Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Чиновники ХМАО оформили через СМЭВ более 1 млн справок

При внедрении Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) учитывались стратегические интересы региона в сфере информатизации. В результате удалось не просто ввести систему в эксплуатацию в кратчайшие сроки, но и обеспечить существенный прирост запросов: количество обращений в СМЭВ за 8 месяцев 2013 г. увеличилось в 8,6 раз по сравнению с 2012 г.

Ханты-Мансийский автономный округ – один из первых регионов Уральского федерального округа, приступивший к реализации программы «Информационное общество». Первым шагом к построению СМЭВ стало заключение между Правительством ХМАО и «Ростелекомом» соглашения о сотрудничестве, направленного на формирование инфраструктуры и информационных систем электронного правительства региона.

Геннадий Чернавцев, первый заместитель директора макрорегионального филиала «Урал» «Ростелекома», рассказал CNews, что особых проблем при реализации проекта не возникало, так как власти региона имеют собственную сеть передачи данных и государственное бюджетное учреждение, которое поддерживает работоспособность информационных систем и сети связи Правительства ХМАО. «В свою очередь, у «Ростелекома» на территории ХМАО имеются квалифицированные специалисты филиала, развиты сети передачи данных», – говорит он.

Базовая инфраструктура

Подготовительный этап создания СМЭВ (вторая половина 2011 г. – первая половина 2012 г.) администрация Ханты-Мансийского автономного округа начала с разработки стратегии внедрения.

Сложность заключалась в том, что многие электронные услуги требовали комплексного межведомственного взаимодействия. Кроме того, сроки внедрения были сжатыми, а система управления к предоставлению такого комплекса государственных услуг – не готова. «Мы поняли, что заключать соглашения с каждым федеральным органом власти – тупиковый путь, требующий продолжительного времени без гарантии результата. Однако государство своевременно отреагировало на эти сложности, представив «Ростелеком» единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства», – рассказывает Александр Ким, первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Все возникающие трудности локального значения успешно преодолевались совместными усилиями. Сложнее было, когда решение проблем находилось вне зоны взаимоотношений заказчика и исполнителя. Например, неготовность или неустойчивая работа сервисов федеральных ведомств и т.п. «Кроме того, мы учились друг у друга: «Ростелеком» умеет переводить услуги в электронный вид, а специалисты Правительства ХМАО знали, как должны работать регламенты», – вспоминает Геннадий Чернавцев.

42 млн руб. составили затраты на создание и развитие СМЭВ в ХМАО на конец 2013 г.

Как только появился единый оператор, процесс стартовал. Вторая половина 2011 г. ушла на разработку, согласование и одобрение технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ). На мощностях «Ростелекома» была развернута региональная инфраструктура электронного правительства ХМАО – Югры (РИЭП), включающая в себя множество информационных систем регионального уровня: региональный портал государственных и муниципальных услуг (86.gosuslugi.ru), региональную систему межведомственного электронного взаимодействия, систему исполнения регламентов, инфраструктуру обеспечения юридической значимости электронного взаимодействия.

На низком старте

Дальше проект разворачивался по запланированному сценарию. В первой половине 2012 г. шла работа по получению доступа к электронным сервисам. В целом на подготовку ушел год. Со второй половины 2012 г. началось региональное финансирование проекта, активизировалась работа по созданию СМЭВ, по выводу услуг на Единый портал. В июле 2012 г. отдельные компоненты электронного правительства заработали как на федеральном, так и на региональном уровне.

В 2012 и в 2013 гг. «Ростелеком» совместно с региональными органами власти и местного самоуправления проводил тиражирование услуг в электронном виде, обеспечил организацию полноценного (запросы и ответы) межведомственного взаимодействия с федеральными и региональными органами власти. К концу 2013 г. общие затраты на создание и развитие СМЭВ в автономном округе составят примерно 42 млн руб. При этом общие инвестиции (включая создание и поддержание инфраструктуры, предоставление услуг посредством МФЦ и т.д.) составляют 98 млн руб.

Региональная инфраструктура электронного правительства интегрирована с федеральной и предоставляется для использования как услуга по облачной технологии. «Такой подход позволяет существенно снизить затраты региона на поддержание собственной инфраструктуры и, что очень важно, «удержать» проект «Электронное правительство» в рамках единых федеральных стандартов», – говорит Геннадий Чернавцев.

Подводя итог, можно сказать, что за 2011–2013 гг. проделана огромная работа. Первоначально в электронный вид переводились государственные и муниципальные услуги. Уже в 2012 г. ХМАО – Югра стал одним из первых регионов, в котором параллельно выполнялись работы по обеспечению межведомственного взаимодействия региональных органов власти, используя сервисы федеральных органонов власти через СМЭВ.

Цифровизация документооборота: как бизнесу адаптироваться к изменениям законодательства
Маркет

Первые результаты

На 9 октября 2013 г. на региональном портале государственных и муниципальных услуг ХМАО – Югры (РПГУ) можно было получить120 подуслуг (процедур, переведенных в электронный вид), входящих в состав 58 первоочередных федеральных и муниципальных услуг (утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р). Сейчас в электронный вид переводятся еще 164 федеральных и муниципальных подуслуг. Причем, если регламент оказания подуслуги предусматривает получение справок от других ведомств, данный функционал также реализуется. Это означает, что заявитель обращается только один раз. Промежуточные документы, в случае необходимости, собирают органы власти.

1 млн ответов на запросы был направлен по каналам СМЭВ с июля 2012 г. по сентябрь 2013 г.

Не забыта мобилизация. 5 услуг дорабатывается для использования на мобильных платформах Google Android и Apple iOS. 8 услуг планируется встроить в информационно-платежный шлюз, в итоге появится возможность организовать их оплату через терминалы и интернет.

В 8,6 раз увеличилось количество обращений на РПГУ ХМАО – Югры за 8 месяцев 2013 г. по сравнению с 2012 г.

С июля 2012 г. по сентябрь 2013 г. по каналам СМЭВ было направлено более 1 млн ответов на запросы – это означает, что более 1 млн справок чиновники получили самостоятельно, освободив тем самым заявителя от необходимости ходить по инстанциям. Количество обращений к федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) по каналам СМЭВ от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа за 8 месяцев 2013 г. увеличилось в 8,6 раз по сравнению с 2012 г. (567,1 тыс. против 66,2 тыс. в 2012 г.).

Алексей Котов, OpenYard: Партнерские привилегии в нашей программе стали понятнее и четче
Бизнес

Обучение и планы

В департаменте информационных технологий (ДИТ) администрации ХМАО отмечают, что на рост динамики запросов и оперативность их рассмотрения влияет также такой фактор, как обучение специалистов, работающих в СМЭВ. Для улучшения эффективности работы госслужащих в округе регулярно проводится обучение посредством ВКС, выездных семинаров и т.д. Так, в очной форме по программам «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности» обучение прошло 1,5 тыс. государственных и муниципальных служащих, по программе «Эффективное использование сервисов электронного правительства» – 5,3 тыс. человек.

ВКС и вебинары используются для ознакомления с новыми функциональными возможностями программных продуктов без отрыва от производства. Почти ежеквартально проводятся очные семинары с приглашением ведущих экспертов для обсуждения законодательных новшеств.

По прогнозам Геннадия Чернавцева, в ближайшие 2 года технологические работы по организации функционирования РИЭП, СМЭВ и тиражированию электронных услуг будут вестись планово, с учетом развития и модернизации информационных систем регионального уровня и необходимости их интеграции с федеральными системами.

Виталий Мосеев