Разделы

Интернет Веб-сервисы

Алексей Кузьмин: Обзавестись собственной электронной торговой площадкой теперь не сложнее, чем корпоративным сайтом

Интервью директора по маркетингу и продажам компании B2R Алексея Кузьмина интернет-изданию CNews.ru

CNews.ru: Расскажите немного об истории создания компании B2R

Алексей Кузьмин: Наша компания была образована в 2000 году. Основали ее люди, обладавшие большим опытом управления такими структурами, как коммерческие банки, торговые и промышленные компании.

С момента создания и по сей день ЗАО «B2R» занимается разработкой, внедрением и поддержкой систем электронного бизнеса, ориентированных в основном на российские предприятия и компании. Само название «B2R» — это сокращение от «Business-to-Russia».

Среди наших разработок — многоотраслевая торгово-закупочная площадка МТП B2R — электронная систем класса B2B с полным электронным документооборотом и общепринятой системой финансовых расчетов. Сегодня она насчитывает свыше 1500 предприятий и организаций.

Другой реализованный нами проект, которому уже более полутора лет — GdeVagon.ru — интернет-система слежения за железнодорожными грузоперевозками по территории России, СНГ и стран Балтии. Сегодня GdeVagon.ru обслуживает около 700 предприятий, транспортных и экспедиторских компаний.

Мы занимаемся услугами, связанными с защитой компьютерной информации и приданием юридической силы электронным документам. Это предоставление электронно-цифровых подписей (ЭЦП) и услуг сертифицированного удостоверяющего центра ЭЦП — e-deal Technologies.

И, наконец, наша новая услуга — создание под заказ электронных систем сбыта/снабжения и отраслевых торговых площадок на базе аренды программной платформы B2R по схеме ASP (Application Service Providing). Эта услуга позволяет предприятию или торговой компании быстро и при весьма скромных затратах получить в свое распоряжение полнофункциональную B2B систему.

CNews.ru: Тема систем электронного бизнеса и, в частности, B2B систем довольно популярна в СМИ. Какими свойствами обладает ваше решение, и чем оно отличается от других подобных B2B систем?

Алексей Кузьмин: Если говорить о предлагаемой нами электронной системе сбыта/снабжения (или, если угодно, торгово-закупочной площадке), то в стандартной «поставке» она позволяет автоматизировать процесс взаимодействия предприятия с клиентами, дилерам и поставщиками. Это происходит практически на всех этапахвзаимодействия: информирование о товарных предложениях и потребностях предприятия, привлечение контрагентов, поиск товаров, согласование условий заказа и заключения сделки, выставление счетов и исполнение сделки.

Дополнительно в «пакет» системы по желанию заказчика могут быть включены взаимодействие с бухгалтерскими системами, автоматическое отслеживание поставок железнодорожным транспортом, система безопасных расчетов по электронным сделкам «B2R Эскроу», а также другой необходимый клиенту функционал.

Отличительные особенности нашей системы — это встроенный полный электронный документооборот по сделкам (от автоматического формирования договора и спецификации до выставления счета-фактуры и акта сверки). Причем документооборот допускает использование ЭЦП — как для подписи, так и для полной шифрации документов.

Еще одно уникальное преимущество — встроенное автоиндексирование выставленных заявок и предложений в поисковых системах интернет.

Кроме того, система очень гибко настраивается под требования заказчика и при необходимости может быть легко доработана. Благодаря схеме ASP, сроки создания такой системы сведены до минимума, а стоимость внедрения и поддержки системы очень невысока.

CNews.ru: Что может дать предприятию предлагаемая вами электронная система сбыта/снабжения?

Алексей Кузьмин: Новое качество обслуживания клиентов и партнеров, повышение доходности торгово-закупочной деятельности, большая управляемость, прозрачность деятельности предприятия для его топ-менеджмента.

Если говорить о снижении издержек, то, по оценке аналитиков IBS, экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 22% со стороны сбыта. Непосредственный эффект от переноса торгово-закупочных операций в «электронный формат» может составлять 50% и более.

