Алексей Михайлов: Ключевой подход - идти от сервисов
Управление огромным городом немыслимо без современных информационных технологий. О том, что создано в результате реализации городской целевой программы «Электронная Москва» и что планируется создать на втором этапе программы — «ГЦП-2», в интервью CNews рассказал Алексей Михайлов, начальник Управления информатизации города Москвы.CNews: Почему и когда возникла необходимость отдельной программы информатизации города?
Алексей Михайлов: Как это обычно бывает, долго накапливались предпосылки. Современная эпоха информатизации города, условно, продолжается около 15 лет — со времени появления в управленческих структурах первых персональных компьютеров и локальных сетей. Сначала, как и везде, был период очаговой информатизации — в ведомствах возникали программы автоматизации тех или иных функций, естественно, от простого к сложному. Прогресс явно был — менялась идеология мышления, упрощались какие-то этапы работы, постепенно отдельные программы преобразовывались в более или менее многофункциональные системы. И так продолжалось лет 10. Однако в начале 2000-х годов становилось все более очевидно, что такой подход устарел, не соответствовал изменившемуся уровню развития информационных технологий, и, главное, возросшим управленческим требованиям.
К 2003 году, когда идея оформилась, информатизация органов власти и городских организаций находилась в несоответствующем новым требованиям состоянии: ведомственный подход к созданию систем и отсутствие должной координации работ породили множество несовместимых между собой информационных систем и ресурсов. Характерная черта того времени — когда по разным планам создавались системы со схожими или дублирующими друг друга функциями, построенные на аппаратных и программных платформах, относящихся к разным типам и поколениям, несовместимые по идеологии построения и не предусматривающие взаимодействия. Эта ситуация нашла отражение в законе «О городской целевой программе «Электронная Москва» от 2003 года: «Несогласованность и слабая координация работ по информатизации приводит к тому, что остается низким уровень интеграции существующих систем городского управления и местного самоуправления, происходит неоправданное дублирование функций в различных системах, отсутствует общегородской комплекс стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т. п., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих систем».
CNews: Итак, прошло 4 года. Как вы оцениваете текущее состояние реализации ГЦП «Электронная Москва»?
Алексей Михайлов: Программа была утверждена в 2003 году, но, поскольку идеология меняется медленно, а ИТ развиваются быстро, многие постановки задач даже изначально устарели. Первые планы работ, на 2003 и 2004 годы, все еще несли сильный отпечаток традиционного ведомственного подхода — мелкотемье, отсутствие внутренней связности разработок, ориентация больше на бумагу, чем на востребованный конечный результат. Стало ясно, что надо что-то кардинально менять в подходе к планированию работ. Решение, которое теперь кажется очевидным, было принято в 2005 году. Оно заключалось в переходе от ведомственного принципа формирования программы к проектно-ориентированному. Это было достаточно трудное решение, поскольку ведомства не хотели отходить от руля и лоббировали свои интересы.
Эффектом от перехода на новый принцип планирования стало уменьшение количества первичных проектов, повышение прозрачности и управляемости программы: убрали все преходящее, второстепенное, узковедомственное. В то же время, был выделен целый ряд приоритетных систем, имеющих общегородскую значимость. Все проекты разбили по трем направлениям. Первое — информатизация основ жизнедеятельности города: безопасность, ЖКХ, социальная сфера, здравоохранение, образование, культура. Отдельно отмечу оказание государственных услуг жителям и организациям — проект «Одно окно».
Второе направление — автоматизация административного управления. Здесь тоже есть какое-то количество приоритетных проектов. Например, в Москве впервые была создана мощная система, отслеживающая конкурсность госзакупок и регистрацию всех госконтрактов. Созданы система учета недвижимости, мониторинга развития генплана Москвы, городские градостроительный и земельный кадастры, а также ряд технологических систем, которые менее заметны со стороны, но необходимы для обеспечения каждодневных функций городских ведомств и организаций. В городе есть вертикаль управления — мэр, правительство Москвы, подчиненные им структуры. Поэтому создается единая система электронного документооборота Правительства Москвы, которая, прежде всего, обеспечивает функции контроля за исполнением на всех уровнях принятых решений.