Что сдерживает бум SaaS в России. Мнения экспертов
Кризисный 2009 год характеризовался общим падением капиталовложений в ИТ, в том числе заметным уменьшением расходов на ПО. На этом фоне перспективы развития SaaS выглядели достаточно позитивно. По прогнозам аналитических агентств, к 2011 году четверть всего ПО в мире будет продаваться по модели SaaS. О перспективах развития этой модели и о том, что мешает распространению SaaS в России, говорили участники круглого стола "SaaS: расширение сервиса", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.Популярность предоставления ПО как услуги во всем мире постоянно растет. Использование модели SaaS позволяет малым предприятиям получать услуги, доступные крупным компаниям за меньшие деньги. По прогнозам мировых аналитических агентств, к 2011 году ожидается бум SaaS и увеличение рынка практически вдвое с 23% до 45%, при этом, согласно прогнозам, 25% нового ПО для бизнеса будет продаваться по модели SaaS.
Практически все игроки рынка SaaS демонстрировали в 2009 году существенный рост, в большей степени за счет новых подписок на ПО. Емкость мирового рынка достаточно велика - по-прежнему более половины потенциальных пользователей недостаточно информированы о преимуществах модели SaaS.
Тем не менее, опасения заказчиков относительно сервисной модели предоставления ПО за год снизились в два-три раза, что дает возможность построения позитивных прогнозов развития рынка SaaS. Уже сейчас 50% крупных компаний в мире пользуются ПО как услугой.
Однако в России существует своя специфика. В первую очередь, это недостаточное понимание бизнесом выгод, слабое доверие к провайдеру, опасения в безопасности данных, отсутствие широкополосного доступа во многих регионах страны, сложности интеграции, также присутствуют сомнения в гибкости SaaS-решений.
Антон Салов, руководитель отдела корпоративных интернет-решений Softline, считает, что российский рынок SaaS находится на стадии формирования и выделяет следующие его особенности: в первую очередь – отсутствие крупных игроков на рынке, по его словам, а данный момент большинство крупных проектов находятся в стадии стартапов. Г-н Салов полагает, что в России существует большой спрос на project management, но рынок сформируется только, когда на него придут серьезные игроки.
Дмитрий Коростелев: Многие SaaS-компании еще не созрели для выхода на российский рынок
На вопросы CNews ответил Дмитрий Коростелев, технический директор SaaS Workflow Systems.
CNews: Что сдерживает распространение SaaS в России?
Дмитрий Коростелев: Одним из главных правил SaaS компаний является ориентация на локальный рынок в начале своего развития. Многие из них еще не созрели для выхода на российский рынок и поэтому предложений SaaS продуктов значительно меньше, чем на западе.
Евгений Остапенко: Российский бизнес недооценивает все преимущества SaaS
На вопросы CNews ответил Евгений Остапенко, коммерческий директор компании e-Style Telecom.
CNews: Насколько интересны продукты SaaS российскому бизнесу?
Евгений Остапенко: Первые признаки SaaS появились в России в 2006 году. Уже тогда некоторые интернет-провайдеры запустили новые сервисы, которые по бизнес - модели подходили под концепцию SaaS. Более выражено SaaS в России стал проявляться в 2008-2009 года, но как ни странно широкого и массового применения не получил до сих пор.