?

Алексей Кудрявцев: Выгодно. На сегодняшний день для коммерческих или даже государственных предприятий спрос на ERP-внедрения и прочее, не удовлетворен. Предложения на рынке недостаточно. Конечно, номинально его много, но количество реальных команд, проектных консультантов, прочих менеджеров, аналитиков очень ограничено. Рынок еще слишком молодой.

CNews: Хорошо. Что на ваш взгляд сдерживает рост рынка ИТ-аутсорсинга в России?

Алексей Кудрявцев: Я думаю, что в первую очередь рынку мешает неготовность обеих сторон, участвующих в этом процессе. Мы работаем со значительным количеством крупных промышленных предприятий. Но многие фазы носят предварительный характер. По сути, мы сейчас разрабатываем сервисные модели, расчленяем существующие ИТ-ресурсы заказчика на подлежащие аутсорсингу и не подлежащие, эффективные и неэффективные.

CNews: Госсектор – приоритетная для вас область. Какова ее специфика?

Алексей Кудрявцев: Основное в специфике госсектора по отношению именно к аутсорсингу – это то, что государство сделало только первый шаг в переходе на сервисные модели. Потому что только с этого года оно перешло на возможность заключения длительных, трехлетних сервисных соглашений. Но даже три года – это хорошо для сервисной поддержки, для сопровождения систем. Конечно, три года недостаточно для того, чтобы аутсорсер инвестировал в инфраструктуру. Необходимо минимум пять лет – это срок окупаемости инвестиций в оборудование, которое является стержнем в информационной и коммуникационной составляющей. В коммуникациях срок меньше, в ИТ - больше, но в среднем именно пять лет. Но все равно государство пока не решило вопрос аренды оборудования и капитальных вложений на стороне. А основная доля затрат государства на ИТ и связь идет по этим статьям. Но это вполне понятно – 15 лет рынок развивался по одной логике и ему сложно перестроиться сразу на 180 градусов.

Алексей Кудрявцев: На сегодняшний день для коммерческих или даже государственных предприятий спрос ИТ не удовлетворен. Предложения на рынке недостаточно
Алексей Кудрявцев: На сегодняшний день для коммерческих или даже государственных предприятий спрос на ИТ не удовлетворен. Предложения на рынке недостаточно

CNews: Могут ли какие-то крупные государственные проекты стать катализатором развития рынка ИТ-аутсорсинга в нашей стране?

Алексей Кудрявцев: Разумеется. Первый же крупнейший государственный проект, аналогичный по масштабам инвестиций ГАС «Выборам», где капитальные вложения составляют $0,5-1 млрд., в случае, если государство решит разместить его в сервисной модели, даст колоссальный толчок. Но и подрядчик для этого, разумеется, должен удовлетворять всем требованиям. В первую очередь, он должен быть финансово устойчив.

CNews: Но откуда взяться такому подрядчику, если рынок не сформирован?

Алексей Кудрявцев: По моим данным, на сегодняшний день государство не планирует переводить на сервисные модели ни одну из своих крупнейших информационных систем. К моменту, когда оно созреет к этому, то есть через 3-5 лет, надеемся, наша компания сможет предложить государству сервис такого масштаба.

CNews: У Вас уже есть крупные контракты с госсектором?

Алексей Кудрявцев: Мы работаем над этим. Сейчас это проще, потому что новое законодательство позволяет новым компаниям достаточно активно подключаться к работе.

CNews: Какие изменения в законодательстве вы имеете в виду? Стало легче дышать?

Алексей Кудрявцев: Кому-то легче, кому-то тяжелее. Определенные механизмы, которые ранее использовались для привязки крупных тендеров к тем или иным компаниям, на сегодняшний день работают гораздо хуже. Камнем преткновения существующего закона изначально были квалификационные требования. Сейчас расширился спектр компаний, которые могут принимать участие в гостендерах и во всех тендерах, которые регулируются законодательством. Работать нам реально ничего не мешает.

CNews: В чем отличия в подходе к аутсорсингу в России и в мире?

Алексей Кудрявцев: Проблемы две. Первая -- высококвалифицированный персонал, который не просит себе высокую зарплату. Удельная цена единицы сопровождения в аутсорсинговом проекте у нас и в Германии принципиально разные. У нас в России максимальные цифры, о которых можно говорить сегодня, это $8-9 тыс. в месяц. Это цена для заказчика. На Западе по тем же предложениям на содержание одного специалиста потребуются десятки тысяч ежемесячно. Соответственно, заказчик, пытаясь реализовать там самостоятельно функцию поддержки, например, какого-то тяжелого приложения, просто идет к аутсорсеру, потому что так обходится значительно дешевле.

Вторая беда – это территория России. Аналогов нашей страны в мире не существует. Россия – это 2,3 тыс. районных центров, тысячи крупных городов и т.д. «Сбербанк», «Почта России» и «Связьинвест» оперируют во всей этой громадной среде. Подобных масштабов в мире не существует. Это и есть специфика работы на федеральном уровне. Поэтому когда мы говорим о том, что крупные заказчики, как государственные, так и коммерческие, собираются переходить на сервисную модель, то не имеем ввиду, что сегодня они полностью все делают сами.

Мы считаем, что многие функции должны быть централизованны и передаваться централизованно на аутсорсинг. Для этого должна быть создана некая система, распределенная по стране. Причем не система владения ресурсами, а система управления распределенными ресурсами, которая могла бы предложить эффективную поддержку в центре федеральному заказчику. Федеральному заказчику - федеральный аутсорсер.