Благодаря переходу на встроенный электронный документооборот сокращаются расходы на связь (телефон, факс), бумагу, исправление ошибок персонала. Минимизируются объемы печатных каталогов, рассылки факсов и писем, так как размещенная в электронной системе информация о продуктах, ценах и т.д. может мгновенно становиться доступной контрагентам. За счет «online»-взаимодействия значительно сокращается время на проведение одной сделки. И можно успеть совершить большее количество сделок при прежней численности персонала.

Если у предприятия еще нет своего корпоративного веб-сайта (или требуется его заменить), мы можем включить в состав поставляемой системы «веб-конструктор», что позволит развивать и обновлять сайт силами собственного персонала компании, без привлечения дополнительных специалистов.

Если говорить о повышении доходности предприятия — то нельзя не отметить возможность приобретения новых покупателей и поставщиков благодаря уже названному мной автоиндексированию заявок/предложений предприятия в поисковых системах интернет.

Кроме того, заказав англоязычную версию электронной системы сбыта, предприятие может значительно облегчить себе выход на международный рынок, где взаимодействие компаний через интернет давно стало нормой.

CNews.ru: ASP считается довольно перспективным направлением. В России есть немало ASP-провайдеров, которые предлагают услуги веб-хостинга или корпоративной почты. Каковы особенности вашей модели аренды приложений? Чем она отличается от той, что предлагают ваши конкуренты (кстати, кто они)?

Алексей Кузьмин: Действительно, рынок услуг по аренде приложений активно развивается. По оценкам экспертов, к 2004 году только в России он может вырасти до $120 млн. Модель ASP позволяет предприятию использовать в своей деятельности дорогостоящие программные продукты за относительно низкую плату и без взваливания на себя всего груза проблем и расходов, связанных с его приобретением, установкой и поддержкой.

В целом наша модель ASP напоминает аренду CRM-системы: на нашем сервере на базе программной платформы B2R специально под заказчика разворачивается и настраивается электронная система сбыта/закупок; организуются рабочие места менеджера и администратора системы со стороны заказчика и проводится их обучение; осуществляется консалтинг по интеграции системы в бизнес-процессы предприятия, обеспечивается полная техническая поддержка.

Как правило, созданная система виртуально встраивается в существующий корпоративный сайт предприятия, и для посетителя она визуально является частью сайта предприятия.

При этом только заказчик управляет системой, контролирует и определяет правила работы пользователей в ней, а мы лишь осуществляем технико-консультационную поддержку.

На сегодня прямых конкурентов по данной услуге у нас нет. При общении с клиентами иногда нам приходится слышать, что нечто похожее на корпоративную (закрытую) торговую площадку им предлагала Faktura.ru. По сути, им была предложена хотьи несколько обособленная, но все-таки часть самой системы Faktura.ru, предполагающая работу только по правилам Faktura.ru и через определенные расчетные банки этой системы (либо банк заказчика должен стать расчетным банком на условиях Faktura.ru). Мы же создаем, хотя и на своем сервере, совершенно автономную систему для заказчика. Она не связана ни с нашей многоотраслевой торговой площадкой, ни с какими-то другими по умолчанию. Это та система сбыта/снабжения, которой полностью распоряжается сам заказчик: устанавливает права пользователей в системе и правила ведения сделок, определяет формат документов в документообороте, имеет возможность контролировать сделки и доступ пользователей в систему, сам определяет, через какие банки пойдут платежи, сам устанавливает расценки за обслуживание в системе и т.д. Поэтому на сегодня наше предложение уникально.

CNews.ru: Почему вами была выбрана именно модель ASP?

Алексей Кузьмин: Модель ASP позволяет сделать создание электронной системы сбыта/снабжения (или даже отраслевой торговой площадки) доступным — как по цене, так и по требованиям к технической оснащенности предприятия — не только крупным, но и средним и малым предприятиям.

Давайте посчитаем: самостоятельная разработка и запуск системы такого уровня требует поиска и найма квалифицированного персонала, организации рабочих мест, аренды дополнительных площадей, приобретения сервера, сетевого оборудования, необходимого ПО и т.д. Кроме того, наверняка потребуются услуги консультантов или дополнительные затраты на доводку разработанной системы. Такой проект вполне может растянуться на год, а затраты на него составят минимум $200 тыс. (без учета средств на рекламу и маркетинг).

