Разделы

Наука

Банки отказываются от "самописания" в ИТ

По данным исследования, в 2004 году доля разработчиков систем удаленного банковского обслуживания превысила долю "самописных" системы. Передовые российские банки сегодня внимательно следят за событиями на финансовом рынке и всерьез озабочены укреплением позиций западных конкурентов. Стремясь вывести свой бизнес на высокий уровень, банки с меньшими финансовыми активами также выражают заинтересованность в наличии оптимальной системы, позволяющей установить удаленную связь с клиентами.

Одной из основных задач, которые достаточно успешно решают западные банки, является «Предоставление клиентам единого спектра банковских услуг в удобной для клиента форме». Клиент банка получает необходимые услуги тем способом, который считает максимально приемлемым для себя. К подобному пути взаимодействий с клиентами стремятся сейчас и российские банки, развивая филиальную сеть, укрепляя розничные каналы. Однако взаимодействие через офис не всегда отвечает текущим возможностям клиента. Помимо собственно прихода клиента в филиал или отделение существуют еще возможности альтернативных коммуникаций, которые хорошо себя зарекомендовали: запросы по телефону, интернет и другие пути взаимоотношений с клиентами. В настоящее время развитие такой многоканальной сети оказания и продвижения банковских услуг диктует определенные требования к системам удаленного банковского обслуживания (УБО).

Компания «Организационно Технологические Решения» провела опрос среди российских банков на предмет использования в них систем удаленного банковского обслуживания. В проведенном исследовании принимали участие банки разных категорий, из различных регионов России. При составлении выборки банков для опроса использовались рейтинг 200 банков с наибольшим собственным капиталом и рейтинг 200 банков с наибольшими активами. В результате опроса, проведенного в сентябре-ноябре 2004 года, получены данные об использовании различных систем УБО в 231 банке. На основе полученных данных сформированы следующие основные выводы.

Распространенность в банках различных типов систем УБО, %

Распространенность в банках различных типов систем УБО, %

Источник: По данным компании ОТР

Системы УБО класса Банк-Клиент используют на данный момент более 90% всех банков. Модули класса Интернет-Клиент используют порядка 55% всех банков. Модули класса Телефон-Клиент применяют свыше 20% всех банков.

Сегментация рынка систем УБО

Класс системы Количество банков, использующих данный класс систем В % к общему числу опрошенных банков
Банк-Клиент 215 92
Интернет-Клиент 124 55
Телефон-Клиент 50 20
Общее количество банков, принявших участие в опросе 231 100

Источник: По данным компании ОТР

Системы УБО для обслуживания физических лиц в банках пока еще распространены не так широко, как для корпоративных клиентов. Подобные решения используют около 10% банков, принявших участие в опросе. На данный момент по результатам опроса лидируют системы внутрибанковской разработки, их используют 40% банков (из числа этих 10%).

Банк-Клиент

Наиболее распространенной системой Банк-Клиент, которую используют российские банки, является разработка компании БСС. Она установлена в 70 банках из числа опрошенных, что составляет 32% от общего количества банков, использующих данный класс систем. На втором месте по распространенности стоят системы внутрибанковской разработки. Их используют 48 банков (22% от общего количества), далее следует решение компании "Диасофт" (13 банков и 6% соответственно). Равные доли в 5,5 % занимают системы от компаний РФК и R-Style Softlab (12 банков каждая). Разработку компании "Инверсия" используют 11 банков (5,1%). Систему УБО от компании "Инист" используют 9 банков. Компании "Бифит" и "Кворум" имеют по 8 внедрений решений Банк-Клиент по результатам опроса. Доли этих компаний оцениваются в 3,7% каждая. Разработки компаний "Комита" и ЦФТ внедрены в 7 и 6 банках соответственно, занимая по результатам опроса совокупную долю в 6%.

