Банкоматы будут узнавать пользователей "в лицо"
Сейчас, как никогда, банки стараются быть ближе к клиентам. Скорость обслуживания, быстрый доступ к счетам, персонализация — основные тренды финансового сектора. На конференции "Банковское оборудование 2013", организованной холдингом РБК, представители банков и компаний-вендоров попытались определить дальнейшие пути развития банкоматной сети и назвать ИТ-решения, способные повысить качество обслуживания клиентов.Когда говорят о банковском оборудовании, прежде всего имеют в виду банкоматы. Первые "железные клерки" появились в 60-х гг. прошлого века в Лондоне. Сделаны они были вовсе не для того, чтобы клиенту стало удобнее взаимодействовать со своими счетами. С помощью этой модной новинки банки надеялись сэкономить на "живых" сотрудниках. Для того, чтобы снять деньги в таком банкомате, клиент должен был пойти сначала в отделение банка, получить там доступ к своему счёту при помощи ваучера, и уже с этим ваучером он отправлялся к машине. Зато у первых банкоматов была такая функция, которая сейчас известна немногим: услуга по безопасному хранению кошелька. Если вдруг вы видели, что невдалеке от вас ходят подозрительные типы, а поблизости есть банкомат, можно было бросить свой кошелёк в приёмный слот "железного клерка". Позже нужно было звонить в банк, чтобы кошелёк вернули в целости и сохранности. Такой широко разрекламированной когда-то услуги сейчас и не встретишь, зато современные банкоматы существенно нарастили свой функционал и, самое главное, выдвинули удобство граждан на первое место.
Современный банкомат — это "лицо" банка, канал связи и общения организации и клиента. Всё большее значение приобретает персонификация. Банкоматы должны знать о клиенте если не всё, то очень многое: полное имя, состав семьи, увлечения, финансовое состояние и профиль покупок. Банкоматы получают гарантированное внимание клиента во время ожидания операции выдачи или приема наличных средств и имеют две потенциальные рекламные площадки: экран и чек. Кроме того, есть возможность обратной связи через пульт банкомата. Именно поэтому аналитики называют это оборудование идеальным каналом продаж. При этом сохраняются исторический курс на сокращение ручного труда и минимизация числа операционистов за счет расширения возможностей самообслуживания. Говорят, что идеальный розничный офис будущего — это отсутствие офиса.
Первые банкоматы не имели онлайн-связи с банком. Современным устройствам такой режим функционирования уже не подходит. Георгий Коняев, генеральный директор Network Systems Group, пояснил: "Без телекоммуникационного оборудования банкоматы можно считать просто красивой железкой". Будучи технически сложным устройством, банкомат прошел долгий эволюционный путь: от кнопок, похожих на элементы управления трактором, к сенсорным панелям и другим сложным технологическим решениям. Так, например, всё больше машин оснащены средствами биометрической идентификации: по отпечатку пальцев, рисунку радужки глаза и даже по голосу. В этом случае уже через несколько лет пластиковые карточки вообще могут отмереть: банкомат будет сам "узнавать" каждого клиента "в лицо"Александр Садыков, директор департамента МПО "Классика", уверен, что "география банковского сектора в России очень широка. Банкомат Сбербанка может стоят даже посреди голого пространства, как это было в республике Тува. Поэтому чем больший уровень доступа предоставляется банком, тем больше этот банк привлекает к себе внимания".
Анна Бизина: Российский рынок системам автоматизированного приема купюр и инкассации только формируется
Анна Бизина, начальник отдела рекламы и маркетинга компании "СНП-Сервис", представительства CRANE, рассказала, каким требованиям должны соответствовать современные устройства автоматизированного приема купюр и инкассации.
CNews: Какие требования предъявляют банки к современным системам автоматизированного приема купюр и инкассации?
Анна Бизина: С точки зрения защиты от убытков банкам важно наличие заключения ЦБ РФ о прохождении испытаний валидатора в специализированном центре ЦБ РФ. Также обязательна настройка на неприем фальшивых банкнот – проверка наличия 4-х машиночитаемых признаков подлинности, неприем "склеек" – частично фальшивых банкнот, проверка на наличие скотча, щелей и т.д. Обязательно должна быть защита от манипуляций – невозможность извлечения банкноты после валидации.