Можно пойти другим путем — заказать систему опытной фирме-разработчику. Это сократит срокии затраты, но не избавит от необходимости наличия ИТ-персонала и инфраструктуры для поддержки электронной торговой площадки на собственной базе. Цена вопроса в этом случае — от $100 тыс., сроки реализации проекта — около полугода.

Как власти сэкономят 155 млрд руб. на стимулировании спроса на беспилотники
Импортонезависимость

Приобретение готового решения позволит несколько снизить расходы, но опыт показывает, что такое ПО, скорее всего, не будет в достаточной мере соответствовать потребностям предприятия — понадобится доработка под специфику конкретного заказчика.

Воспользовавшись нашей услугой (ASP), заказчик получает на выходе тот же результат, что и при заказной разработке — собственную электронную систему сбыта/снабжения, полностью соответствующую специфике предприятия.

Весь процесс создания системы организован у нас как типичный проект по внедрению сложного ПО: предпроектное обследование, формирование и согласование требований к системе, развертывание и настройка ПО, внедрение и консалтинг по интеграции системы в бизнес-процессы на предприятии, обучение персонала заказчика и опытная эксплуатация, и, наконец, сдача системы в коммерческую эксплуатацию и дальнейшая техническая поддержка.

При этом заказчику не нужно приобретать дорогостоящее оборудование, нанимать ИТ- персонал, заботиться о поддержке работоспособности системы, защите данных и т.д. Достаточно иметь компьютер с выходом в интернет (хотя бы по коммутируемым каналам), и сотрудников, умеющих работать с веб-браузером и электронной почтой.

Арсений Федоткин, Selecty: Темп роста лидеров цифровой трансформации замедлился
Бизнес

Если требования заказчика укладываются в стандартный функционал программной платформы B2R, то создание электронной торгово-закупочной системы предприятия по модели ASP займет полтора — два месяца, а стоимость создания системы будет сопоставима с затратами на разработку корпоративного сайта профессиональной веб-дизайнерской студией.

CNews.ru: Каковы сроки окупаемости подобного проекта?

Алексей Кузьмин: Электронная система сбыта/снабжения предприятия, созданная на базе аренды нашего ПО, может окупить себя за достаточно короткий срок — от трех месяцев до полугода. Все зависит от суммарного объема сделок, которые будут проходить через систему. Чем больше объем — тем быстрее заказчик окупит вложенные средства. Сокращению срока окупаемости способствует также то, что арендная плата начисляется не в виде процента от суммы сделок, а исходя из нагрузки на сервер. Такой подход наши клиенты считают справедливым.

CNews.ru: Кто из ваших клиентов уже воспользовался данной услугой?

Алексей Кузьмин: Из уже реализованных проектов по модели ASP могу отметить отраслевую торговую площадку московского приборостроительного завода «Манометр». Этот проект является хорошей иллюстрацией системы, встроенной в корпоративный сайт заказчика: обработка запросов и программное обеспечение торговой площадки «живет» на наших серверах, а сам корпоративный сайт — в другом месте.

Другой проект — система электронного документооборота (СЭОД) торговой компании «Интертехнолоджи», деятельность которой связана с реализацией металлопродукции. Это по сути торгово-закупочная площадка, которую компания вначале планировала для использования в своей сети поставщиков. Потом возникло желание сделать ее универсальной, чтобы можно было организовать и снабжение, и сбыт. Кроме того, в СЭОД потребовалось обеспечить «револьверное» выставление счетов-фактур, что соответствовало сложившейся оффлайновой практике компании. Такую доработку мы им сделали.

CNews.ru: Ориентировано ли предлагаемое вами решение электронной системы сбыта/снабжения на предприятия каких-либо конкретных отраслей?

Алексей Кузьмин: Как я уже говорил, разработанная нами программная платформа обладает высокой степенью настраиваемости и позволяет расширять имеющийся функционал без значительных доработок. Поэтому, ориентируясь в основном на промышленные предприятия и торговые компании, мы не делим их по отраслям: у всех есть и общие черты, и своя специфика. Важнее другое: какую сферу в деятельности предприятия должна будет обслуживать создаваемая система: сбыт/продажи, снабжение/закупки или — и то, и другое. Будет ли это система обслуживать одно предприятие, торгово-промышленную группу или нужна отраслевая торгово-закупочная площадка с платными сервисами.