Рыночные доли разработчиков систем класса Банк-Клиент

Рыночные доли разработчиков систем класса Банк-Клиент

Источник: По данным компании ОТР

Системы от компаний "Мастер Домино", СФТ и "Magic World" используют 4, 3 и 2 банка соответственно, занимая совокупную долю в 4%. Все остальные решения (BARS, Ramax, "Интелибанкир", "Юнисаб") имеют по одному внедрению с общей долей в 2,5%.

Интернет-Клиент

Лидирующие позиции в этом сегменте рынка УБО также принадлежат компании БСС, разработка которой используется в 37 банках (29% от общего числа). Далее следует системы внутрибанковской разработки (29 банков или 23 % рынка). Третье место занимает решение компании "Бифит": она установлена в 28 банках, ее доля составляет 22%. Систему компании "Инист" используют 7 банков (5,5%). Разработки компаний Faktura.ru и "СтепАП" установлены в 5 и 4 банках, с долями 3,9% и 3,1% соответственно.

Рыночные доли разработчиков систем класса Интернет-Клиент

Рыночные доли разработчиков систем класса Интернет-Клиент

Источник: По данным компании ОТР

Системы от компаний "Инверсия" и "ЦФТ" используются в 3-х банках каждая (по 2,3% каждая). Решения R-Style Softlab, РФК, "Комита" и СФТ – 2 банка каждая (совокупная доля 6,4%). Другие разработчики систем типа Интернет-Клиент имеют по одному внедрению, а их общая доля составляет 4% (BSC, Ramax, "Диасофт", "Интелибанкир", Forbis).

Телефон-Клиент

Павел Ахметчанов, Т-Банк: Онлайн-доски борются не друг с другом, а с неудобными процессами
ИТ в банках

Наиболее распространенной системой Телефон-Клиент среди банков, использующих данный тип системы, является разработка компании БСС. Она установлена в 23 из 44 банков (52%), которые используют данный тип систем. На втором месте по распространенности также стоят системы разработанные банками самостоятельно (9 банков или 20%).

Рыночные доли разработчиков систем класса Телефон-Клиент

Рыночные доли разработчиков систем класса Телефон-Клиент

Источник: По данным компании ОТР

Система телефонии от компании "СтепАП" занимает третье месте: она установлена в 6 банках, что составляет 14%. Такие компании как "Артикслайн", Ramax, "Интелибанкир", "Крис", РФК и "Форбис" по результатам опроса имеют по одному внедрению.

Интернет-Клиент для физических лиц

По итогам опроса 23 из 231 банка используют систему УБО для физических лиц. Это составляет 9,8% от размера выборки. Девять банков из числа предоставляющих услуги УБО физическим лицам используют систему собственной разработки (40% от общего числа). Решение компании БСС установлено в 5 банках (22%).

Рыночные доли разработчиков систем класса Интернет-Клиент для физических лиц

Рыночные доли разработчиков систем класса Интернет-Клиент для физических лиц

Источник: По данным компании ОТР

Вышла новая версия гиперконвергентного решения российского разработчика
Цифровизация

Разработку компании "Бифит" используют в своей работе 3 банка. Такое же количество банков используют разработку от компании "СтепАП". По одному внедрению систем УБО для физических лиц у компаний Compass Plus, "Инист" и "Интелибанкир".

Из проведенного исследования хорошо видно, что на рынке систем УБО четко обозначены один-два крупных игрока, и реальную конкуренцию составляют им лишь системы собственной разработки банка. В условиях существующей жесткой конкуренции в банковском секторе следует ожидать дальнейшего увеличения потребности во внедрении систем УБО.

Константин Маркелов, Елена Смирнова

Список банков, принявших участие в опросе

Вакансия CNews Analytics:
Редактор
  • Требования: от 20 лет, коммуникабельность, владение литературным русским языком, успешный опыт работы журналистом/редактором в сфере IT, технический бэкграунд, исполнительность.
  • Основное направление работ: ИТ для органов государственного управления, ИТ для административного управления крупными компаниями.
  • Обязанности: написание и подготовка материалов, интервью; сопровождение проектов; контроль исполнения операций.

Просьба обращаться по адресу.

С другими вакансиями можно ознакомиться здесь.