Однако в числе наших предложений есть и строго отраслевые решения, например — система оперативной аренды вагонов, позволяющая компании-оператору железнодорожных перевозок или экспедитору получать дополнительный доход с временно не задействованного подвижного состава.

Другой пример — банковская торговая площадка, то есть электронная торгово-закупочная система, которую коммерческий банк может создать для своих клиентов — предприятий и торговых компаний. Естественно, что в такой системе расчеты будут проводиться только через конкретный банк или через его партнеров. Кроме того, банк сможет обеспечить безопасность электронных сделок и расчетов в системе с помощью механизма «B2R Эскроу».

CNews.ru: «B2R Эскроу» — это еще один новый продукт?

Алексей Кузьмин: И да, и нет. Этот механизм разработанный нами для обеспечения безопасности при проведении электронных сделок и расчетов применялся с мая 2001 года по декабрь 2002 года в прежней версии многоотраслевой площадки МТП B2R. Разработка входила в состав площадки и не имела отдельного названия. Новая версия МТП B2R по умолчанию работает на уровне рисков обычных оффлайновых сделок между юридическими лицами. Поэтому этот проверенный временем механизм мы выделили в отдельное решение — «B2R Эскроу». Оно позволяет обезопасить покупателя и продавца от неисполнения сделки любой из сторон (например, недоставку оплаченного товара), придать электронным документам, подписанным с помощью ЭЦП юридическую силу.

CNews.ru: Не секрет, что мы значительно отстаем от Запада по уровню развития интернета. Для многих российских предприятий привычными средствами связи остается телефон и факс, а не интернет. Как вы планируете развивать свои услуги в таких условиях?

Алексей Кузьмин: Ну, не все так плохо. По оценке Brunswick Warburg, ежегодный рост российского B2B-рынка составляет 245%, а около 90% крупнейших российских предприятий имеют доступ в интернет. Однако при общении с руководством средних и малых предприятий мы действительно сталкиваемся с проблемой привычки к телефону и факсу. В таких ситуациях мы стараемся помочь предприятию быстрее освоить интернет и оценить его преимущества. Мы осуществляем консалтинг по внедрению и «раскрутке» предприятия в Сети и обучению персонала заказчика работе в создаваемой электронной системе, обеспечиваем технико-консультационную поддержку персонала заказчика.

CNews.ru: Как вы можете охарактеризовать финансовые успехи своей компании в 2002 году?

Алексей Кузьмин: В целом у компании довольно умеренные показатели за прошедший год, поскольку намнеобходимо было вложить значительные средства в развитие новых продуктов и направлений, отдачу от которых мы ожидаем в этом году. Это и новая услуга создания электронных торговых систем по модели ASP, о которой я рассказал. И новая версия МТП B2R, основанная на более эффективной бизнес-модели, и ряд менее значительных проектов.

По итогам прошлого года наиболее успешным проектом оказалась наша система слежения за железнодорожными грузоперевозками GdeVagon.ru, ежемесячный оборот этого проекта увеличился на 297%.

CNews.ru: Какие планы у вашей компании на текущий год?

Алексей Кузьмин: В наших планах — дальнейшее развитие имеющихся у нас решений, разработка дополнительных услуг в системе GdeVagon.ru. Большое внимание будет уделено развитию дилерской сети компании, и в особенности это коснется направления услуги по модели ASP.

Помимо этого, мы стремимся работать на перспективу и по возможности содействовать развитию электронной коммерции в России, включая подготовку квалифицированных кадров для отечественной экономики. У нас есть опыт сотрудничества с Российской экономической академией им. Плеханова по организации практических занятий по электронной коммерции на нашей технологической базе. Кроме того, мы совместно провели ряд семинаров по применению современных информационных технологий в логистике и экспедиторской деятельности. Такого рода деятельность мы планируем продолжать и в этом году.